В жизни каждого человека есть успехи и неудачи. И это нормально. Но чтобы неудачи становились не преградой к свершениям, а трамплином к исполнению задуманного, необходимо выработать правильную реакцию на них.
В старой поговорке «Слезами горю не поможешь» заложен огромный смысл: слёзы = эмоции не помогают решать проблему. Об этом детям нужно говорить. Да, держать в себе переживания не стоит, но надеяться на то, что гнев, раздражение, несогласие или обида изменят ситуацию — бессмысленно. Неудачу преодолеть поможет только действие. А чем родители могут помочь ребёнку в борьбе с невзгодами?
1. Ребёнок должен твёрдо знать: какие бы неудачи его не постигли, он найдёт поддержку в семье. Ребёнок всегда любим и желанен дома — не важно, что с ним произошло. Такая позиция родителей даёт уверенность, чувство безопасности и поддержки, необходимые в трудные минуты.
2. Донесите до ребёнка, что неудачи — это нормально, и без них развития не бывает. Сложные ситуации подталкивают к улучшению своих навыков, пополнению знаний и изменению привычек. Соответственно, неудачи нужно воспринимать как повод поразмыслить для того, чтобы больше подобного не случилось.
3. Позвольте ребёнку ошибаться. Родителю в идеальном варианте нужно научиться спокойно реагировать на неверные действия своего ребёнка. Хоть это и трудно. Человек всегда будет совершать ошибки, пробуя мир на прочность. Такова его природа.
Нельзя дома создавать атмосферу, где ребёнок панически боится не соответствовать запросу родителей, переживает, чтобы не сделать что-то не так, ошибиться.
Просто будьте рядом, чтобы вовремя помочь, если это потребуется. Ребёнок не сдал экзамен? Понял, к чему привели его действия, уяснил причинно-следственную связь? Это будет хорошим уроком. Теперь нужно найти вместе варианты и исправить положение.
Конечно, ошибки родитель должен допускать только те, которые не навредят физическому и психическому благополучию. Если видно, что ребёнок что-то делает неправильно, и это будет стоить ему не так уж и дорого, то можно позволить процессу идти своим чередом. Если же ясно, что ошибка будет иметь слишком высокую цену, соответственно, родитель должен включиться.
Не нужно препятствовать ребёнку падать, когда он учится ходить. Неприятные ощущения, обида как раз и подталкивают его к тому, что он учится держать равновесие, ступать правильно и держаться на ногах. Но если мы замечаем, что ребёнок идёт в сторону битого стекла, то мы хватаем его на руки, потому что цена неверного шага будет уже совершенно другая.
4. Эмоциональный интеллект. Эмоции — не самый добрый советчик. Необходимо, чтобы ребёнок умел правильно справиться с эмоциями, полученными от неудачи. Высказать, выписать, нарисовать своё негодование, как-то оформить, вынести из внутреннего мира во внешний. И вот тут слёзы — это хорошо. Сперва избавляемся от эмоций, потом действуем.
Когда ребёнка не научили эффективно выплёскивать отрицательные эмоции, он может в порыве что-то сломать, ударить слабого, порвать любимую игрушку, кинуть о стену телефон. Некоторые замыкаются в себе, уходят в свой мир, начинают фантазировать — это тоже не выход. Такое поведение демонстрирует неумение правильно делать эмоциональный сброс.
А вот в этой ситуации нужно обязательно получить консультацию специалиста. Когда ребёнок не может справиться со своими эмоциями, поскольку слишком много ожидал от события, обернувшегося неудачей.
5. Проявляйте участие. Отрицательные эмоции всё равно будут посещать вашего ребёнка, каким бы вы замечательным родителем ни были. Чтобы помочь разобраться в происходящем, спрашивайте:
— Как ты себя чувствуешь?
— Что ты чувствуешь?
— Как называть эмоцию, которую ты испытываешь?
— Какого цвета твои эмоции (если ребёнок любит рисовать, попросите, чтобы он её изобразил)?
— Героем какой книги (мультфильма, фильма) ты себя чувствуешь?
— Эмоция одна или их несколько?
Когда ребёнок учится определять собственные эмоции, он начинает с ними взаимодействовать. Такие реакции не должны делиться на плохие (запретные) и хорошие (те, за которые хвалят).
6. Поощряем правильно. Даже за то, что у ребёнка что-то не получилось, можно похвалить: «Молодец, в следующий раз будет лучше». Просто потому, что попробовать — это уже хорошо.
Если человек не привык сдаваться, значит, он не причисляет свои неудачи к провалу. Мы все склонны к преувеличениям, когда речь заходит о неполучении желаемого.
Поощряйте детей за попытки, опыт, желание что-либо сделать, за настойчивость и преодоление трудностей. Верьте в них, подчёркивайте сильные стороны, поддерживайте новые начинания.
Не стоит поощрять ребёнка деньгами. Тогда между родителем и чадом отношения искажаются и переходят в разряд деловых. Ребёнок не должен зарабатывать уважение и любовь близких, эти чувства, по идее, царят в семье изначально.
7. Подавайте личный пример. Дети копируют родителей, вбирая в себя принципы реагирования на мир. Так что важно самим развиваться, следить за эмоциями, работать над собой, учиться эффективно распоряжаться своими ресурсами. Тогда и ребёнку будет на кого равняться.
Покажите, как через хобби снимается напряжение после неудачных дней на работе. Пусть ребёнок увидит, что у родителей не всё всегда идеально, и что каждому иногда приходится переживать чёрную полосу.
8. Не поддавайтесь ребёнку в играх. Иначе он не будет понимать, как работают правила. Психологи сейчас часто пишут о том, что нельзя уступать детям, давать им незаслуженную победу.
Что плохого для детской психики, когда дома ребёнок безоговорочно первый и лучший без усилий? А то, что, выйдя в общество, он таковым не окажется. Ещё хуже, если его прилюдно подымут на смех.
Предположим, ребёнок выигрывал дома в шахматы, считает себя успешным в этой игре и не знает, что ему всё время поддавались. Даже правила меняли, лишь бы не расстроить чадо. В итоге у него сформировалась иллюзия, которую быстро разрушит столкновение с реальностью. А это действительно больно. Родители сразу потеряют доверие в его глазах — хотели как лучше, а получилось как всегда.
Объясняйте, что в любом деле необходимо прикладывать усилия, соблюдать определённый алгоритм, знать правила. Тогда и неудачи ребёнком будут восприниматься легче: в этот раз не вышло, зато в следующий раз поступлю иначе.
Главное, что стоит донести до сознания ребёнка —не ошибается только тот, кто ничего не делает, а чёрная полоса в жизни может стать взлётной.
Автор статьи: Alicia Ruva, мама ребёнка на СО, детская писательница, гострайтер — читайте добрые книги https://www.litres.ru/author/alicia-ruva/ и https://t.me/alicia_ruva
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: