Найти в Дзене
Записки злого юриста

ФАС впервые возбудила дело о манипуляциях с рекламой кредитов

Антимонопольщики начинают показывать банкам, что граждан обманывать нехорошо. С экранов телевизоров и мониторов реклама  обещает нам привлекательные ставки по кредитам, гибкие условия и прочие радости жизни. Смотри, как выгодно! Бери, не сомневайся! И граждане, ослеплённые низкими процентами, как телята, доверчиво оформляют кредит, а там сюрпрайз-сюрпрайз: ставки низкие, если ты выполнишь кучу невыгодных условий (а ты не выполнишь, ты же считать умеешь). А без них ставка автоматически становится не такой уж и выгодной, как в рекламе.

Дело в том, что все эти "дополнительные условия" и "условия акции" обычно было принято стыдливо прятать в самом низу экрана, мелким шрифтом, да еще практически нечитаемым цветом. Признайтесь, вы будете разглядывать условия кредита, придвинув нос вплотную к экрану? Вот и никто не разглядывает. И по закону не обязан.

С 23 октября 2023 года в ст. 28 закона "О рекламе" внесены изменения, согласно которым в рекламах кредита нужно указывать полные условия по ставкам, то есть не самые привлекательные %, а весь возможный диапазон, а также полные условия по кредиту. При этом вся информация должна быть указана одинаково заметно, "поиграть со шрифтами" больше нельзя.

Скриншот с сайта https://base.garant.ru/12145525/53070549816cbd8f006da724de818c2e/#block_2803
Скриншот с сайта https://base.garant.ru/12145525/53070549816cbd8f006da724de818c2e/#block_2803

Первый штраф за незаконную рекламу кредита

ФАС установила, что в общественном транспорте Москвы и МО крутили рекламу одного из российских банков, где крупным шрифтом указывалась только привлекательная для потребителя информация о низкой процентной ставке по кредиту. А данные об иных условиях, влияющих на итоговую стоимость кредита (сумма, срок, условие о заключении договора страхования и т. д.), упоминались лишь в поясняющей сноске и были указаны трудным для восприятия шрифтом.

-3

Дело возбуждено о нарушении  ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", поскольку потенциальные потребители из рекламы фактически не могли получить полную информацию по кредиту. Если ФАС правильно соберут доказательства и грамотно отобьют оправдания банковских юристов, мы увидим, как банк штрафуют по  ст. 14.3 КоАП РФ. А штрафы там немаленькие, особенно для банков:

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц – от 4 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. А распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, может грозить организации штрафом до 800 тыс. руб. (ч. 1, ч. 6 ст. 14.3 КоАП РФ).

Как думаете, кто победит в этой схватке: банк или Федеральная антимонопольная служба?