Найти тему

Выпуск №10. Бимсы, банки и степс. Постройка модели Gozzo S.Caterina 1759 в масштабе 1:12. Судомоделизм.

В прошлом выпуске я рассказал о установке внутреннего силового пояса и ходовых настилов на модель судна. Сейчас необходимо распланировать дальнейший ход работ с учётом покрытия и патинирования внутренних конструкций модели. Работы я решил выполнять в следующей последовательности:

  1. Бимсы сидений;
  2. Банки;
  3. Степс мачты;
  4. Покрытие.

Начал с самого простого - бимсы носового и кормового сидения. По два бимса на каждое сидение. Бимсы имеют погибь. Сделал их из розовой груши. Выпилил из ламели толщиной 3 мм. Стамеской сформировал пазы под бимсы в рейке усиливающего пояса.

Бимсы кормового сидения.
Бимсы кормового сидения.

Поставил бимсы на место, но пока не приклеивал.

Заготовки банок сделал по такому же принципу, что и бимсы. Все банки имеют одинаковую погибь. Поэтому я сделал 6 одинаковых заготовок с запасом по длине. Разметил на усиливающем поясе места размещения банок в соответсвии с чертежами и сделал неглубокие пазы. По длине каждую банку подгонял индивидуально таким образом, чтобы торцы банок упирались в топтимберсы либо в обшивку и не сдвигались.

Паз под банку.
Паз под банку.

На данном этапе я оставил банки в виде заготовок. Они немного толще, чем надо. Доделывать их окончательно и устанавливать на место я буду позже.

Заготовки банок на своих местах.
Заготовки банок на своих местах.

Основная задача банок на данный момент - это поиск места установки степса под мачту. Степс - это опорный башмак, в паз которого входит сформированный на торце мачты шип. Он устанавливается на ходовой настил и через него опирается на два флортимберса.

Одна из банок по середине имеет расширние - в этом месте необходимо сделать ложе, в которое будет устанавливаться мачта и фиксироваться намёткой. Ложе делается с учётом угла наклона мачты - 10 градусов к носу.

Угол наклона мачты.
Угол наклона мачты.

Чтобы определить точное положение степса относительно банки я выточил на токарном станке короткий макет мачты. На торце макета вырезал шип.

Торец макета мачты.
Торец макета мачты.

Шип в пазу степса не даёт мачте проворачиваться.

Сделал из розовой груши степс. Установил макет мачты в степс. Подвёл мачту к банке и выставил по малке под нужным углом. Отметил место положения степса на настиле и приклеил его.

Позиционирование степса.
Позиционирование степса.

При этом банку с ложем прижал к корпусу лодки струбциной, чтобы её не выворачивало макетом мачты.

Я подошёл к моменту покрытия видимых и скрытых участков внутренней части модели. Опыта в такой работе у меня нет, поэтому морально готов был к экспериментам и к тому, что может получиться не то, что планирую. До начала работ на модели, я сделал пробники из яблони, груши и клёна и попробовал разные варианты покрытий. Больше всего мне приглянулось использование тонированного шеллака (которым я покрыл участок днища под настилом) и битумного лака. Но одно дело как выглядит на пробнике, а другое - на модели.

Шеллак я наносил несколько раз, кистью. Покрывал все места, которые можно разглядеть. Битумный лак также наносил кистью и сразу салфеткой протирал, получается патинирование. После битумного лака модель получилась чумазая, жуть 😮. Битум не сох. Оставался вонючим и липким. Я уже было подумывал смывать его. Но попробовал покрыть маслом leinos 290. Это не чистое масло, а смесь с масел с воском. Нанес его на участок небольшой, подождал минут 10 и протёр салфеткой. Салфетка впитала в себя грязне масло. Т.е. битумный лак растворился и снялся с прямых участков. Но не полностью. Тонировка небольшая осталась, а в углах и щелях патина осталась. Стало выглядеть повеселее. Сделал так везде. Поверхность после высыхания масла, во-первых перестала липнуть, во-вторых вонять, а в третьих получила приятный едва заметный шелковисто-матовый отблеск. И, в целом, этот вариант мне понравился.

Покрытая внутрянка.
Покрытая внутрянка.

Во время проведения лако-красочных работ я прогвоздевал внутренний усиливающий пояс.

Все гвоздевые соединения, выполняемые на судне производились медными гвоздями.

Накернил лунки, просверлил отверстия 0.6 мм (ручной сверлилкой) и забил гвоздики. Подробнее о медных гвоздях я расскажу в статье о гвоздевании обшивки.

Гвоздевание внутреннего усиливающего пояса.
Гвоздевание внутреннего усиливающего пояса.

Со временем, мне все больше стал нравиться результат патинирования. И я решил придерживаться этой схемы при покрытии элементов модели в будущем.

В следующем выпуске 📝 я смонтирую на модель настилы сидений, банки и привальный брус.

Мой Telegram-канал.

Подпишитесь 🔔 на канал, чтобы не пропустить новый выпуск.

Здесь сосредоточены все статьи по постройке модели.

Спасибо за внимание и до встречи на канале!