Что такое правда в художественном произведении? Авторские домыслы - частая зрительская претензия к историческому кино. Но ведь искусство стремится не столько к зеркальному отражению действительности, сколько к преломлению эпохи через личность человека. В центре любого творения всегда живой человек со всеми его слабостями и величием духа.
"Союз спасения. Время гнева", уважаемые читатели, тоже не избежал упреков в отсутствии реалистичности. На мой же взгляд благодарного зрителя, сериал получился довольно интересным.
Фильм увлекает, трогает сердце, виден искренний интерес режиссера к исследуемой теме, реалистична оценка исторических героев.
Кажется, что создатели последовательно ведут зрителя к вопросу, который так и остался висеть в воздухе российской истории. Почему все-таки царь отправил декабристов на эшафот? Откажись он от казни, возможно, история пошла бы совсем по иному пути. Ведь и среди членов правительственной комиссии по расследованию мятежа были противники такого жестокого возмездия. Нашел же Николай I в себе справедливую силу помиловать Трубецкого.
Хотя, казалось бы, содеянное князем выглядит не менее губительным для имиджа империи. И почему жизнь оказалась так неблагосклонна к хорошему человеку, каким видится в фильме Муравьев-Апостол. Хотя может, и к подробностям исторических событий это имеет меньшее отношение, чем к размышлениям о превратности судеб на фоне эпохи.
Новый фильм достоин благодарности уже потому, что осмысливает тему, которую, в общем-то, надолго забыли художники экрана. Между тем, декабрьское восстание действительно один из тех исторических моментов, который мог стать поворотным в судьбе России. Движение сторонников радикальных изменений в государственном устройстве и сегодня привлекает зрительский интерес и желание обсудить всесторонне.
Сегодня наш разговор о картине коснется в большей степени двух лидеров исторического движения, которых на экране так внятно и ярко представили Максим Матвеев и Леонид Бичевин. Говоря о реальных событиях из жизни известных декабристов, посмотрим и насколько точно следовали исторической правде создатели художественного фильма.
Князь Сергей Петрович Трубецкой, можно сказать, родился под счастливой звездой. Обедневший, но по-прежнему знатный род. Учеба в одном из лучших учебных заведений, каким был Московский университет. Дальнейшая служба в гвардии, которая перемежалась длительными отпусками за границей. Осенью 1820 года во время бунта солдат Семеновского лейб-гвардии полка он как раз и пребывал там. В жизни это уберегло офицера при расформировании элитного воинского соединения.
В сериале князь находился в Петербурге, но за пределами гвардейского расположения. Его перевели в штаб, тогда как его сослуживцев выслали из столицы в отдаленные армейские гарнизоны. Он и в Сибири прожил довольно сносно, застал царскую амнистию 1856 года и вернулся в Москву. Даже написал мемуары.
Женился по любви и на хороших деньгах. Супруга поддерживала его во всем и не упрекнула даже за участие в протестном движении. "Один Бог тебе судья, " - скажет княгиня Трубецкая еще в фильме "Звезда пленительного счастья".
Ореол великого страдальца за правду буквально воссиял над его образом, вознес на невиданную высоту, запечатлел в народной памяти как безоговорочного героя.
Сергей Иванович Муравьев-Апостол родился в известной семье российского дипломата. Дед по матери был знаменитым сербским генералом. В детстве учился в Париже, в Петербурге продолжил учебу в институте Корпуса инженеров путей сообщения. Заведение требовало недюжинных умственных способностей, но прямой дороги к блестящей карьере не открывало. В войне 1812 года участвовал добровольцем в составе инженерных войск, был в заграничном походе.
Служба в Семеновском лейб-гвардии полку могла стать началом успешной карьеры, но солдатский бунт осенью 1820-го поставил на ней крест. Хотя капитан гвардии Муравьев-Апостол буквально лег на пороге казармы, чтобы остановить бунтовщиков. Но офицеры все равно были наказаны. И гвардейский командир оказался в армии хоть и с повышением чина, но без всякой дальнейшей перспективы. Наказанных лишили даже права выйти в отставку.
В сериале позднее, когда Сергей Иванович уже вовсю проникся революционной деятельностью, от него отвернулась и придуманная невеста : - "Я ехала к тебе, а тебя здесь нет..."
И в "Звезде пленительного счастья", накрепко запечатлевшей в народной памяти героический образ декабристов, Муравьева-Апостола находишь только на эшафоте. Обнявшись с Бестужевым-Рюминым, он в горести ждет участи.
И даже в повешении ему не повезло. Хотя в том, что веревка порвалась , можно увидеть и божий знак. Но нет, казнь свершилась.
Они и к революционному движению примкнули по-разному. В тайном объединении Сергей Трубецкой оказался, в общем-то, не случайно. Сторонник глубоко либеральных взглядов, он желал для России европейского пути развития. Честолюбивый по натуре князь быстро стал лидером "Северного общества". И целиком нес ответственность за его деятельность.
Программа северян не была такой радикальной, как у южан. Последние рассматривали и физическое устранение царской семьи. Но разногласия были не только по поводу судьбы самодержца. Трубецкой многое подвергал сомнению во взглядах мятежников. И в конце концов на Сенатскую площадь 14 декабря лидер не вышел. Хотя в известность соратников об этом не поставил.
И в списке на казнь он стоял первым, за ним значился Кондратий Рылеев.
Сергей Иванович Муравьев-Апостол по всем жизненным убеждениям и личностным качествам никак не вписывался в радикальную структуру тайного общества. Он шел своим путем. Хорошо знал военное дело и честно служил Отечеству. Для подчинённых был непререкаемым авторитетом и часто разруливал самые сложные ситуации. И до 1823 года практически не интересовался делами подпольщиков. Но жизнь буквально втягивала его в исторический водоворот, выбраться из которого он не смог.
В материалах следствия есть показания Бестужева-Рюмина, где тот честно признавался, как последовательно вовлекал подполковника Муравьева-Апостола в тайную деятельность. Он был нужен зачинщикам военного переворота. Авторитет батальонного командира был столь высок, что поднять весь Черниговский полк мог только Муравьев-Апостол.
И черниговцы пошли за ним Но отдать приказ стрелять по Ахтырскому полку, что встал у них на пути, он не смог: - "Умирать за мечту можно, убивать нельзя".
Собственно, никаких политических решений он не принимал, но в окончательном списке на казнь шел после Пестеля.
В сериале лидеров декабристов сыграли Максим Матвеев и Леонид Бичевин. И актеры неизбежно поделились с историческими героями своей харизмой.
Образ Сергея Трубецкого создан Максимом Матвеевым. Актер мастерски справляется со сложными ролями, когда в персонаже все настолько сильно переплетено, что сыграть в одну краску просто невозможно. Именно таков и князь "полу-мятежник".
При всей живости взгляда и разнообразии чувств, он никогда не переступает эмоциональных границ. Совершенно чуждый горячности и несдержанности, герой Матвеева словно стоит над ситуацией, осмысливает ее как бы сверху. И в нужный момент отходит в сторону.
Он много понимает и про себя, и про тайную деятельность. Если вслушаться в слова героя Матвеева, то на многое открываются глаза, суть становится яснее и понятнее.
Взять малюсенький эпизодик с братом жены, когда тот погряз в карточных долгах и понадеялся на помощь зятя. Только подумаешь, к чему эти подробности, а герой выдает кодовую фразу: - " Мы собираемся спасти миллионы людей, а я не смог помочь одному...".
Но он редко делится такими откровениями с соратниками. А на Сенатскую площадь и вовсе не выходит.
Образ Муравьева-Апостола словно пропитан обаянием Леонида Бичевина. Его мягкая актерская харизма буквально обволакивает и его исторического героя. Сергей Иванович часто оказывается заложником своей порядочности, поступает так, как нужно другим. "Ты сильный и добрый человек", - скажет ему Пестель.
Так представлена актерская правда, что герою Бичевина симпатизируешь с первых до последних кадров. Муравьев-Апостол достойно несет свою скорбь. Как еще назвать чувства человека, понимающего, что разрушена не только карьера - сломана жизнь, унижено достоинство. И вины его в этом нет ничуть.
Щемящая сцена, сыгранная актером всем сердцем, когда подполковник Гебель сообщает, что Муравьеву-Апостолу отказано в присвоении звания полковника. Видимо, это время, когда Семеновский полк сформировали вновь и вернули все регалии. Но честному офицеру места в нем не нашлось.
Наверное, в сериале это ознаменовало начало перелома в сознании героя: - " Я думал, что это ошибка. А это не ошибка..." И зритель тоже понимает всю жестокость отказа человеку, который верой и правдой служит Отечеству и государю.
Острое чувство несправедливости и приводит его по ходу сюжета к смене взглядов. Хотя допускаю, что в реальности было несколько сложнее. Но в сериале эта мысль поддерживается всем течением киноповествования. Не свершение самодержавия его цель, но мечта о достижении общей справедливости для всех и для каждого.
Сюжетно Трубецкой и Муравьев-Апостол практически не пересекаются. После расформирования Семеновского полка они виделись только в Киеве, в доме генерал-губернатора Щербатова ( Алексей Гуськов ). В жизни они не были ни друзьями, ни соперниками.
Противостоял князь Трубецкой лидеру Южного общества Пестелю (Павел Прилучный ). Во всяком случае, в кино это ощущается явно. Но в картине режиссерской волей личность Муравьева-Апостола представлена на первой линии. Не знать, так можно подумать,что не Пестель был лидером. Особенно когда Муравьев-Апостол после визита последнего в Черниговский полк, восклицает: - "Пестель с нами!"
Может быть, это и не столь важно. Во всяком случае, раскрытие истории черниговского выступления через образ Сергея Ивановича Муравьева-Апостола видится верным ходом.
Но даже при всем пристальном внимании авторов кинопроизведения к образам Трубецкого и Муравьева-Апостола не хватило, на мой взгляд, нужных подробностей. Сериал такой густонаселенный, что скорее и невозможно литературно прописать каждого героя. Но тем не менее легкое ощущение "пришли ниоткуда, ушли в никуда" возникает. Но это совсем незначительно, сериал все равно получился превосходный.
Выбор актеров в целом очень хорош. В каждом кадре так высока "концентрация" молодых, красивых и талантливых, что кажется это придает всему сериалу особую энергетику.
Нынешнее поколение артистов-декабристов сравнивают с предшественниками из фильма " Звезда пленительного счастья". И почему-то в этом неуместном сравнении молодежь проигрывает: - "Мол, думают, что они артисты".
На самом деле, это замечательное поколение современных актеров. Настоящие таланты - яркие, динамичные, многогранные. И профессионалы высокого класса. Практически у каждого за плечами хорошая театральная школа.
Просто время их восхваления еще впереди. Уверена, через пару десятков лет, взрослеющее вместе с ними поколение зрителей, будет так же ворчать: - "Ну, что за артисты пошли! Вот в наше время как играли! Бичевин, Матвеев, Колесников..."
Возвращаясь к основной теме сегодняшнего разговора, хочется вновь сомкнуть образы Трубецкого и Муравьева-Апостола на первом плане. Да и создатели словно подчеркивают, что именно эти исторические персонажи во многом и формируют культурно-исторический код к восприятию декабристов.
Время идет, меняется вектор отношения к восстанию. Оценивать значение движения теперь можно по-разному. И все-таки несправедливо, на мой взгляд, ответственность за случившееся возлагать только на декабристов. Хотя царь и признал, что пролитая кровь всегда будет на нем.
Практически в последний момент Николай I ( Иван Колесников) вычеркнул из списков на казнь Сергея Трубецкого. Но почему милосердие, которое он так верно проявил при помиловании одного мятежника, не коснулось других.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных просмотров хорошего кино!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Другие публикации о сериале "Союз спасения" здесь: