Найти в Дзене
Вдумчивый сибиряк

"Одежда, волосы вспыхнули в одно мгновение": Военный самолёт погубил 24 воспитанников детского сада

Оглавление
Ministry of Defence of the Russi/Globallookpress
Ministry of Defence of the Russi/Globallookpress

Ошибка пилотов привела к гибели 24 детей. Власти наспех попытались трагедию скрыть, превратив в короткий срок место трагедии в цветущую клумбу.

В середине мая 1972 года в маленьком городке Светлогорске Калининградской области случилась одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР. На детский сад, где дети как раз собрались в столовой на обед, рухнул самолёт Ан-24, убив 35 человек. Но местных жителей пугает и возмущает не только сама трагедия, но и то, что случилось после неё.

Роковое утро 16 мая для пилотов 263-го авиатранспортного полка авиации Балтийского флота СССР началось стандартно – подняться в воздух с аэропорта Храброво, затем проверить радиотехническую аппаратуру в посёлке Коса, пролетев над Балтийским морем. В какой-то момент самолёт отклонился от курса и пересёк линию берега, направившись к мысу Таран, а после приборы перестали его фиксировать.

MOD Russia/Globallookpress
MOD Russia/Globallookpress

Подвёл прибор

Сегодня известно, что самолёт выполнял роль учебной мишени – военные хотели выяснить, каким образом скандинавским частным самолётам удаётся регулярно нарушать границу страны, оставаясь при этом незамеченными.

"Советским командованием было принято решение силами морской авиации Балтфлота провести испытательные полеты в зоне ответственности советских радиолокационных станций береговой системы слежения. И в тот роковой день на задание отправился Ан-24 <…> Накануне полета по команде сверху на Ан-24 был переставлен высотомер с Ил-14. Работоспособность прибора не была проверена должным образом. Никто тогда не мог и представить, как высотомер поведет себя на новом самолете", приводит "МК" комментарий одного из работников 263-го авиатранспортного полка.

Unspecified/Globallookpress
Unspecified/Globallookpress

Предполагалось, что полёт пройдёт на очень низкой высоте – не более 500 метров. Однако из-за множества причин, среди которых густой туман и некоторая доля халатности пилотов, Ан-24 летел всего в 40 метрах над землёй. Основной причиной, впрочем, стал тот самый высотомер от Ил-14. Как оказалось, прибор работал с погрешностью до 70 метров! И если на большой высоте это не имело значения, на столь низкой сыграло фатальную роль.

Сидевший в тот день в кресле первого пилота Вилор Гутник считался весьма опытным и дисциплинированным лётчиком. Однако, полагают эксперты, заметив, как из тумана внезапно появились верхушки деревьев, не придумал ничего лучше, чем по привычке потянуть штурвал на себя. Вот только Ан-24 – машина достаточно неповоротливая, а перед рывком вверх ещё и немного проседает.

Составленная жителями города схема (иллюстрация МК)
Составленная жителями города схема (иллюстрация МК)

В результате самолёт зацепил крылом деревья, едва не уронил установленное в местном парке колесо обозрения и, обдавая струями раскалённого газа гулявших по лесной тропинке школьников, врезался прямо в здание детского сада.

"Мы даже не успели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой боли. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем", – вспоминает Татьяна Е. бывшая в ту пору старшеклассницей, над головой которой пролетел падающий самолёт.

 Aviation Wire/Globallookpress
Aviation Wire/Globallookpress

К моменту столкновения с постройкой, самолёт успел потерять оба крыла и шасси, а также загорелся. Объятый пламенем фюзеляж врезался прямо о второй этаж садика, похоронив под обломками детей и воспитателей, а расплескавшийся повсюду керосин тут же вспыхнул.

Остатки машины вынесло на дорогу, где прямо перед водителями проезжавших машин упала кабина – внутри неё, вцепившись в штурвал мёртвой хваткой, сидел пилот, тоже объятый огнём. Свидетели вспоминают, что к горящим останкам не получалось даже подойти, настолько сильный стоял жар.

Alexandr Graschenkov/Globallookpress
Alexandr Graschenkov/Globallookpress

Строжайшая секретность

Авария унесла жизни 35 человек, 24 из которых были детьми. Также погибли все находившиеся на борту (два пассажира и 6 членов экипажа), повариха детского сада и две воспитательницы, которые скончались в больнице.

В детском саду выжить удалось двоим. Это нянечка Анна Незванова, вышедшая на улицу, чтобы помыть окна, которую отбросило взрывом на несколько метров. И подруга одной из воспитательниц Юлия Ворона, которая в садике оказалась вообще случайно. После трагедии обе девушки со страшными травмами попали в реанимацию, где их вскоре навестили… нет, не родственники. А сотрудники КГБ, которые настойчиво попросили молчать о случившемся, предлагая взамен любую помощь, в пределах возможностей ведомства.

Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

Сразу после крушения к пылающим руинам стянулись экстренные службы и военнослужащие, а позднее в помощь им прибыли и курсанты милиции, которые взяли садик двойным оцеплением и сдерживали обезумевших от горя родителей. В городе было объявлено чрезвычайное положение, отключены электричество и телефонная связь, а на дорогах появились кордоны.

Конечно, скрыть сам факт падения громадного самолёта на детский сад от жителей города было невозможно, но вот подробностей не мог узнать никто. Это моментально породило множество слухов, а вслед за ними и баек, в том числе циничных и странных.

Коллаж Царьграда
Коллаж Царьграда

"Почему до сих пор о нашей трагедии либо не пишут вообще, либо пишут ерунду? Вот читала однажды, что, дескать, после катастрофы в городе был массовый суицид. Что родители кончали с собой, не в силах перенести боль утраты. Еще читала, что спились многие после этого ", – приводит издание возмущённый комментарий одной из местных жительниц, потерявшей в аварии брата.

По словам очевидцев, разобрать завалы удалось очень оперативно. Обгоревшие останки взрослых и детей укладывали прямо на газон, прикрывая белыми простынями, на глазах у людей, пытавшихся прорваться через силовиков. Работы заняли всего несколько часов, после чего тела погрузили в машины и увезли.

MFA Russia/Globallookpress
MFA Russia/Globallookpress

Людей разогнали по домам, запретив покидать квартиры. Между тем, на руинах садика продолжались работы – позднее выяснится, что обломки здания попросту сложили в грузовики и вывезли на местную свалку.

Место же трагедии к утру преобразилось до неузнаваемости. Выжженную землю присыпали свежим дёрном, на месте здания красовалась клумба с цветами, а рядом были отсыпаны осколками красного кирпича прогулочные дорожки. Такую скорость благоустройства, пожалуй, стоило бы похвалить, не будь она достигнута буквально на детской крови.

Фото жителя Светлогорска (опубликовано в МК)
Фото жителя Светлогорска (опубликовано в МК)

"Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…", – вспоминает местный житель Андрей Д.

Погибших детей и педагогов похоронили в братской могиле на местном кладбище, неподалёку от железной дороги. Военных, кстати, похоронили совсем в другом месте – по слухам, требование родителей, чтобы не видеть могилы виновных в гибели их сыновей и дочерей.

Фото: sobory.ru/article/?object=10414
Фото: sobory.ru/article/?object=10414

В этот день были отменены дизель-поезда из Калининграда, официально – ради срочного ремонта путей. Автомобильное движение тоже ограничили. И тем не менее, проститься с погибшими пришли более семи тысяч человек. Несмотря на официальный запрет, некоторым удалось сделать фотографии – ряды готовых к захоронению одинаковых закрытых гробов.

Больше 20 лет о трагедии напоминал только небольшой сквер, разбитый на месте детского садика, а в 1994 году на пожертвования неравнодушных людей был выстроен храм. Над его фасаде установлена памятная доска, а внутри – фотографии погибших в катастрофе.

Фото: sobory.ru/article/?object=10414
Фото: sobory.ru/article/?object=10414

Военные, впрочем, тоже не сидели без дела. По результатам проверки, которые так и не были обнародованы, со службы были уволены более 40 должностных лиц. При этом к уголовной ответственности так никого и не привлекли. В народе же пустили слух, что в крови пилотов якобы нашли алкоголь – вот только в версию с лётчиками-пьяницами мало кто поверил.

К слову, в советские годы было построено 1367 самолётов Ан-24. Из них 174 машины, то есть около 12%, были потеряны в серьёзных авариях и авиакатастрофах.