Животные, поедающие плоть представителей своего вида, не так уж редки, как можно подумать. Мир дикой природы полон примеров тех, кто регулярно обедает себе подобными. От некоторых видов пауков и хомяков вплоть до шимпанзе, наблюдались свидетельства каннибализма.
В истории человечества есть ужасающие примеры подобной практики. В большинстве случаев люди едят других людей исключительно ради выживания. Голод в Китае в прошлом веке, злополучная группа Доннера - Рида, направлявшаяся на запад, и голод 1930-х годов в СССР привели к тому, что люди поедали тела своих мертвых товарищей, чтобы выжить.
Конечно, есть и редкие индивиды, которые ели людей в более гнусных целях. Любители тру крайма хорошо знают эти случаи из историй о каннибале из Милуоки Джеффри Дамере, Вистерийском оборотне Альберте Фише и Иссее Сагаве, каждый из которых попал в заголовки газет, признавшись в совершении этого ужасного деяния. Поедание плоти людей, которых они убивали, превращает эту разновидность серийных убийц в особую категорию, делая их преступления еще более ужасающими.
Если забыть о случаях человеческого выживания и пугающих тру крайм историях, есть несколько культур, которые практиковали эту социальную оплошность как священный ритуал. Так как их история сохранилась, и одна из таких групп всё ещё ела человеческое мясо до середины прошлого века, многое было почерпнуто о влиянии каннибализма на человека, совершающего этот акт.
Спойлер: это вредно для вас и вашего организма.
К северу от австралийского континента находится большой остров, на котором расположены две страны. Восточная Папуа-Новая Гвинея занимает половину суши, а Новая Гвинея расположена вдоль западной стороны. На протяжении веков после того, как на него обратили внимание европейские колонизаторы, считалось, что высокогорный регион Папуа-Новой Гвинеи необитаем.
Это было доказано почти столетие назад, когда NPR сообщило, что золотоискатели из Австралии начали немного больше исследовать остров и наткнулись на отдаленные поселения, в которых проживал почти миллион человек, разбросанных по этому изолированному региону. В последующие годы сюда приезжали исследователи и антропологи, чтобы внести в историческую летопись недавно «открытые» народы.
То, что они обнаружили, их напугало.
Среди множества общин и племен в высокогорье было племя, называемое Форе. Из миллиона или около того людей, живущих в высокогорье, Форе составляли очень небольшой процент. Их численность составляла всего лишь 11 000, и их можно было бы оставить без внимания, если бы не страшная болезнь, которая удивила исследователей.
Ежегодно Форе теряли около 200 представителей своего племени из-за группы симптомов, которые они называли «куру». Болезнь получила свое название от слова, обозначающего дрожь, которая была одним из явных симптомов заболевания. И как только он становился замечен, последние дни этого человека были уже не за горами.
Куру заставляла пострадавших терять контроль над эмоциями и запретами. Вид шатающегося Форе, бессмысленно смотрящего вдаль и издающего смешки без причины, было жутковатым зрелищем, на которое периодически можно было наткнуться. Форе считали, что их народ стал жертвой колдовства, и отчаянно пытались найти ответы, наблюдая, как их число начинает сокращаться.
Загадочная болезнь привлекла внимание медицинского антрополога Ширли Линденбаум из Городского университета Нью-Йорка. Осмотрев больных, она начала задаваться вопросом, не является ли куру генетическим заболеванием. Начиная с начала 1960-х годов, доктор Линденбаум перезжала из деревни в деревню Форе, составляя генеалогические древа.
Она и другие исследователи быстро отметили, что это заболевание поражает в основном взрослых женщин и детей в возрасте до 10 лет. Тогда было высказано предположение, что оно вряд ли является генетическим, поскольку те, у кого был куру, принадлежали к одним и тем же социальным группам, а не к общей ДНК.
Исследователи знали, что жители Форе участвовали в погребальном обычае, который большая часть цивилизованного мира сочла бы ужасным. Когда соплеменник умирал, его тело съедали члены семьи в рамках обряда, призванного отогнать злых духов.
Один исследователь отметил следующее наблюдение относительно убеждений Форе:
«Если тело было закопано, его едят черви; если оставлено на поверхности, его едят личинки. Форе считали, что гораздо лучше, если тело съедят люди, которые любили умершего, чем черви и насекомые».
