Что такое правда в художественном творении? Отсутствие истинности частая зрительская претензия к историческому кино.
Думаю, реальности в любом произведении ровно столько, сколько нужно автору для воспроизведения современного взгляда на исторические события. Величие искусства состоит не столько в зеркальном отражении действительности, сколько в преломлении эпохи через личность человека. В его в гармонии или в отсутствии оной с окружающим миром в определенный период времени.
"Союз спасения. Время гнева", уважаемые читатели, недавно появившийся на телеэкранах, тоже не избежал гневных упреков в отсутствии реалистичности. На мой взгляд благодарного зрителя исторического кино, сериал довольно качественный и весьма интересный творческий продукт.
Возможно, чрезмерно подробное воспроизведение на экране подлинных исторических подробностей, становится не таким важным, если фильм трогает сердце. Картина Высоцкого дает понимание искреннего интереса режиссера к исследуемой теме, последовательности его человечного подхода к оценке исторических героев.
Кажется. что вместе со зрителем создатели вновь и вновь задаются вопросом, который словно висит в воздухе российской истории уже второй век. Почему все-таки царь отправил декабристов на эшафот? Откажись он от казни, возможно и сама история пошла бы по иному пути. Ведь и среди членов правительственной комиссии по расследованию мятежа были противники такого жестокого возмездия. Нашел же Николай I в себе справедливую силу помиловать Трубецкого.
Хотя, казалось бы, содеянное князем выглядит не менее губительным для имиджа империи. Почему жизнь оказалась так неблагосклонна к хорошему человеку, каким видится в фильме Муравьев-Апостол. И к подробностям исторических событий, на мой взгляд, это имеет меньшее отношения, чем к превратностям судеб на фоне эпохи.
Новый фильм достоин благодарности уже потому, что осмысливает тему, которую, в общем-то, надолго забыли художники экрана. Между тем, движение декабристов действительно один из тех исторических моментов, который мог стать поворотным в судьбе России. Оно неизбежно привлекает зрительский интерес и желание обсудить всесторонне.
Сегодня, уважаемые читатели, наш разговор о картине коснется в большей степени двух лидеров исторического движения, которых на экране так внятно и ярко представили актеры Максим Матвеев и Леонид Бичевин. Говоря о реальных событиях из жизни известных декабристов, посмотрим насколько точно следовали исторической правде создатели художественного фильма.
Князь Сергей Петрович Трубецкой, можно сказать, родился под счастливой звездой. Обедневший, но по-прежнему знатный род, учеба в лучшем учебном заведении, каким был Московский университет, дальнейшая служба в гвардии, которая перемежалась длительными отпусками за границей. Осенью 1820 года во время бунта солдат Семеновского лейб-гвардии полка он как раз и пребывал там. В жизни это уберегло его при расформировании элитного воинского соединения.
В сериале князь находился в Петербурге, но за пределами гвардейского расположения. Его перевели в штаб, когда других офицеров выслали из столицы в отдаленные армейские гарнизоны. Он и в Сибири прожил довольно сносно, застал царскую амнистию 1856 года и вернулся в Москву. Даже написал мемуары.
Женился по любви и на хороших деньгах. Супруга поддерживала его во всем и не упрекнула даже за участие в протестном движении. "Один Бог тебе судья, " - скажет княгиня Трубецкая еще в фильме "Звезда пленительного счастья".
Ореол великого страдальца за правду буквально воссиял над его образом, вознес на невиданную высоту, запечатлев в народной памяти как безоговорочного героя.
Сергей Иванович Муравьев-Апостол родился в известной семье российского дипломата, дед по матери был знаменитым сербским генералом. В детстве учился в Париже, в Петербурге продолжил учебу в институте Корпуса инженеров путей сообщения. Заведение требовало недюжинных умственных способностей, но прямой дороги к блестящей карьере не открывало. В войне 1812 года участвовал добровольцем в составе инженерных войск, был в заграничном походе.
