Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Легкий чешский танк-разведчик с оглядкой на ИС-3

История проектного чехословацкого легкого танка Škoda T-17 и машин на его базе

В 30-е годы основными игроками на ниве танкостроения в Чехословакии стали Škoda и ČKD. Два заклятых друга, как их можно назвать, были не прочь подставить друг другу подножку. Вместе с тем, когда это было надо, Škoda и ČKD могли объединиться, распределив между собой крупные военные заказы. Даже в годы Второй мировой войны так получилось, что оказавшиеся под немецкой оккупацией чехи умудрялись делить заказы. Наиболее характерным примером стал истребитель Jagdpanzer 38, разработанный BMM (так в 1939 году ČKD переименовали немцы). Выпускался он обоими производителями, причем после войны наибольшую выгоду от этого получила Škoda, поставлявшая G-13 за экспорт.

О существоании ИС-3 чехословацкие военные зналиеще в апреле 1946 года.
О существоании ИС-3 чехословацкие военные зналиеще в апреле 1946 года.

После окончания Второй мировой войны армия возрожденной Чехословакии снова захотела танки отечественного производства. Приоритетом стал танк среднего класса, как лучше всего подходящий для современного поля боя. Тем не менее, и ČKD, и Škoda продолжили заниматься легкими танками. И если ČKD продолжала попытки развить концепцию шасси Praga TNH, то в Пльзени решили начать с чистого листа. Их Škoda T-17 не имел ничего общего с легкими танками довоенного и военного периода.

Škoda T-17, эскизный проект от 3 сентября 1948 года.
Škoda T-17, эскизный проект от 3 сентября 1948 года.

В отличие от среднего танка по программе TVP (Tank Všeobecného Použití, или основной боевой танк), легкие танки не интересовали командование чехословацкой армии. TNH 57/900, который разрабатывался ČKD, однозначно ориентировался на экспорт. В этом смысле объединение ČKD совершило большую ошибку, поскольку с легкими танками в мире тогда проблем не имелось. Скорее наблюдался их переизбыток, особенно американских легких танков. На их фоне TNH 57/900 выглядел явно пришельцем из прошлого, так что финал "тюнинга" Pz.Kpfw.38 n.A. оказался предсказуемым. На этом фоне подход Škoda оказался куда более разумным.

Какой танк чехи смотрели как пример для подражания, очевидно.
Какой танк чехи смотрели как пример для подражания, очевидно.

В Пльзени поступили довольно хитро, воспользовавшись опытом разработки среднего танка. Обычно происходит обратная ситуация, то есть сначала проектируют легкий танк, а потом уже его "раздувают". В данном же случае произошла обратная ситуация. Дело в том, что Škoda работала по новому среднему танку, который являлся дальнейшим развитием Škoda T-40. Представленный в декабре 1946 года проект прожил недолго, поскольку еще в апреле того же года чехословацкие военные узнали о существовании тяжелого танка ИС-3. Форма его корпуса и башни были взяты в основу улучшенного танка по программе TVP. При этом Škoda решила параллельно создать и легкий танк. По иронии судьбы, именно о среднем танке, который разрабатывался по мотивам ИС-3, данных не сохранилось, а вот Škoda T-17 (1 - легкий, 7 - седьмая модель) остался достоянием истории.

75-мм зенитная пушка Škoda R 4, она являлась базой для танквого орудия Škoda A 26 с револьверным питанием.
75-мм зенитная пушка Škoda R 4, она являлась базой для танквого орудия Škoda A 26 с револьверным питанием.

Проект танка, подготовленный 3 сентября 1948 года, существенно отличался от Škoda T-40. Если разработанный в 1946 году средний танк явно базировался на немецких идеях, то теперь в нем было больше советских наработок. От ИС-3 взяли не так много - сильно переработанную двухсткатную лобовую деталь корпуса и идею башни "блинчиком". Корма машины больше напоминала Т-34, это же касалось и ходовой части. Подвеска осталась торсионной, но уже "советского" типа, а не двойные торсионы по немецкому образцу. В качестве силовой установки предлагался бензиновый V-образный 8-цилиндровый мотор водяного охлаждения объемом 15 литров и мощностью 275 л.с. при 2200 об/мин. По расчетам танк с боевой массой 19 тонн должен был разгоняться до 45 км/ч.

Реконструкция внешнего вида Škoda T-17.
Реконструкция внешнего вида Škoda T-17.

Škoda T-17 по концепции напоминал классический легкий танк межвоенного периода, который "средний танк поменьше". Помимо умеренной подвижности, машина отличалась броневой защитой на уровне TVP. По крайней мере с лобовой проекции. Толщина лба корпуса достигала 50 мм, а бортов - 25 мм, у башни толщина лба составляла 60 мм. Особенностью танка стала 75-мм пушка Škoda A 26 с револьверным питанием. Разрабатывалась она на основе зенитной пушки Škoda R 4, которая также имела механизм заряжания. При начальной скорости снаряда 880 м/с орудие чуть превосходило немецкую танковую пушку KwK 40 L/48.

Самоходная гаубица 105 mm ShH 14,3/540-LP.
Самоходная гаубица 105 mm ShH 14,3/540-LP.

То, что легкий танк скорее следует рассматривать как "усохший" TVP, видно из целого вороха проектов, которые Škoda представила в ноябре-декабре 1948 года. Впервые их показали на совещании MNO (чехословацкого Министерства обороны) 18–20 ноября 1948 года. Именовались они как "шасси LP", при этом показывали их одной кучей со схожими САУ на шасси TVP. Разница была в габаритах и орудиях. При этом шасси LP уже имели отличия. Для повышения подвижности предполагалось ставить 500-сильный дизельный мотор воздушного охлаждения, который обеспечивал более высокую подвижность. Вероятнее всего, тот же двигатель предполагался и на доработанном T-17.

105-мм гаубица Škoda H 9, в отличие от САУ, данное орудие построили в металле.
105-мм гаубица Škoda H 9, в отличие от САУ, данное орудие построили в металле.

Всего в предложениях Škoda от 15 декабря 1948 года значилось 4 САУ на базе шасси TVP. Первой шла ЗСУ ShPLK 2,12/1020-LP, которая получала 50-мм автоматическую зенитную пушку Škoda PLK. Орудие так и не было построено, но позже на его основе разработали 57-мм зенитную систему Škoda R 11. Боевая масса ЗСУ составляла 11770 кг, так что с подвижностью там всё было в порядке. Толщина брони снижалась, поскольку ЗСУ она особо не нужна.

Истребитель танков 76,2 mm Sh PTK 6,4/900-LP с башенным размещением вооружения.
Истребитель танков 76,2 mm Sh PTK 6,4/900-LP с башенным размещением вооружения.

Далее предлагалась более классическая боевая машина - рубочный истребитель танков 76,2 mm Sh PTK 6,4/900-LP, Данная САУ представляла собой развитие концепции Jagdpanzer 38 (Škoda G-13) на более легком шасси. За счет того, что рубка получалась легче, боевая масса снижалась до 17 тонн. В качестве вооружения предлагалась 76-мм пушка Škoda A 19, которая была совсем не "бумажной". При начальной скорости 915 м/с она несколько превосходила 75-мм пушку Pak 40. Правда, в серию орудие не пошло, поскольку для конца 40-х годов оно было уже слабовато.

Истребитель танков 76,2 mm Sh PTK 6,4/900-LP, Данная САУ представляла собой развитие концепции Jagdpanzer 38 (Škoda G-13) на более легком шасси.
Истребитель танков 76,2 mm Sh PTK 6,4/900-LP, Данная САУ представляла собой развитие концепции Jagdpanzer 38 (Škoda G-13) на более легком шасси.

Третий и четвертый проекты шли тандемом, выглядели они наиболее интересно. 76,2 mm Sh PTK 6,4/900-LP (второй с таким же индексом) и 105 mm ShH 14,3/540-LP представляли собой быстроходную САУ с вращающейся башней вместо рубки. В обоих случаях боевая масса составляла 16 тонн. Как и рубочная САУ, 76,2 mm Sh PTK 6,4/900-LP получала 76-мм пушку Škoda A 19. Вторая САУ получала 105-мм гаубицу Škoda H 9, также не "бумажную". Представляла она собой адаптацию 105-мм немецкой гаубицы leFH 18 к чешскому лафету. Как и Škoda A 19, это орудие осталось опытным.

 ЗСУ ShPLK 2,12/1020-LP, которая получала 50-мм автоматическую зенитную пушку Škoda PLK.
ЗСУ ShPLK 2,12/1020-LP, которая получала 50-мм автоматическую зенитную пушку Škoda PLK.

Все эти проекты остались на бумаге, как и базовый танк. Дело в том, что MNO легкие танки были не интересны. Если уж более крупные САУ на шасси TVP так и остались не востребованными, то про машины на не приоритетном шасси и говорить не приходится. Не было заинтересованности и у зарубежных заказчиков, тем более что конкуренция оказалась нешуточной. Тем не менее, надо отдать инженерам Škoda должное. Они создали не просто современный легкий танк, но и целое семейство САУ на его базе. При должном внимании со стороны заказчика они выглядели вполне реализуемыми. Проблема в том, что спроса не оказалось, как и на другие бронетанковые проекты Škoda.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере и Франтишеку Роцкоту (Прага, Чехия) за помощь в подготовке материала

Список источников:
VHÚ Prahan
US NARA
Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011
valka.cz
Архив Юрия Тинтеры

Другие статьи по чехословацким танкеткам и легким танкам:

Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33

История Škoda MU-4 (Škoda Š-I), танкетки от чехословацкого оружейного гиганта, которая так и не нашла своего клиента

Танкетка Praga AH-IV, первый успех ČKD на поприще экспортера бронетанковой техники

История R-1 (Praga AH-IV-R), чехословацкой танкетки, которая строилась по заказу румынской армии

История малого танка Strv m/37, он же Praga AH-IV-Sv, самого массового шведского танка на начало Второй мировой войны

Разведывательный танк-амфибия ČKD F-IV-H, появившийся слишком поздно, чтобы попасть в чехословацкую армию

Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией

Škoda Š-I-D (T-32), единственный успех Škoda на ниве создания танкеток

История Škoda Š-II (Škoda SÚ), первого легкого танка из Пльзени, построенного в металле

История LT vz.35 (Škoda Š-IIa), самого массового чехословацкого танка межвоенного периода

Экспортные варианты Škoda Š-IIa, а также развитие конструкции чехословацкого легкого танка

История опытного танка-разведчика Škoda T-15 (Pz.Kpfw.T-15), первого чешского танка со сварным корпусом и башней

Praga P-II, он же LT vz.34, первый чехословацкий легкий танк собственной разработки, запущенный в серию

Легкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38

Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийным

История легкого чехословацкого экспортного танка Praga LTP (Tanque 39), созданного для перуанской армии

История Praga LTL-H (LTH), или Panzerwagen 39, легкого экспортного танка, который выпускался для швейцарской армии и отчасти самими швейцарцами

P-II-a и P-II-b, опытные легкие танки разработки ČKD, ставшие неудачниками армейского конкурса

История LT vz.38, самого совершенного чехословацкого танка предвоенного периода

История Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A-Ausf.D, чехословацкого легкого танка, который оказался в роли эрзац-среднего

История легких танков Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-G, наиболее массово применявшихся на советско-германском фронте в 1941 году

Рассказ о легком танке Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.F из коллекции парка "Патриот"

Изучение и использование трофейных танков Pz.Kpfw.38(t) в Красной Армии

История плавающей версии Pz.Kpfw.38(t), оснащенной понтонами AP-1

Pz.Kpfw.38(t), прибывший в Главный Храм Вооруженных Сил РФ по обмену

Сборный Pz.Kpfw.38(t) для короля Иордании

Рассказ о командирском танке Sd.Kfz.268 на базе Pz.Kpfw.38(t), восстановленном в Музее Техники Вадима Задорожного

Статья по Pz.Kpfw.38(t) n.A., танк-разведчик на базе Pz.Kpfw.38(t)

TNH 57/900, последний из танков семейства TNH, разработанный ČKD после войны

Чехословацкая танковая промышленность в первое послевоенное десятилетие