Если следовать современной, но уже почему-то заезженной истине о том, что необучаемых детей теперь не существует в природе, то из нее можно вывести еще одну: все без исключения дети должны учиться или посещать занятия. Школа ли это, сад или какое-то учреждение дополнительного образования. Может ли ребенок это делать, усваивает ли материал, умеет ли вообще сидеть, слушать и вникать - это уже дело пятое.
Должен - и точка.
Даже если у ребенка сильные нарушения в развитии, даже если такого же мальчика (или девочку) еще каких-то 10 лет назад признали бы необучаемым сейчас всё обстоит по-другому. Педагоги - в корне меняют свои подходы к работе в целом, разбив, раскрошив и развеяв всё то, чему их когда-то учили в юности опытные преподаватели, и изо всех сил пытаются привыкнуть к новому режиму, когда каждому-каждому ребенку положено получать образовательные услуги, независимо от его актуального уровня развития. И педагоги - работают! Ну а что делать? Таковы реалии.
Должны - и точка.
Кто еще кому должен
Детское социальное спецучреждение, где мы с коллегами работаем, не является образовательным, а скорее это учреждение санаторного типа. Сюда приезжают дети с ОВЗ (чаще всего ребята с ментальными нарушениями, но иногда бывают и иные) разного возраста: и дети школьного возраста, и дошкольники, и даже совсем младенцы, а то и здоровенные "дяди-тёти" 17-18 лет, которые тоже нуждаются в получении социальных услуг (медицинских, психологических и педагогических).
Непосредственно мы с коллегами из нашего отдела проводим занятия в творческих кружках и анимационные мероприятия. Для ВСЕХ детей, которые приезжают в наши стационары каждые 3 недели.
То же самое! Независимо от того, каков ребенок по уровню развития, по поведению, по психическому состоянию, он обязан попасть за время курса на все-все возможные занятия и процедуры (ну, разве что если есть какие-то весомые противопоказания от врачебной комиссии). Ладно, про процедуры - это я, может быть, преувеличиваю, ведь на "медицинском" этаже я бываю довольно редко, но вот насчет ЗАНЯТИЙ - могу поклясться!
Я это говорю вовсе не потому, что педагоги - лентяйки, которым "чем меньше, тем лучше", и не потому, что за МРОТ осуществлять "сизифов труд" кому-то неприятно (аааа, знал-куда-шёл, тогда пусть катится отсюда!), а лишь потому, что некоторым ребятам с определенными особенностями - некоторые занятия вовсе и не нужны! И вовсе не полезны!
Что это значит?
Ну вот зачем, спрашивается, ребенка с практически нулевым зрением и полной утратой способности удерживать в руке даже булочку, пихать в кружок художественного творчества? Замечу, даже не на арт-терапию психологической направленности, где у нас можно рисовать хоть левой пяткой мелом по стеклу, если так хочется, а именно на "художественное творчество"!
Да-да, а ведь и такое у нас было! А что делать? Ответ начальства всегда один: не отдавать же родителю ребенка таблицу расписания с пустыми "окошками"!
Ну, это я так, брюзжу. К тому же, я сама веду не этот кружок, а другие, но не суть. А вот коллега, которая работает в этом кружке, хотя и искренне удивляется абсурду, но всё же, когда к ней однажды привели такого мальчика, сказала:
- Да и пусть приходят, всех встречу и привечу! Я, если честно, лучше с ТАКИМ ребенком позанимаюсь, чем с тем, кто отлично видит и держит карандаш, а потом этим же карандашом тебя потом изрешетит.
Она права!
Да понятно, КОГО она имела в виду. Бывают у нас такие ребята, которые физически - ну просто звезды здоровья, а вот психически…
И ведь очевидно, что для таких тяжелых, неуравновешенных и порывистых ребят занятие по какому-нибудь изобразительному искусству или декоративно-прикладному творчеству могут обернуться чем угодно. Всё же инструменты, такие как карандаши, ножницы, стеки - в руках психически нестабильного человека могут превратиться в очень опасное орудие… не труда, а кое-чего другого.
И вовсе не обязательно, что этим человеком будет крупный мальчишка-шкаф с кулаками-дынями. С таким инструментарием и в определенном расположением духа опасными могут быть и худенький щупленький первоклашка, и маленькая миленькая девочка-дошкольница с кукольной внешностью.
Та самая "куколка" Эля
Девочка 5-ти лет, ментальные нарушения.
Очень красивый ребенок, ну точно маленькая принцесса. И даже выражение лица как у принцессы: брови сердитой галочкой, носик - сморщен, верхняя губа - капризно вздернута.
Обращенную речь частично понимает, сама пару-тройку слов может говорить (не очень внятно, но зато очень громко). Ноги-руки рабочие.
Только эти "рабочие" ручки хватают только то, что желает их хозяюшка. А если хозяюшке предложить не то, чего ей хочется (принтер в углу, зеркало на стене, рециркулятор с ручкой и кнопочками), а то, что положено по плану урока (карандаши, краски, пластилин и т.п.) - поднимутся "бури-ураганы!"
Элечка будет швырять и стучать коробкой с карандашами, гуашью или пластилином о стены. Или бросать эти же коробки на пол и топтать.
А если педагог успеет вовремя выхватить коробку, то Эля возьмет свой же стульчик и будет бить им в стену. Разумеется, всё это зрелище будет и озвучено соответственно (похоже на пронзительные женские крики из хоррор-фильмов).
И вот так из урока в урок!
Рисовать, лепить, клеить, валять шерсть - ни в какую не хотим! Либо убегаем с криками прочь из кабинета, либо ломаем весь приготовленный реквизит. Иного будто бы и не дано. И просто убрать эти раздражающие ребенка занятия из Элиной программы - тоже не дано. Потому что они положены. И мама Эли об этом знает.
Но коллега моя - женщина добрая…
Доообрая. И волшебница к тому же! А знаете, почему?
Потому что она волшебную фразу знает, как остановить вот такое занятие и при этом не нарваться на жалобу от мамы!
Если ребенок (не только Эля) вот так себя ведёт на занятии на протяжении уже нескольких минут и не собирается успокаиваться, то коллега, понимая, что никакими уговорами, "сюси-пусями", "отвлекалочками" и строгими командами - ребенка в ближайшее время не получится успокоить (во-первых, ребенок - не слышит и не услышит, а во-вторых, учитель - это не шприц с успокоительным, да и "волшебница" она - только чуть-чуть), говорит такую фразу:
- Мамочка, сейчас ребенок НЕ В НАСТРОЕНИИ заниматься. Но вы можете сегодня прийти в любое время, когда у вас появится настроение. Пожалуйста.
Мммм… небольшой сбой
Но говорила-то она всегда эту фразу лишь ради приличия! И пока еще никто таким предложением коллеги не воспользовался. Ведь люди прекрасно понимают, что урок - сорван и уже навряд ли компенсируется (с чего бы?), у педагога лишних окошек нет, а теперь - всё, поезд ушёл.
Только не поезд Эли!
Кто же знал, что мама Эли воспримет предложение коллеги совсем буквально и будет честно выполнять рекомендацию педагога!
Если что, до МЕНЯ бы тоже дошло только на пятые сутки, что это был акт вежливости, и я бы тоже так сначала сделала, как мама Эли… правда!
В тот день, после неудачного занятия, мама Эли заводила ребенка в кабинет чуть ли не через каждый час, уверяя, что "уж теперь-то МЫ поели (поспали, на массаж сходили, мультик посмотрели) - и у нас настроение появилось!"
Но увы, ежечасно происходила одна и та же картина: резкие прыжки от входа сразу в угол кабинета, хватание принтера за крышечку, и следом визги, кидание предметов на пол. А то и сама Элечка на полу кричала и стучала ногами и руками. А мама грустно говорила: "Ну вот, опять мы без настроения, опять неудача. Эх, ладно, потом попробуем еще".
Попытка номер 5 (или 6, но 5 - для уха привычнее)
Еще один "подход" (весьма неожиданный для такого часа). Последняя попытка. И она снова провалилась.
Но уже не из-за Эли! А просто рабочий день уже закончился. И уже 10 минут как длилось нерабочее время, а коллега запирала дверь кабинета на ключ.
Надеюсь, никто не обиделся и не осудил учительницу.
Или всё же ей надо было снова открыть кабинет, снять пальто и провести урок в нерабочее время лишь потому, что у ребенка, наконец, появилось настроение позаниматься?
Никого ни в чём не хочу упрекать. Лишь поучусь на чужом опыте и не буду делать мамам такие неоднозначные предложения. Так дешевле для нервов.
А Вам, дорогие читатели, желаю стойко дождаться окончания рабочей недели и удачно подготовиться к праздничным выходным.