Служба в Семеновском лейб-гвардии полку могла стать началом успешной военной карьеры, но солдатский бунт осенью 1820-го поставил на ней крест. Хотя капитан гвардии Муравьев-Апостол буквально лег на пороге казармы, чтобы остановить бунтовщиков. Но офицеры все равно были наказаны. И гвардейский командир оказался в армии хоть и с повышением чина, но без всякой дальнейшей перспективы. Наказанных лишили даже права уйти в отставку.
В сериале позднее, когда Сергей Иванович уже вовсю проникся революционной деятельностью, от него отвернулась и придуманная невеста : - "Я ехала к тебе, а тебя здесь нет..."
И в "Звезде пленительного счастья", накрепко запечатлевшей в народной памяти героический образ декабристов, Муравьева-Апостола находишь только на эшафоте. Обнявшись с Бестужевым-Рюминым, он в горести ждет участи.
И даже в повешении ему не повезло. Хотя в том, что порвалась веревка, можно увидеть и божий знак...Но нет, казнь свершилась.
Они и к революционному движению примкнули по-разному. В тайном объединении Сергей Трубецкой оказался, в общем-то, не случайно. Сторонник глубоко либеральных взглядов, он желал для России европейского пути развития. Честолюбивый по натуре, князь быстро стал лидером "Северного общества". И целиком нес ответственность за его деятельность.
Программа северян не была такой радикальной, как у южан. Последние рассматривали и физическое устранение царской семьи. Но разногласия были не только по поводу судьбы самодержца. Трубецкой многое подвергал сомнению во взглядах мятежников. И в конце концов на Сенатскую площадь 14 декабря лидер не вышел. Хотя в известность соратников об этом не поставил.
И в списке на казнь он стоял первым, за ним значился Кондратий Рылеев.
Сергей Иванович Муравьев-Апостол по всем жизненным убеждениям и личностным качествам никак не вписывался в радикальную структуру тайного общества. Он шел своим путем, был непревзойденным авторитетом для солдат и офицеров, крепко знал свое дело и часто разруливал самые сложные ситуации. И до 1823 года практически не интересовался делами подпольщиков. Но жизнь буквально втягивала его в исторический водоворот, выбраться из которого он не смог.
В материалах следствия есть показания Бестужева-Рюмина, где тот честно признался, как последовательно вовлекал подполковника Муравьева-Апостола в тайную деятельность. Он был нужен зачинщикам военного переворота. Авторитет батальонного командира был так высок во всем Черниговском полку, что поднять солдат мог только Муравьев-Апостол.
И подчиненные пошли за ним, он поднял черниговцев. Но отдать приказ стрелять по встречающему мятежников Ахтырскому полку не смог: - "Умирать за мечту можно, убивать нельзя".
Собственно, никаких политических решений он не принимал, но в окончательном списке на казнь шел после Пестеля.
В сериале лидеров декабристов сыграли Максим Матвеев и Леонид Бичевин. И актеры неизбежно наделили своих исторических героев какими-то собственными чертами.
Образ Сергея Трубецкого необыкновенно интересно создан Максимом Матвеевым. Актер мастерски справляется со сложными ролями, когда в персонаже все настолько сильно переплетено, что сыграть в одну краску просто невозможно. Именно таков князь "полу-мятежник".
При всей живости взгляда и разнообразии чувств, он никогда не переступает эмоциональных границ. Совершенно чуждый горячности и несдержанности, герой Матвеева словно стоит над ситуацией, осмысливает ее со стороны. И в нужный момент,не заходя в нее, отходит в сторону.
Он много понимает и про себя, и про тайную деятельность. Если внимательно слушать речи героя Матвеева, то на многое открываются глаза. Его тщательно скрываемая самим же собой сущность, становится яснее и понятнее.
Малюсенький эпизодик с братом жены, когда тот погряз в карточных долгах, понадеялся на помощь зятя и опять проиграл. Только подумаешь, к чему эти подробности, а герой выдает кодовую фразу: - " Мы собираемся спасти миллионы людей, а я не смог помочь одному...".
Но он редко делится такими откровениями с соратниками. А в последнюю минуту и вовсе уходит от ответственности.
Образ Муравьева-Апостола словно пропитан обаянием Леонида Бичевина. Его мягкая актерская харизма буквально обволакивает и его исторического героя. Сергей Иванович прямодушный и искренний человек, оказавшись заложником своей порядочности, поступает часто так, чтобы хорошо было другим. "Ты сильный и добрый человек", - скажет ему Пестель.
Так представлена актерская правда, что герою Бичевина симпатизируешь с первых до последних кадров. Он достойно несет свою скорбь. Как еще назвать чувства человека, понимающего, что разрушена не только карьера - сломана жизнь, унижено достоинство. И вины его в этом нет ничуть.
Щемящая сцена, сыгранная актером всем сердцем, когда подполковник Гебель сообщает, что Муравьеву-Апостолу отказано в присвоении звания полковника. Видимо, это время, когда Семеновский полк сформировали вновь и вернули ему все регалии. Но честному офицеру в нем места не нашлось.
Это переломный в сознании героя момент : - " Я думал, что это ошибка. А это не ошибка..." И зритель тоже понимает, какая свершилась несправедливость по отношению к человеку, который верой и правдой служит Отечеству и государю.
Острое чувство несправедливости и приводит его к смене взглядов. Хотя допускаю, что в реальности было несколько сложнее. Но в сериале мысль поддерживается всем течением сюжета. Не свершение самодержавия его цель, но мечта о достижении общей справедливости для всех и для каждого, обретение свободы личности.
Сюжетно Трубецкой и Муравьев-Апостол практически не пересекаются, после расформирования Семеновского полка они виделись только в Киеве, в доме генерал-губернатора Щербатова ( Алексей Гуськов ). В жизни они не были ни друзьями, ни соперниками.
Противостоял князь Трубецкой лидеру Южного общества Пестелю (Павел Прилучный ). Во всяком случае, в кино это ощущается явно. Но в картине волею постановщика личность Муравьева-Апостола представлена на первой линии. Не знать, так можно подумать,что не Пестель вовсе был лидером. Особенно когда Муравьев-Апостол после визита последнего в Черниговский полк, восклицает: - "Пестель с нами!"
Но это не так важно. Кажется верным ходом раскрыть историю черниговского выступления через образ Сергея Ивановича Муравьева-Апостола.
И даже при всем пристальном внимании к образам Трубецкого и Муравьева-Апостола немного не хватило, на мой взгляд, подробностей. Сериал такой густонаселенный, что скорее и невозможно литературно прописать каждого героя. Но тем не менее легкое ощущение "пришли ниоткуда, ушли в никуда" возникает. Но это совсем незначительно, сериал все равно получился превосходный.
Выбор актеров в целом очень хорош. В каждом кадре такая высокая концентрация молодых, красивых и талантливых, что кажется это придает сериалу особую энергетику.
Нынешнее поколение артистов-декабристов зачем-то сравнивают с предшественниками из фильма " Звезда пленительного счастья". И почему-то в этом неуместном сравнении молодежь проигрывает: - "Мол, думают, что они артисты".
На самом деле, это замечательное поколение современных актеров. Настоящие таланты - яркие, динамичные, многогранные. И профессионалы высокого класса. Практически у каждого за плечами хорошая театральная школа.
Просто время их восхваления еще впереди. Уверена, через пару десятков лет, взрослеющее вместе с ними поколение зрителей, будет так же ворчать: - "Ну, что за артисты пошли! Вот в наше время как играли! Бичевин, Матвеев, Колесников..."
Возвращаясь к основной теме сегодняшнего разговора, вновь хочется поддержать новое кино. Смыкая образы Трубецкого и Муравьева-Апостола на первом плане, создатели словно подчеркивают, что эти исторические персонажи во многом и формируют культурно-исторический код к восприятию декабристов.
Время идет, меняется вектор отношения к восстанию. Оценивать значение движения теперь можно по-разному. И все-таки несправедливо ответственность за случившееся возлагать только на декабристов. Хотя царь и признал, что пролитая кровь всегда будет на нем.
Практически в последний момент Николай Первый ( Иван Колесников) вычеркнул из списков на казнь Сергея Трубецкого. Но почему милосердие, которое он так верно проявил при помиловании одного мятежника, не коснулось других?
А ведь многое пошло бы совсем по другому.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных просмотров хорошего кино!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Другие публикации о сериале "Союз спасения" здесь: