Они оказались на первой линии огня, приняли на себя возмездие. Но в жизни и в сериале "Союз Спасения. Время гнева" остались во второй шеренге героев. Бесстрашные ротные командиры 1-го батальона мятежного Черниговского полка. Штабс-капитан барон Вениамин Соловьев, поручики Михаил Щепилло и Анастасий Кузьмин. Они начали службу и навеки связали свое имя со ставшим исторически знаменитым Черниговским пехотным полком. И Иван Сухинов, участник Отечественной войны 1812 года и битвы под Лейпцигом. В Черниговском полку дослужился до звания подпоручика и был переведен в Александрийский гусарский полк в чине поручика, но предчувствуя надвигающие события, с отбытием к месту нового назначения не спешил.
И после приказа своего командира: - "Господа офицера, стройте роты!"- отправились не просто в поход, шагнули в бессмертие. Навсегда оставив свои имена в истории декабристского движения. В сериале "Союз спасения. Время гнева" отчаянно отважную четверку сыграли актеры Павел Баршак, Кирилл Кузнецов, Антон Феоктистов, Ефим Петрунин.
В жизни и в сериале пехотные офицеры не только сослуживцы, они и соратники по Тайному обществу. Осенью 1825 года армейскому дипломату Бестужеву-Рюмину удалось склонить заговорщиков к слиянию двух идеологических движений.
Пару слов об Обществе соединенных славян. В сериале эта тема практически не звучит."Славяне", к коим и относились ротные офицеры, объединились на основе панславистской идеи только в 1823 году, когда в армии уже вовсю зрел заговор. В объединение вошли большей частью небогатые офицеры, в отличие от Северного и Южных тайных обществе, где было много аристократов.
Они придерживались республиканских взглядов и грезили о единой федерации славянских народов на основе конституции. Организация была немногочисленной, и сам бог велел прибрать ее, как говорится, к рукам. Что и было сделано. Хотя убежденные в своей правоте "славяне" первоначально сильно противились. Когда же примкнули, самостоятельности мышления не утратили и настаивали на решительных действиях.
В сериале именно они предприняли рискованные действия по освобождению командира батальона из-под ареста , что собственно не противоречит исторической действительности. И в жизни смятения они не испытывали, солдат своих рот подняли по первому зову Муравьева-Апостола. Больше того, решительно настаивали на взятии Киева.
Но волею создателей сериала штабс-капитан барон Соловьев увел свою роту прочь. Незначительное отклонение от истинной жизненной позиции исторического героя, видимо, было необходимо. Кто-то должен был выразить альтернативный взгляд на происходящее. Не вводить же вымышленный персонаж, чтобы сказать: - "Господа, вы не правы." Очерки истории и учебники художественного мастерства пишутся разным пером.
В действительности же ротный командир пошел до конца и разделил участь мятежников.
И зритель пережил вместе с ними горечь поражения. Или не выразил сочувствия, мол, за что боролись на то и напоролись.
Мой же благодарный взгляд сразу выцепил великолепную четверку. Решительные ротные заставили себя уважать, проникнуться симпатией.
К слову, это одно из замечательных свойств сериала, что герои вызывают искреннее сочувствие. При этом равным образом проникаешься участием к обеим сторонам исторического конфликта. Показывая даже неприглядные моменты в судьбах героев, фильм не развенчивает мифа о благородстве помыслов. И это мудрый подход.
Киноповествование о ротных Черниговского полка завершается на поле разгрома 3 января 1826-го. А что же было дальше с реальными героями?
Поручик Кузьмин (Кузмин) Анастасий Дмитриевич был тяжело ранен картечью и схвачен. Командир 5-й мушкетерской роты, которая и стояла в местечке Трилесы, откуда начался мятежный поход Черниговского полка. Туда же поручик и вернулся.
Вечером после подавления бунта повязанных офицеров вывезли в Трилесы. Вместе с ротными были пленены Муравьев-Апостол, его брат Матвей, Бестужев-Рюмин.
Кузьмин сел в одни сани с Соловьевым. Последний время от времени вставал и шел пешком, чтобы согреться. И в очередной раз садясь в сани, нечаянно облокотился на плечо друга и понял , что тот серьезно ранен. Кузьмин держался мужественно, боли своей не показывал.
По приезду в село офицеров разместили на ночь в холодной корчме. По воспоминаниям барона Соловьева, Кузьмин, улучив момент, когда все бросились к упавшему без сознания раненому Муравьеву-Апостолу, выстрелил себе в голову. И только тогда, подступив к товарищу, сослуживцы увидели разорванное картечью плечо.
Так ушел из жизни один из самых преданных движению офицер. "Свобода или смерть" - он жил под этим девизом. Свободу отвоевать не удалось...
Свое последнее пристанище в общей могиле он разделил с Ипполитом Ивановичем Муравьевым-Апостолом и Михаилом Алексеевичем Щепилло.
Поручик Черниговского пехотного полка командир 3-й мушкетерской роты Михаил Алексеевич Щепилло (Щепило) был убит 3 января 1826-го при усмирении мятежников правительственными войсками.
Решением Военного суда посмертно приговорен к повешению. Назидательная казнь была произведена 23 августа того же года. На площади в Василькове установили виселицу с прибитой табличкой, на которой значились имена государственных преступников Кузьмина, Щепилло и Муравьева-Апостола.
Оставшиеся в живых их соратники-"славяне": поручики Иван Сухинов, барон Соловьев и прапорщик Александр Мозалевский ( в сериале его нет) - были прогнаны сквозь позорный строй у Васильковской виселицы.
Ивану Сухинову удалось избежать пленения сразу после разгрома. Он сумел скрыться, несмотря на преследование его гусарами. Беглеца укрыл крестьянин соседней деревни, прятал в темном погребе, пока искавшие его обследовали хату.
Потом спаситель выдал офицеру мужицкую одежду, и Сухинов отправился к одному из руководителей Каменской управы Василию Давыдову. О чем они говорили неизвестно. Вскоре Давыдов был арестован, а Сухинов смог добраться до границы. Но покинуть Родину не решился, вернулся в Кишинев, где и был схвачен 2 февраля.
В Могилеве, куда доставили беглеца, уже находились и другие черниговцы. В Петербург были отправлены только Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Следствие по делу Черниговского полка проводилось в Житомире в штабе 1-й армии, куда входил 3-й Пехотный корпус.
Военный суд вынес решение и в отношении погибших Кузьмина и Щепилло. И разумеется, вынес вердикт оставшимся в живых офицерам, в том числе Ивану Ивановичу Сухинову. Приговор жесткий - казнь.
Но по велению царя всем осужденным был снижен разряд наказания. И Сухинова отправили на вечную каторгу в Сибирь.
В Читу он прибыл только 14 февраля 1828 года после долгого изнурительного пути. Еще через месяц добрался до Нерчинских рудников, места окончательного расположения. На следующий же день каторжник спустился под землю для тяжелых работ.
Зерентуйский рудник, где и отбывал первоначально каторгу Сухинов, находился близко к китайской границе. Бесстрашный бывший дворянин Херсонской губернии не успокоился и здесь: - "Правительство не наказывает нас, оно нам мстит."
Найдя сообщников среди уголовников, Сухинов задумывает бунт с целью спасти всех каторжан и бежать через границу в Китай. Заговор раскрывается, новым судом Ивана Ивановича наказывают ударами плетьми и приговаривают к смерти. В ночь перед расстрелом у несгибаемого поручика сдали нервы. Зайдя утром в камеру, солдатский караул нашел его в петле.
Барон Вениамин Соловьев, единственный из бесстрашной четверки, кто пережил разгром на поле боя, пленение, сибирскую каторгу. Он вернулся в родовое поместье в Рязанской губернии после царской амнистии. Написал воспоминания и даже удостоился государственной пенсии.
Командир 2-й мушкетерской роты 1-го батальона Черниговского полка был единственным титулованным дворянином в рядах Общества соединенных славян.
В сериале, напомню, он увёл своих солдат. На самом деле ротный целиком разделил участь проигравших со своими товарищами. Он был пленен на поле разгрома вместе с Муравьевым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым.
В списке осужденных значился под первым номером. Военным трибуналом приговорен к смертной казни, по воле государя замененной вечными каторжными работами с лишением всех чинов и дворянства. Обряд гражданской казни состоялся в присутствии вновь сформированного Черниговского полка.
Путь до Нерчинских рудников он проделал вместе с Иваном Сухиновым и Александром Мозалевским. В дороге переболел тифом. В московской пересыльной тюрьме его навещал брат и помогал чем мог. В Тобольске каторжане пересеклись с женой декабриста Нарышкина. Елизавета Петровна направлялась к мужу. Узнав, что днями в город прибудет группа осужденных, дождалась и помогла им деньгами.
Вскоре после прибытия на рудники барон купил дом, где и поселился с товарищами. Но в 1830 году вместе с Мозалевским, к слову, одним из основателей Общества объединенных славян, был переведен в Петровский завод. Сухинова к тому времени уже не было в живых. Через 10 лет осужденных освободили от каторжных работ и отправили на поселение. Так Вениамин Николаевич оказался в селе Устьянском Енисейской губернии. Друг же его остался в Петровском заводе.
В Устьянском он вновь обзавелся недвижимостью, приобрел землю. Сюда же позднее привез умирающего Мозалевского. Выходить Александра Евтихиевича не удалось, Соловьев похоронил друга на окраине сельского погоста, как повелевалось при погребении преступников.
В том же селе Вениамин Николаевич встретил свою женщину. Вдовствующая поселенка Матрона Петровна Полякова стала ему гражданской женой. 29 октября 1853 года у них родился сын, мальчика назвали Авраамием.
По манифесту об амнистии барону Вениамину Николаевичу Соловьеву были возвращены права потомственного дворянина, а также его детям, рожденным после приговора.
Александр II, тот самый голубоглазый Сашенька из сериала, который жалел о казненных мятежниках, вскоре после восшествия на престол помиловал всех оставшихся в живых декабристов. Это было 26 августа 1956 года.
В марте 1957 -го бывший ротный уже был в Рязанской губернии. Он поселился в имении брата. Ушел из жизни барон Вениамин Николаевич Соловьев по одним сведениям в 1866 году, по другим - в 1871-м.
Декабрист-долгожитель, а родился Соловьев в 1798-м, оставил ценное мемуарное наследие. Его биографические очерки о своих товарищах полны подробностей очевидца или слушателя из первых уст. Так, совершенно уникален его биографический очерк "И.И. Сухинов. Один из декабристов", опубликованный в "Русском архиве" за 1870 год сначала анонимно, но буквально скоро имя автора было открыто.
И самое важное. Вениамин Николаевич Соловьев, Иван Иванович Сухинов, Михаил Алексеевич Щепилло, Анастасий Дмитриевич Кузьмин, не занимающие первую линейку известности среди декабристов, оставили о себе долгую историческую память.
И благодаря сериалу "Союз Спасения.Время гнева" зрители смогли познакомиться с народными героями. И это тоже пока уникальный факт.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете что-то полезное для себя. Приятных кинопросмотров!
Обзор подготовила автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации о сериале "Союз Спасения.Время гнева" здесь: