Найти тему
Василисины размышления

Истории двух профессоров: уникальна ли судьба Серебрякова из "Дяди Вани"?

Многие персонажи произведений А.П.Чехова имеют реальных прототипов. Впрочем, как и персонажи вообще большинства книг и пьес: ведь проще подметить какие-то черты и ситуации в реальной жизни и описать их, нежели все выдумывать с нуля.

Сходство может быть более или менее выраженным, иногда прототипы опознаются легко (и даже неприятно, как в случае с "Попрыгуньей"), чаще же исследователи творчества с трудом докапываются до возможных вариантов. А еще чаще герои получаются "синтетическими": у одного писатель подметил любимое словцо, у другого странноватую привычку, у третьего заинтересовался каким-то жизненным случаем...

Знакомые А.П.Чехова, да и просто современники, любили угадывать, с кого именно списан тот или иной персонаж. В воспоминаниях о писателе таких угадаек очень много. В том числе подвергались разбору и герои пьесы "Дядя Ваня". В том числе и один из главных героев пьесы, профессор А.В.Серебряков, отставной кабинетный ученый, брюзга и эгоист.

Одни считали, что прототипами семьи Серебряковых стали старший друг и коллега драматурга А.С. Суворин и его молодая жена Анна. Другие советовали искать героев в Сумской губернии, где А.П.Чехов провел два лета у знакомых. Третьи усматривали в образе Серебрякова педанта-прогрессиста, народника С. Н. Южакова.

А у меня неожиданно возникла своя версия. Обещала я вам статью-провокацию, после которой меня закидают тапками и искусствоведы, и диванные эксперты? - Получите!

Давайте восстановим по пьесе историю Александра Владимировича Серебрякова и его семьи. (кто подзабыл сюжет "Дяди Вани" - мой пересказ здесь)

Итак, какие конкретные сведения есть в пьесе об А.В.Серебрякове?

"Сын простого дьячка, бурсак, добился ученых степеней и кафедры, стал его превосходительством, зятем сенатора и прочее и прочее." По происхождению - то, что в те времена называлось разночинцем, из семьи священнослужителей. Сначала учился в бурсе, т.е. духовном учебном заведении закрытого типа. Вероятно, после окончания бурсы поступил в Университет, выучился на искусствоведа, был оставлен на кафедре преподавателем. Дослужился до профессора.

Явно обладал трудолюбием и неплохими мозгами, иначе не смог бы успешно учиться и работать. Но, по мнению зятя, был чисто кабинетным ученым-теоретиком, особого следа в науке не оставил, после отставки впал в безвестность. "Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно. ...Он вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен".

Первая жена - урожденная Войницкая, дочь тайного советника, сенатора. По прикидкам выходит, что была моложе мужа лет на 15. Любящий отец купил ей в приданое имение, чтобы молодые ни в чем не нуждались. От брака есть дочь Соня.

Жена умерла молодой. Профессор отослал дочь-подростка на воспитание к бабушке и дяде в деревню. Сам же вскоре женился на вхожей в их дом молодой подруге жены Елене Андреевне. Продолжают с новой женой жить на доходы с перво-жениного имения, а потом и переезжают туда жить.

Елена Андреевна, выпускница Консерватории, талантливая пианистка, не имеющая возможности публично реализовать свое призвание. Она моложе мужа лет на 30. Отношения с подросшей падчерицей неровные; однажды предметом их симпатии стал один и тот же мужчина.

---------------------------------------------------

Теперь слегка восстановим обстоятельства написания пьесы. Первая попытка работы с этим сюжетом относится к 1889—1890 годам (под названием "Леший"), окончательный вариант был завершен в 1896 году.

В те же самые годы жил и работал в Москве некий профессор, деятель культуры. Происходил из небогатой семьи священника. Сначала получил образование в Шуйском духовном училище. Затем поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. "Изучал любимые им латинский и греческий языки. Это занятие многие уже тогда считали ретроградным по разным причинам".(*) Дальше работал, преподавал, стал профессором.

Несмотря на простоватую наружность, имел успех у женщин и оба раза был женат на красавицах, сильно моложе его. В 33 года женился на 21-летней девушке, дочери известного историка, действительного статского советника. Отец подарил дочери и зятю хороший дом в Москве. В браке прожили 10 лет, после чего супруга скончалась.

Через год женился вновь на талантливой пианистке, которая по ряду причин заниматься концертной деятельностью не могла и от этого страдала. Жить продолжали в доме, подарке первого тестя.

Отношения у молодой мачехи с падчерицей были неровные, девочку старались отсылать в пансионы. Но когда та подросла, им с мачехой в какой-то момент довелось влюбиться в одного мужчину... (Кого держала мать в своем зеркале? Кого - Валерия? (Одно лето, моих четырех лет, - одного: того, кому в четыре руки - играли и в четыре же руки - вышивали, кому и о ком в два голоса - пели...)**

Впрочем, последнего обстоятельства А.П.Чехов никак не мог узнать - это произошло где-то в 1896-97 году, после окончания "Дяди Вани".

----------------------------------------------------------------------

Узнали ли вы по описанию семью реального московского профессора? Ведь несмотря на занятие мертвыми языками и древними искусствами, этот человек не забыт и сейчас. Он практически создал новую систему подготовки искусствоведов. А еще построил музей-лабораторию, ныне один из известнейших музеев Москвы. Ну и плюс многие его помнят как отца знаменитой поэтессы.

Теперь узнали? - это Иван Владимирович Цветаев.

Фото из Сети. Греческий дворик ГМИИ им.А.С.Пушкина
Фото из Сети. Греческий дворик ГМИИ им.А.С.Пушкина

Конечно, И.В. Цветаев не превратился в отставного, никому не нужного брюзгу. Он работал до последнего, его труд и знания оставались востребованы. И его молодая жена М.А.Мейн вовсе не томилась тоской, а была деятельной помощницей мужа, вела почти всю иностранную переписку, даже ездила на каменоломни в поисках мрамора для Музея.

Но следует отметить, что деятельность по созданию Музея в основном велась уже после написания "Дяди Вани" и после смерти Чехова. Так что этого продолжения драматург тоже не застал. А вот профессора, изучающего то, что "умным давно уже известно, а для глупых неинтересно" - застал.

Навскидку я не нашла свидетельств личного знакомства А.П.Чехова и И.В.Цветаева. Хотя теоретически оно возможно.

С 1890-х годах А.П.Чехов жил в Москве, плотно общался с театральными деятелями, художниками, писательским сообществом. В общем, как бы сейчас сказали, был в центре московской культурной тусовки, где более-менее все всех знали.

В это же время И.В.Цветаев работал в Румянцевском музее, где много внимания уделял пополнению библиотеки и мемориальных фондов. В частности, хлопотал о рукописях Некрасова, Толстого и т.д., общался с их наследниками и заинтересованными лицами в писательских кругах. Его второй тесть А. Д. Мейн был вхож в дом Л.Н.Толстого. Позже Цветаев привлекал многих успешных в те годы художников (в том числе околочеховского круга) к работе над интерьерами Музея.

Так что писатель и профессор наверняка друг о друге слыхали и имели общих знакомых. И как знать, не вобрал ли образ А.В.Серебрякова и какие-то черты И.В.Цветаева?

Хотя, скорее всего, эта история просто настолько типична для своего времени, что на роль прототипа могут претендовать многие.

Как раз в 1860-х в университеты Российской империи хлынуло множество толковых и амбициозных людей недворянского происхождения. Большинство из духовного сословия. Многие из них спустя 20-25 лет стали профессорами, учеными, общественными деятелями.

Возможно, что врача-практика А.П.Чехова эти любители древних языков и классического искусства страшно раздражали. Поэтому он и предрекал им забвение после выхода в отставку, превращение в эгоистичных паразитов, заедающих век собственных родных. Возможно, многие в таких и превращались.

Но Музей - сейчас Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина - стоит и процветает и поныне, пережив все многочисленные лихолетья. Также как и поныне не сходит со сцен многих театров "Дядя Ваня". Талантливые люди могут служить искусству по-разному.

*Подробности о жизни и творчестве И.В.Цветева - здесь: И. В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность. (Научные биографии) (imwerden.de)

** цитата из очерка М.И.Цветаевой "Черт".

Еще на канале по теме: