Найти тему

Как справиться с детским выгоранием?

Выгорание — это острое эмоциональное истощение из-за чрезмерной нагрузки. Сегодня дети заняты получением умений и навыков так, как никогда ещё в истории. В мире очень быстро одни профессии исчезают, другие появляются, и родители стараются дать ребёнку как можно больше знаний, чтобы расширить вилку его возможностей в будущем.

Иногда детей воспринимают как пустой мешок, в который нужно запихивать школьную программу, всевозможные кружки и секции, собственный громоздкий жизненный опыт… При этом родители руководствуются постулатом: «Ребёнок не может знать, чего хочет». Это в корне неверно.

Дети такие же, как и взрослые: могут уставать, не любить какой-то предмет, переживать по мелочам, желать невозможного… Только у ребёнка голос тише, и он не всегда способен отследить своё эмоциональное состояние, если его этому не учили. А уж объяснить, что он просто выбился из сил, а не ленится, иногда просто не способен.

Не всякий ребёнок скажет, что устал от беготни по секциям, ранних подъёмов, требований, которые к нему предъявляют. Он не может назначить себе выходной, сказать: «Стоп, мне нужно собраться с мыслями и войти в ресурсное состояние». Поэтому перегруз у детей становится очевидным, когда это уже сказывается на здоровье: аллергии, частые простуды, болезни ЖКТ и т. д.

Дети, подверженные выгоранию:

· эмоциональные, чувствительные, эмпатичные;

· с неустойчивой самооценкой;

· с большим творческим потенциалом и высокими требованиями к себе;

· перфекционисты.

Большие нагрузки в учёбе и кружках, претензии и высокие запросы близких, отсутствие полноценного отдыха, неверное расписание (несбалансированное чередование периодов напряжения и расслабления) неминуемо приводят к истощению и выгоранию.

Признаки, по которым можно понять, что пора снизить нагрузку ребёнка:

· частые жалобы на усталость, быстрая утомляемость;

· прокрастинация (склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам);

· избегание нагрузок;

· беспокойство, страхи, нарушения сна;

· апатия;

· негативизм;

· слабая концентрация внимания;

· раздражительность;

· забывчивость.

Не зря в педагогике принято менять виды деятельности и обучать через игру — это сохраняет детскую психику здоровой. Если ребёнок выгорел, то виноваты родители, которым нужно срочно пересмотреть всё — от режима дня до учебной нагрузки.

Первая помощь при выгорании — обычный отдых, когда ребёнок в уютной атмосфере занимается, чем ему хочется, или не занимается вовсе. Фоном может звучать аудиокнига, спокойная музыка или звуки леса, но никак не боевик или бесконечный телевизионный поток с рекламой и тревожными новостями.

Вторым этапом должно быть обращение к специалисту, который поможет наладить отношения в семье, объяснит родителям их ошибки и предложит верные экологичные решения.

Уставший ребёнок просто будет болеть и замыкаться в себе. Стоит чаще спрашивать, чего он хочет, какой спорт ему интересен, какой вид искусства по душе, о чём мечтает, что изменил бы, если бы мог?

Кружки, учение, полезные видео, зарядки, поездки — всё это замечательно, но детям и взрослым необходим и простой отдых:

· поваляться в постели;

· проснуться без будильника;

· посидеть за завтраком, никуда не торопясь;

· полежать днём;

· остаться дома на целый день (только не делать уборку, а отдыхать);

· заняться творчеством всей семьёй — смастерить поделки к Новому году, испечь печенье, сшить игрушку и т. п.

-2

Эмоции волнообразны, динамичны, они появляются и угасают, бывают тихими и взрывными, яркими и мимолетными. Детский эмоциональный фон постоянно претерпевает изменения в связи с непрерывным ростом и развитием ребёнка. Все эти чувства требуют выхода, но когда его нет, непременно возникает напряжение, как в бутылке с газировкой. Затем следует стресс, а за большим количеством стрессов — выгорание.

Желательно давать ребёнку то, к чему у него лежит душа и есть наклонности, мягко направляя и помогая преодолеть порог вхождения на следующий уровень обучения. Если родители сами не справляются с правильным расчётом нагрузки, им сложно отличить усталость от лени, трудно распознать сильные стороны своих детей, их таланты и желания. В этом случае верным решением будет обращение к специалисту.

Автор статьи: Алисия Рува, мама дочери на СО, писатель.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Читайте другие статьи автора: