Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Перспективный средний танк от "Шкоды"

Проект среднего танка Škoda T-40, развитие концепции танка TVP

Окончание Второй мировой войны совсем не означало, что на этом гонка вооружений прекратится. В полной мере это касалось и мирового танкостроения. Одни страны развивали свои танки, можно сказать, по инерции, вторые старались наверстать разрыв в развитии танков, как это было, например, у англичан. Наконец, ряд стран которые долгое время находились под немецкой оккупацией, перезапускали свои танкостроительные программы. В первую очередь это касалось Франции и Чехословакии.

Несмотря на то, что сама Škoda тяжелые танки не производила, у нее имелся опыт как смежника.
Несмотря на то, что сама Škoda тяжелые танки не производила, у нее имелся опыт как смежника.

Как показал опыт Второй мировой войны, приоритетным направлением являлось создание средних танков. В этом смысле чехословацкие военные сделали правильный выбор. Осенью 1945 года Генеральный штаб инициировал разработку среднего танка, который, в перспективе, должен был стать главным танком чехословацкой армии. Об этом намекал и индекс машины - TVP (Tank Všeobecného Použití, или основной боевой танк). Впрочем, концепция TVP была скорее описанием того, что хотели видеть чехословацкие военные. Более реальной разработкой стал Škoda T-40, средний танк, который базировался на концепции TVP.

Занимались на Škoda и танковыми орудиями.
Занимались на Škoda и танковыми орудиями.

Надо сказать, что у Škoda ситуация вокруг танкостроительной программы выглядела не столь запущенной, как в случае с ČKD. Да, собственные танки Škodawerke перестала выпускать раньше, чем BMM (так ČKD называлась при немцах), но не всё так просто. Škodawerke сидевшая под колпаком СС, оказалась вписанной в немецкую танкостроительную программу. В системе, куда входил ряд заводов, Škodawerke отводилась роль изготовителя (а отчасти и разработчика) компонентов ходовой части. В частности, ходовая часть Maus выпускалась именно там. А еще Škodawerke под конец войны оказалась вовлечена в программу производства корпусов и башен Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.

Эскизный проект Škoda T-40, датирован 10 декабря 1946 года.
Эскизный проект Škoda T-40, датирован 10 декабря 1946 года.

В результате Škoda получила опыт разработки и выпуска компонентов для средних и тяжелых танков. Не говоря уже об артиллерийском производстве, которое у Škoda во время войны в принципе не простаивало. Из двух производителей танков именно в Пльзене подхватили разработку TVP. Что же касается ČKD, то там работать по проекту VTÚ (Vojenský Technický Ústav, Военно-Технический Институт, Прага) вообще не стали. Возможно потому, что танка там, по сути, не было. Имелись какие-то пожелания, не более того.

Ходовая часть была типично немецкой, с двойными торсионами.
Ходовая часть была типично немецкой, с двойными торсионами.

При таком багаже знаний не стоит удивляться, что танк от Škoda оказался еще более "немецким", чем TVP. Собственно говоря, от исходного проекта VTÚ в Пльзени оставили немного. Общая конфигурация корпуса с характерной "угловатой" носовой частью была сохранена. Также сохранилась полная ширина (3200 мм), база (4600 мм), высота шасси (1800 мм) и общая высота (2600 мм). При этом корпус стал немного длиннее (6700 мм против 6440 мм), изменилась форма кормовой части. Но TVP вполне угадывался. Бронирование осталось по ТЗ еще 1945 года - 65 мм лоб, 40 мм борта.

Имелся у Škoda и опыт разработки элементов ходовой части, включая траки для Pz.Kpfw.Maus.
Имелся у Škoda и опыт разработки элементов ходовой части, включая траки для Pz.Kpfw.Maus.

А вот дальше начинались существенные различия. По итогам изучения ТЗ на Škoda пришли к неутешительным выводам. Специалисты VTÚ сильно ошиблись с точки зрения боевой массы. Подсчет показал, что там ни о 30, ни о 33 тоннах не пахнет. Поэтому танк получил заводское обозначение Škoda T-40, цифра означала боевую массу. Не годилась и ходовая часть с блокированной подвеской. На Škoda воспользовались немецким опытом, поставив на танк "классическую" немецкую подвеску на двойных торсионах. Некоторые элементы, например, поддерживающие катки, явно перекликались с довоенными разработками Škoda. Траки имели ширину 700 мм, удельное давление выглядело очень приличным - 0,62 кг/см2.

Немецкое происхождение было и у двигателя Škoda 16 ADH 140.
Немецкое происхождение было и у двигателя Škoda 16 ADH 140.

Крайне интересно выглядела силовая установка танка. Общение с Porsche K.G. не прошло даром: в Пльзени считали, что танку нужен дизельный мотор воздушного охлаждения. Так вот, он был еще и X-образым, 16-цилиндровым, объемом 33,25 литров. Насколько Škoda 16 ADH 140 пересекался с SLa 16, вопрос, но явно без него не обошлось. Согласно расчетам, мотор развивал мощность 700 лошадиных сил при 2000 об/мин. С ним Škoda T-40 должен был развивать скорость до 50 км/ч. Танк получал 5-скоростную коробку передач.

При проектировании башни также использовался немецкий опыт.
При проектировании башни также использовался немецкий опыт.

Если шасси Škoda T-40 вполне напоминало TVP, то башню переделали почти полностью. Сохранилось вооружение (88-мм пушка KwK 36 L/56), при этом от курсового пулемета и огнемета отказались. Плюс-минус сохранили свои места командирская башенка и люк наводчика. А вот сама башня стала другой, в ней ощущалась немецкая школа. Установка орудия так и вовсе была копией Scmallturm. Аналогично этой же башне, наводчик использовал перископический прицел.

Реконструкция внешнего вида Škoda T-40.
Реконструкция внешнего вида Škoda T-40.

Представленный в декабре 1946 года проект выглядел вполне зрелым. Возникали вопросы насчет перспектив силовой установки, но на фоне абсолютно "бумажного" TVP, предложение "Шкоды" выглядело куда более зрелым. Проблема заключалась в том, что проект TVP уже не устраивал. В апреле 1946 года чехословацкие военные узнали о существовании ИС-3, чья форма корпуса и башни тогда считались образцовыми. Поэтому Škoda T-40 явно запаздывал. Уже в 1947 году начались работы по переделке проекта. Тем не менее, многое из того, что заложили в этой разработке, далее перетекло на другие боевые машины.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере и Франтишеку Роцкоту (Прага, Чехия) за помощь в подготовке материала

Список источников:

VHÚ Prahan

ЦАМО РФ

US NARA

Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011

valka.cz

Архив Юрия Тинтеры

Другие статьи по чехословацким средним танкам и машинам на их базе:

Škoda SKV/Škoda Š-III, первый средний танк для чехословацкой армии от Škoda

История опытного чехословацкого среднего танка Tatra T-III

Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию

История среднего танка Škoda Š-IIс (T-21), который не пригодился чехословацкой армии, но оказался полезен венграм

Pz.Kpfw. Škoda T-22/T-23, последний средний танк разработки Škoda, который был изготовлен в металле

История проектных чехословацких танков Škoda T-24 и T-25, а также САУ на их базе

T-40/75N, бывший Pz.Kpfw.IV, прошедший модернизацию в Чехословакии и повоевавший на Голанах

О "четверке" с площадки возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ

История чехословацкого проектного среднего танка TVP (Tank Všeobecného Použití)