Найти в Дзене

Сертификация пищевой продукции собственного производства

Оглавление

В России созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса, в том числе без регистрации предприятия. Формат «самозанятый» (НПД – налог на профессиональный доход) был введен в систему налогообложения в 2019 году. Это упрощенная схема, которая позволяет человеку производить определенные виды продукции в домашних условиях или малых мастерских небольшими партиями.

Изначально проект запускался в качестве эксперимента, и работал только в трех областях России, но сегодня он набрал обороты и приобрел большую популярность. В соответствии с условиями можно выпускать и пищевую продукцию – кондитерские изделия, выпечку и т.п. И вот тут вскрылись моменты, которые требуют доработки, так как отдельные виды таких продуктов требуют обязательной сертификации.

Какие виды продукции требуют сертификации

Полный перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации, можно найти в открытом доступе. Он включает и пищевые продукты, в частности, изготовленные из мяса, с использованием свежего молока, яиц и других скоропортящихся ингредиентов. Их перечень постоянно обновляется – в 2023 году в него были включены слабоалкогольные пивные и винные напитки, питьевая бутилированная вода.

Процесс сертификации направлен на подтверждение качества и соответствия продукции установленным государственным требованиям и нормам, указанным в технических регламентах.

Они касаются состава, технологий производства, условий временного хранения, транспортировки, маркировки. Для проверки соответствия проводятся лабораторные исследования по выборке образцов.

Нужна ли сертификация продукции самозанятым?

Для самозанятых не предусмотрена ни необходимость, ни возможность сертификации своей продукции. При этом нет и запрета на производство продуктов и изделий, требующих обязательной сертификации.

В результате возникает ситуация, в которой самозанятый может изготавливать продукцию, но возможности ее реализации существенно ограничены. Она не может продаваться в магазинах и торговых сетях, ее не примут маркетплейсы.

Более того, за такую продукцию несет ответственность только сам предприниматель, но не государство. Это снижает ее привлекательность, так как в случае возникновения проблем взыскать компенсации будет намного сложнее. Поэтому самозанятые ищут способы сертифицировать свою продукцию, но это практически невозможно.

-2

Откуда взялся пробел в законодательстве

Проблема в том, что необходимость в сертификации и технические регламенты возникли задолго до того, как был введен особый налоговый режим для малых предпринимателей. С одной стороны, закон освобождает их от обязанности сертифицировать продукцию, им даже не требуется оформление санитарной книжки. Но на этапе продаж начинаются проблемы. То есть законодательная база нуждается в доработках.

Что теряют самозанятые, не имея возможности сертифицировать продукцию?

Единственный способ продавать свою продукцию – самостоятельно находить покупателей через социальные сети и другие медиа.

Ни один магазин или торговая сеть, служба доставки не имеет права принимать на реализацию несертифицированные товары.

Более того, их нельзя продавать и за границей, ни в странах Таможенного Союза, ни в других государствах. Это существенно сужает круг целевой аудитории и потенциальных клиентов.

Еще один минус – отсутствие доверия со стороны покупателей. Пищевая продукция напрямую связана со здоровьем человека, и на фоне участившихся массовых отравлений потребитель становится более придирчивым к производителям и поставщикам. И если официальное предприятие несет ответственность за реализуемые товары, что позволяет покупателю компенсировать ущерб, то самозанятый несет меньшую ответственность, его продукция не проходит никаких проверок на предмет соответствия установленным стандартам.

Варианты сертификации продукции собственного производства

В законодательстве есть несколько лазеек, которыми можно воспользоваться для расширения возможностей реализации продукции, требующей обязательной сертификации. В частности это сертификация силами заказчика (торговой сети, магазина), регистрация нового ИП. Рассмотрим их более детально.

-3

Сертификация силами заказчика

Подавать заявление на сертификацию продукции могут только ИП или юридические лица. В чем состоят плюсы решения вопроса силами заказчика:

  • Самозанятый предоставляет только образцы продукции, ему не нужно обращаться в сертифицирующий орган;
  • Предприятие заказчика соответствует требованиям технических регламентов, поэтому он точно сможет получить сертификат;
  • Появляется уверенность в том, что весь объем продукции будет реализован.

Однако нужно понимать, что, взяв решение задач по сертификации на себя, заказчик принимает и ответственность за ее качество, а потому будет очень придирчиво относиться к приемке продукции. Также он понесет дополнительные расходы, которые придется заложить в стоимость или вычесть из цены, которую устанавливает самозанятый.

Что касается декларации качества – ее можно не рассматривать, так как этот формат неприемлем для продуктов, требующих обязательной сертификации.

Регистрация ИП

Еще один вариант выйти на большие рынки – регистрация собственного ИП. Но тут есть ряд нюансов, которые следует учитывать.

Да – зарегистрировать формальное индивидуальное предприятие для подачи заявления на сертификацию можно, но при отсутствии технических условий сертификат на продукцию никто не выдаст.

Если у производителя нет производственного цеха и складских площадей, соответствующих действующим требованиям, то по заявлению будет получен отказ.

Для сертификации большинства продуктов недостаточно просто предоставить их образцы. Представители сертифицирующего органа осуществляют выездные проверки предприятий. В их рамках оценивают эффективность технологических процессов, менеджмента качества, соблюдение требований технических регламентов по производству и упаковке, маркировке и хранению. Соблюсти эти требования на домашней кухне физически невозможно, поэтому регистрация ИП имеет смысл при увеличении объемов производства и полном переходе на новый формат, что требует соответствующих вложений.

Выдадут ли самозанятому отказное письмо

Многие задаются этим вопросом, и совершенно напрасно.

Отказное письмо – это документ, который подтверждает, что на конкретный вид пищевой продукции не действуют требования об обязательной сертификации. А раз она не нужна, то и отказное письмо получать нет смысла, поэтому даже при подаче запроса в выдаче может быть отказано.

Однако в некоторых случаях магазины отказываются принимать на реализацию даже те виды товаров, которые не требуют обязательной сертификации. В этом случае отказное письмо может стать решающим аргументом. Обратиться с заявлением на его выдачу самозанятый имеет право. Причем сделать это можно как в государственных, так и в частных компаниях (сертификационных центрах).

-4

Специфика работы с маркетплейсами

Работа с маркетплейсами отличается своей спецификой, так как помимо сертификации они могут ставить дополнительные условия по:

  • Предъявлению ветеринарных свидетельств или справок;
  • Подготовке пакетов сопроводительной документации;
  • Способам упаковки и маркировки товаров.

В связи с этим выход на многие маркетплейсы для самозанятых может быть затруднительным.

Какое решение выбрать? Все зависит от товарооборота или объемов продукции. Если они небольшие, то их можно реализовывать самостоятельно, используя те возможности, которые дают социальные сети и другие открытые площадки. Если товар отличается высоким качеством и уникальностью, то может заинтересовать представителей бизнеса, которые возьмут на себя его сертификацию своими силами. Если есть планы и возможности увеличить объемы производства, то имеет смысл задуматься над регистрацией ИП.

По вопросам сертификации обращайтесь в центр «Альфа Регистр». Мы работаем со всеми стандартами, оказываем консалтинговые услуги, организовываем обучение, выездные семинары и тренинги.

Сертификация пищевой продукции: Альфа Регистр