"Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! " Александр Сергеевич Пушкин, гений поэтического слова и литературного образа, посвятил свои стихи другу Чаадаеву задолго до трагических событий конца 1825 года.
Но почему-то образ самого молодого из казненных декабристов, пылкого романтика Бестужева-Рюмина ассоциируется именно с этими строчками.
Родившийся в 1801 году, он был младшим в строю своих соратников. Не имея настоящего военного опыта, подпоручик Бестужев-Рюмин выработал четкую гражданскую позицию. Не успев получить никаких наград, обрел высшее признание - долгую историческую память.
Наверное, все-таки нельзя сказать,что кино так внимательно к теме декабристов, "искусство по-прежнему в долгу".
Бестужеву-Рюмину повезло в этом смысле еще меньше. В романтической кинопоэме Владимира Мотыля " Звезда пленительного счастья" героя-страдальца за справедливость можно увидеть только на эшафоте.
А Прасковья Анненкова, например, мелькает чуть ли не в каждом кадре. И что же? Зрителю сей факт не помешал счесть картину лучшим фильмом о декабристах. Хотя прекрасная романтическая поэма больше о их женах, о жертвенной любви русских женщин.
В моем восприятии благодарного зрителя художественное осмысление движения декабристов в сериале "Союз Спасения. Время гнева" безусловный шаг вперед. Это замечательное кино. Время рассудит сторонников фильма и отказывающих ему в исторической правде. И пусть Бестужеву- Рюмину опять досталось мало экранного времени.
Иван Янковский, поделившийся своей актерской харизмой с историческим персонажем, сыграл благородного и честного героя.
Трудно судить, насколько близок сериальный образ к первоисточнику. Но не доверять актерской и режиссерской трактовке оснований мало, никто лично руку Бестужеву-Рюмину не жал. Мемуары вещь тоже довольно субъективная. Архивные документы включают практически только протоколы следственных допросов. А поиски портрета Бестужева- Рюмина веселят тем, что очевидна полная дезориентированность в историческом пространстве , кого только не выдают за Михаила Павловича.
Первый раз герой Янковского появляется на экране в сценах бунта Семеновского полка. Вместе с капитаном Муравьевым-Апостолом он пытается усмирить солдат: - "Отставить! Перед вами офицер! "
За пределами киноистории осталось немало интересных фактов. Фильм густонаселенный, прописать детально каждый образ довольно сложно.
Сегодня, уважаемые читатели, посмотрим как раз, что же осталось за кадром и дорисуем портрет декабриста.
Интересно же знать, как сын помещика из глухого уезда оказался в элитном военном соединении.
Живописная Нижегородчина, а именно здесь прошло детство будушего декабриста, место его родовой силы. Усадьба Кудрешки , где добрая матушка журила шаловливого мальчишку за бесконечные проказы.
Екатерина Васильевна Бестужева Рюмина, в девичестве Грушецкая, родила своего пятого ребенка, когда ей исполнилось сорок. Она безмерно баловала младшенького, держала при себе и до 15 лет не отпускала из дома. Отец Павел Николаевич, бывший городничий Горбатовского уезда, нрава был весьма сурового. Сыновей лаской особо не докучал, но достойное домашнее образование обеспечил. Мишу, по обыкновению тех времен, воспитывал гувернер-француз, а науки преподавали известные профессора.
Мальчик мечтал о дипломатической карьере и в 17 лет, успешно сдав экзамены, получил аттестат престижного Московского университета. Но к гражданской службе не приступил. Своенравный отец повелел пойти в военные.
И за два года до солдатского бунта молодой человек пересдает экзамены за Пажеский корпус. Его блестящих знаний математики, истории, географии, французского и немецкого языков для этого было достаточно.
Элитное военное заведение открывало прямую дорогу в лейб-гвардию. И юный нижегородец становится юнкером Кавалергардского полка, расквартированного в столице.
Получив через полтора года чин эстандарт- юнкера, в марте 1820-го переводится в лейб-гвардии Семеновский полк. И волнения простых служак застают его в чине подпрапорщика. Собственно офицерский разряд в царской армии начинался с прапорщика. По правде, Бестужев-Рюмин и носил знамя полка.
И эта маленькая биографическая неточность - " Перед вами офицер!" - в смысловой нагрузке не так уж и весома. Главное, перед зрителем бесстрашный молодой человек, который, в общем-то, мог остаться в стороне. Не он же довел солдат до взрыва, но Бестужев-Рюмин бросился спасать имя командира и честь полка.
Тот же Трубецкой в разговоре с Муравьевым-Апостолом, сказал, что он не стал бы так делать , мол, это проблемы зарвавшегося комполка.
Но маленький эпизод ценная копеечка в копилку художественного образа. Молод, честен, совестлив. А в том, насколько блестяще он умеет убеждать людей, будет возможность убедиться дальше.
И в жизни, и в сериале Бестужев-Рюмин разделил с другими офицерами участь несправедливого наказания. Гвардейцы переводились в армию двумя чинами выше. Подпрапорщик Бестужев-Рюмин остался при своих погонах. Следующее звание, говоря современным языком, он получил только в январе 1821-го.
Его семья к тому времени уже перебралась под Москву. Матушка, к слову, была опечалена безмерно.
Наказанные офицеры отправлялись на новую службу в места своих или родительских имений. Так было положено. Но бывший гвардеец Бестужев-Рюмин оказался в Полтавском пехотном полку вместе с Сергеем Муравьевым. Под Полтавой и находилось родовое имение Апостолов.
Вот тогда-то они и сдружились накрепко. В сериале подарок другу - музыкальный инструмент - Михаил привозит уже в Васильков Киевской губернии, куда в Черниговский пехотный полк в мае 1822-го был переведен Сергей Иванович.
Об отражении личности Муравьева-Апостола в сериале можно прочесть здесь:
Бестужев-Рюмин обеспечивал некую связь между Пестелем и Муравьевым-Апостолом, во взглядах которых было довольно много идеологических разногласий. Вот прапорщик и мотался по всей Малороссии из Бердичева в Васильков, оттуда в Тульчин. Говорят,что тайком наведывался даже в Москву.
Молодой заговорщик в сериале честно предупредил Пестеля, что Муравьеву-Апостолу не до подпольной работы, мол, он занят своим непосредственным делом. Но Пестелю очень нужны были силы Черниговского полка. И Бестужев-Рюмин, по собственному признанию на следствии, вовлекал батальонного командира в активную тайную деятельность.
Хотя в тайное общество Михаил Павлович был принят как раз Муравьевым-Апостолом. Но очень скоро Бестужев-Рюмин в силу своих несомненных здоровых амбиций стал неким локомотивом подпольной работы.
В списке достижений Бестужева-Рюмина можно обозначить самые значимые. Так, армейский дипломат продуктивно поработал по присоединению к Южному обществу соединенных славян. Обьединение, куда входили бесшабашно-отчаянные ротные офицеры Кузмин ( Антон Феоктистов), Сухинов (Ефим Петрунин), Соловьев (Павел Баршак) и Щепилло (Кирилл Кузнецов).
Бестужев-Рюмин придумал даже новый формат подчинения, когда славяне воспротивились слиянию.
Подпоручик ( с 20 мая 1824-го) Бестужев-Рюмин провел довольно успешные переговоры с Польским патриотическим обществом. И в том году обеспечение поддержки поляков было практически единственным важным событием в деятельности подпольщиков.
В сериале мы застаем только празднование удачных переговоров. И зритель был готов сделать поспешные выводы. А зря. В застолье нет ничего недостойного, обычная культура мужского общения. Дело-то сделано. И сделано хорошо. Как не отметить.
Кабы в сериале оказался эпизод самих переговоров, то стало бы понятно, насколько трезво подошел молодой подпольщик к важному заданию. И Северин Кржижановский, такой же заговорщик, только польского разлива, в своих воспоминаниях отметил русского офицера как неординарного и напористо-умелого переговорщика. Недаром нижегородский мальчик мечтал о дипломатической карьере.
Занимался Бестужев-Рюмин и формированием так называемых обреченных отрядов, факт сей проходит в материалах следствия.
Программа Южного общества была максимально радикальной и подразумевала физическое устранение царской семьи. К этому недоброму делу готовились специальные люди. Их вербовкой и занимался по поручению Пестеля подпоручик Бестужев-Рюмин. Работа была настолько тайной, что даже Муравьев-Апостол не входил в круг посвященных.
Декабристы же относились к этой миссии как к великому жертвованию собой и своей честью во имя доктрины всеобщей справедливости.
Дело особой серьезности, поэтому сразу ссылаюсь на исторические изыскания доктора наук О. И. Киянской.
Сергей Иванович Муравьев-Апостол очень тепло относился к младшему другу и всячески его опекал. И в дни восстания на Сенатской площади был занят вовсе не подготовкой своего выступления, а пребывал в Житомире в штабе пехотного корпуса, где хлопотал об отпуске для Михаила Павловича.
Дело в том, что осенью 1825-го умерла матушка Михаила. А наказанные семеновцы переводились в армию без права на отставку и отпуск. И Муравьев-Апостол хлопотал об исключении для Бестужева-Рюмина, чтобы тот смог хотя бы могиле матери поклониться.
И чтобы далеко не уходить от темы потерь, к эпизоду из реальной жизни можно добавить еще один. В начале того же года своенравный отец запретил сыну жениться на любимой девушке. Бестужев-Рюмин не посмел пойти под венец без благословения родителей, и помолвку пришлось расторгнуть.
В житомирской поездке Сергей Иванович и узнает о поражении на Сенатской площади.
Возвращаясь художественному ряду сериала, отметим, что события быстро набрали необратимый ход. Неудавшийся арест Муравьева-Апостола , несколько спонтанное начало восстания Черниговского пехотного полка. Сомнение командира в разумности похода на столицу. И решительность Бестужева-Рюмина: - " Наполеон взял же Париж одной тысячей. Сможем и мы!"
Восстание Черниговского полка в кинематографе показано впервые. Прежде звучала только Сенатская площадь. И это первое появление на экранах наделало много шума. Некоторым зрителям оно показалось невнятным.
Надо сказать, что походом на Петербург горел только Пестель, мол, власть можно взять только в столице. Но выступать после поражения Северного общества он счел уже неуместным: - "Я готовился вести вас к победе, а не на убой." А тут и его арест поспел.
Его соратники Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин под влиянием европейских революций, начинавшихся с окраин, склонялись к мысли, что подняться можно и минуя столицу. И изо всех сил ждали сигнала из Петербурга, уверенные, что он будет победный. А сложилось как сложилось.
И сериальный поход черниговских пехотинцев соответствует описанию академика Милицы Нечкиной, авторитетного советского специалиста по истории декабристского движения. Точь в точь, начиная от смутных событий с подполковником Гебелем, заканчивая расстрелом мятежников Ахтырским полком.
Пропустили только поездку Муравьева-Апостола в Житомир и сократили его петляния во избежание встречи с Гебелем, потому что о готовящемся аресте батальонный командир был уже предупрежден. Ушел из киноповествования и старший брат Муравьева-Апостола Матвей Иванович.
И это кружение от села к селу по пресловутой восьмерке после выступления из местечка Трилесы, где и случилась неожиданная схватка с комполка Гебелем , историк Нечкина объясняет поисками поддержки. Но соседние полки, прежде вроде готовые к мятежу, отказывались один за другим.
Поход длился недолго. Бестужев-Рюмин все это время находился рядом с другом. И горек был для него конец: - "Сережа, это все? А как же наша мечта..."
Сериальное повествование не включает сцен тюремного заточения. Но многое известно из архивных документов.
Бестужев-Рюмин, как и остальные декабристы, в ходе расследования подробно излагал цели, планы и все действия Тайного общества.
У этого явления нет определения - сотрудничали со следствием. Это несколько иное. Благородство не оставляло их. Они не потеряли веры в свое дело и убежденности в своей правоте. И высоко несли свою правду, доносили ее хотя бы в таких условиях.
Правда, молодой защитник справедливости и думать не мог о казни. Он готовился провести свои дни в заточении вместе с другом Сергеем Ивановичем Муравьевым-Апостолом.
А больше у него никого и не осталось. Невесты лишился, матушка умерла. Отец от сына отказался, после казни даже проклял: - "Собаке- собачья смерть!" И старшим детям наказал забыть о нем. Но братья сохранили память о младшем. Племянник Бестужева-Рюмина, став ученым-историком, написал очерки о дяде-декабристе. Лев Николаевич Толстой, задумав писать роман о восстании, много беседовал с Константином Николаевичем.
Казнь мятежников стала настоящим потрясением для русского общества. В храмах служили молебны о повешенных. В Варшаве польская общественность провела открытую манифестацию в знак памяти.
Вот так в сегодняшнем разговоре мы немного добрали того, что осталось за кадром.
Сериал посмотрела дважды, прокручивая некоторые кадры не один раз. И с каждым разом он нравился все больше и больше. Наблюдая последнюю сцену, где в сознании умирающего Муравьева-Апостола всплывает парижская встреча с императором, подумалось, как же удачно закольцован фильм.
Юный Муравьев-Апостол рискнул предложить царю выпить с ним шампанского. Александр отказался, но и отверг предложение Милорадовича о наказании смельчака. И через несколько лет, узнав о Тайном обществе, самодержец словно поддержал мыслителей, мол, я и сам хочу свобод.
И только в воображении осужденного на казнь декабриста все сложилось. Император пьет шампанское с подданными, и все счастливы - брат Николай, князь Трубецкой, сам Муравьев-Апостол...
Может, самодержавию стоило рискнуть и дать шанс общественному мнению? Дать волю своему милосердию, разделив тем самым ответственность за случившееся. И тогда многое сложилось иначе, возможно, история пошла бы другим путем.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное.Приятных просмотром хорошего кино!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылки на другие публикации о сериале эдесь: