Размышляя о том, какие история выделывает виражи, повторяя уже давно забытое и пройдённое, подумал про одно интересное сходство там, где его, казалось бы, и быть не может.
Начнём издалека. Люди далёкие от изучения глубокого истории весьма слабо сегодня представляют себе средневековую артиллерию. Те пушки и гаубицы, что мы знаем по нашей современности — это лишь короткий отрезок в истории артиллерийского вооружения. А очень много веков на вооружении всех армии состояли примерно одинаковые по конструкции орудия. Тем более, что (с сегодняшней точки зрения) конструкция была настолько простой, что и повторить её особого ума не надо. И стреляли пушки того времени всё больше ядрами. Которые, вопреки сценам многих фильмов о раньшем времени совсем даже не взрывались. Были, конечно, и бомбы, которыми стреляли из мортир и гаубиц (а у нас из единорогов), но всё-таки основным было ядро.
А чем ядро отличается от пули? Разницу современной пули и снаряда, думаю любая домохозяйка приставляет — пуля маленькая и может поразить лишь одного (если не брать всяких нестандартных ситуаций) человека, тогда как артиллерийский снаряд происходит огромные разрушения и может уничтожить десяток, и не один, людей.
А ядро? Оно от пули отличается только размерами. И попадая в конкретного человека, оно только его и поражает. Соседи справа и слева останутся живы и здоровы. Конечно, если ядро попадает в колонну солдат, то оно поразит не только одного, но и какое-то количество тех, кто находится за ним. Точнее, может поразить. Ибо, если есть примеры, как ядро попадая в строй солдат убивало и калечило до десяти человек, но есть примеры и обратные. В одном из современных фильмов о том времени есть впечатляющий кадр, как одному солдату ядро попадает в голову, но пролетает дальше, не задев остальных. Там же есть схожий кадр, с отрыванием ноги, но остальных ядро не задевает. Это, конечно, кино, но такое есть и в воспоминаниях.
Надо вообще не забывать, что все мы, привыкшие к современному оружию, поневоле придаём его свойства и тому, чем воевали сто и более лет назад наши предки.
Согласитесь, что странно сегодня выглядят тактические приёмы совсем недавнего прошлого, допустим, когда построенные в несколько рядов солдаты не спеша выходят на позицию в сотне-полутора шагов друг от друга и даёт залп по противнику. А тот тоже даёт залп. В подобной ситуации, даже если бы на вооружении были старенькие (для нас) «берданки», то от противника ничего не осталось, ибо, с расстояния менее чем в сотню метров, в толпу не промахнётся даже тот, кто стреляет первый раз в жизни.
Но наши прапрадеды воевали с такими ружьями, что с двухсот шагов попасть в человека — считалось особой меткостью. Ну а что поделать? Круглая пуля была весьма условной по калибру и болталась в гладком стволе как… и, если бы не пыж, так просто вывалилась. Куда такая пуля полетит, предугадать не всегда можно. А может и просто не пролетит целых двести шагов, ну или, хотя бы, потеряет убойную силу и ничего кроме синяка не оставит.
Это я у тому, что пушки принципиально от стрелкового оружия не отличались. По сути, лишь размерами. И куда полетит ядро, тоже предсказывать лучше не рисковать. Тем более, что ядрами стреляли часто с рикошетом, если близко цели не было. То есть ядро могло несколько раз отскочить от земли, и тут совсем неизвестно, куда ему взбредёт дальше направить свой полёт.
Конечно, страшным оружием была картечь, но она летела недалеко и была боеприпасом последнего выстрела. Страшным оружием была и бомба, которая взорвавшись могла сразу поразить много людей поблизости. И развитие этих боеприпасов делала артиллерию всё более грозным оружием. И вот когда артиллерия стала использовать именно такие боеприпасы, она смогла выйти окончательно на совсем новый уровень, поражая сразу большое количество личного состава. Часто и вместе с укрытием, в котором они находились. Это, вместе с появлением автоматического стрелкового оружия, кардинально изменила тактику войн, которая принципиально не менялась с самого появления хоть какой-то тактики. Ибо сначала племена просто сходились толпой, а потом стали как-то строится на поле боя. И все дальнейшие достижения военной науки заключались в придумывание этого строя. Само же появление огнестрельного оружия кардинально ничего не изменило, просто нужен был немного иной строй.
А вот когда стали происходить те изменения, о которых мы говорим, то стали придумывать и стрелковые цепи, и окопы рыть, и всё прочее.
И уж стрельба из пушки по отдельному солдату выглядела нелепо. А если речь шла про орудия тяжёлые, то даже десяток неприятелей, для снаряда шестидюймовки (не говоря про бо́льшие калибры) сочли нерациональной тратой дорогих боеприпасов.
Но давайте к временам нашим таки придём.
Современное развитие информационных технологий привело к тому, что снимать кино о войне становится делом неразумным. Ибо любой желающий может посмотреть батальные сцены в режиме он-лайн или, в крайнем случае, в записи, но в любом случае это будут события реальные.
И в рамках этой темы, хочу обратить внимание на моменты, которые могли ускользнуть или не найти объяснения. Много можно увидеть съёмок, как по какой-то позиции издалека прилетает снаряд ствольной или реактивной артиллерии, или ещё что, в данном случае не особо важно. Как правило, показывают лишь момент попадания, когда накрывает небольшую группу людей — от силы три-четыре человека. Ибо в современной войне на переднем крае в бо́льшем количестве могут собраться только любители коллективного суицида.
Но стоит обратить внимание на окрестности, особенно если речь идёт о какой-то давно занимаемой позиции. Легко увидеть вокруг, тем более если рядом поле или иное открытое пространство, много кругов. Это попадания от предыдущих прилётов, которые пришлись далеко не по цели. То есть, легко наглядно представить, сколько уже выпущено боеприпасов по цели (точнее мимо цели), чтобы её накрыть.
Конечно, в каждом случае может быть какое-то объяснение, но сегодня мы пришли к тому, что сложнейшая техника охотиться буквально за одним человеком. Ну пусть за небольшой группой, но если посчитать расход боеприпасов на одного поражённого военнослужащего, то цифра очень велика. А если посчитать в попуг… в ядрах, то представить страшно. Если столько ядер выпустить даже по Старой Гвардии Наполеона, то едва ли и она смогла бы устоять.
И получается, что если чугунное ядро пару-тройку веков назад поражало одного, ну пусть двух-трёх солдат, то сегодня самый современный, сложный и дорогущий артиллерийский снаряд в три пуда весом выполняет практически такую же задачу.
Такая вот мысль пришла мне в голову, и я с вами ею решил поделиться.