Женщины готовили тело к употреблению и поджаривали на огне. Почти всё мясо шло в дело, уделяя особое внимание мозгу. Этот орган извлекали и натирали папоротником, прежде чем поместить в бамбуковые трубки. Эти трубки нагревались, как бы запекая серое вещество.
Именно женщины Форе активно поедали тела и мозги умерших жителей деревни. Поэтому быстро стало понятно, почему в некоторых деревнях почти не осталось взрослых женщин. Предполагалось, что причиной болезни был как раз этот жуткий ритуал. Но если бы это было так, то почему так много маленьких детей страдали и умирали медленной, мучительной смертью, вызванной куру?
Доктор Линденбаум заметила, что, когда женщины готовили эти тела, они заботились о своих детях. Как и большинство взрослых в западном мире, занятых приготовлением пищи на кухне, женщины Форе часто давали своим детям попробовать то, что они готовили. Это означало, что молодежь племени, как и женщины, пожирали мертвых жителей посёлка.
Как оказалось, куру не было проклятием, наложенным соперничающими племенами. Исследователи обнаружили, что мозг людей, страдающих куру, имеет губчатые отверстия в некоторых частях, особенно в мозжечке. Виновником является особый белок мозга, называемый прионом. Эти пораженные прионы прикрепляются к другим, здоровым белкам нервных клеток человеческого мозга. И эти здоровые белки вскоре начинают имитировать внешний вид и поведение приона, создавая медленный эффект домино, который убивает пучки нервов в этом важнейшем органе.
Со временем у больного человека начинают развиваться и проявляться видимые симптомы куру. Серьёзный медицинский сайт Healthline сообщает, что заболевание регистрируется в трех различных стадиях, на завершение которых уходит около года. Они разделяют симптомы следующим образом:
Первая стадия - человек с куру теряет контроль над телом. У них могут возникнуть трудности с балансировкой и поддержанием осанки.
Вторая стадия - сидячая, человек не может ходить. Начинают возникать тремор тела и значительные непроизвольные подергивания и движения.
Третья стадия: человек прикован к постели и страдает недержанием. Больныые теряют способность говорить. У них может проявляться слабоумие или изменения в поведении, из-за чего кажется, что они не заботятся о своем здоровье.
Члены племени Форе, как только поняли пагубные последствия каннибализма, прекратили практику поедания своих мертвецов. И хотя обряд прекратился в 1960-х годах, последний известный случай куру был зарегистрирован в 2009 году.
Жизнь больного заканчивается через год после первого появления симптомов. Но в некоторых случаях проходили десятилетия, прежде чем прионы повредили мозг настолько, что появились симптомы. Некоторые из детей Форе, которые по незнанию съели зараженный мозг, которым их кормили матери, выросли с болезнью, даже не осознавая этого.
Как все началось? Никто не знает наверняка, но преобладает теория, что кто-то в деревнях Форе заразился редким нейродегенеративным заболеванием, называемым болезнью Крейтцфельдта-Якоба (БКЯ). Его трудно передать от человека к человеку, поскольку для этого требуется прямой контакт с пораженным мозгом.
БКЯ вызывает деменцию с симптомами, сходными с болезнью Альцгеймера. Считается, что после того, как человек Форе умер от БКЯ, хозяйка дома съела мозг и заразилась мутировавшей версией заболевания. Начался эффект домино: все больше и больше жителей деревни умирали от так называемого куру.
Прионные заболевания человека не являются чем-то необычным, хотя каннибализм среди Форе прекратился более 50 лет назад. У нашего вида эти заболевания могут развиться после употребления в пищу мяса животного, которое их носит. Коровье бешенство – самый известный пример передачи прионного заболевания от домашнего скота к человеку.
Специальных выводов, думаю, делать не нужно. Вы же не собирались есть кого-то на ужин?
Интересующимся документальными тру крайм историями дополнительно могу предложить посмотреть
фильм "Разговоры с убийцей: Записи Джеффри Дамера", озвученный мной в прошлом году, его можно найти в свободном доступе Вконтакте или МойМир. Или эксклюзивный перевод 6-серийного фильма "Джон Уэйн Гейси: Переодетый дьявол". Он, конечно, людей вроде бы не ел, хотя...
Найти можно ВКонтакте или МойМир.
А на моем канале Бусти - только самые свежие документалки. Один из последних - свежий "Психо: Потерянные записи Эда Гейна" тоже не оставит равнодушными любителей жанра.
Присоединяйтесь - будет интересно!