Найти тему

Инфляция - в головах!

Оглавление

Явления, которые мы наблюдаем в жизни, можно разделить на чисто материальные, объективные, и субъектные, в которых решения, планы, надежды субъектов играют значительную роль.

Примером первых можно считать физические явления. От простых, типа полёта сферического коня пушечного ядра в вакууме, до довольно сложных и запутанных, типа поведения погоды в ближайшие пару месяцев.

Однако в любом случае объективные явления внутри себя имеют простые причинно-следственные связи. Типа: нагрел - расширилось. Без вариантов.

Примеры субъектных явлений также доступны каждому, но в практике обсуждения этих явлений “есть нюансы”. Главным нюансом, который фактически делает бессмысленным весь разговор, является стремление огромного числа обсуждающих свести субъектные явления к объективным.

Наиболее яркое наблюдаемое субъектное явление - создание семьи. Ещё одно субъектное явление - голосование на президентских выборах в США. Чаще всего их пытаются объяснить, исходя из грубо- и даже вульгарно-материалистических, не сказать механистических, оснований. Итог закономерен, чисто по русской пословице - “и смех, и грех”.

Главное отличие субъектных явлений от объективных - то, что в субъектных явлениях есть интрига. Возможность неожиданного исхода. Совсем неожиданного. “Потому что кое-кому так захотелось”. Никаких причин - только поводы. Никаких следствий - только решения субъектов.

Понятно, что на выборах в США может победить любой из кандидатов. Но вот станет ли он после этого президентом? вот в чём интрига!

  • или его просто убьют?
  • или начнётся гражданская война?
  • или будет несколько "соединённых штатов", и в каждом будет свой Предидент? Или король?
  • или обойдётся решением Верховного Суда?
  • или случится что-то другое, придуманное и проведённое в жизнь конкретными людьми и неконкретными (но могущественными и субъектными!) политическими силами?

Казнить нельзя помиловать, без запятой - такова квинтэссенция субъективности!

Инфляция - ну очень надо! и хочется…

В целом любой бизнес спит и видит, как бы повысить цены.

И крайне редко - как бы повысить маржу, снизив себестоимость.

Всё объясняется просто. Снижение себестоимости имеет физический предел, повышение цен предела не имеет.

У нас принято рассказывать о Генри Форде, который цены понижал - одновременно повышая зарплаты. Однако

  1. Кончил Генри Форд плохо, от банкротства компанию спасали всем американским миром
  2. Делал он это в уникальной обстановке и недолго. Примерно как те парни, которые изобрели мануфактуру или ткацкий станок. Пока конкуренты не перестроились.

Нормальный бизнесмен пользуется любым поводом, чтобы повысить цены. И постоянно пытается это сделать, правдами и неправдами.

Потому что всегда очень хочется и часто очень надо - и это объективное явление.

Хотя иногда приходится давать “задний ход”. Продавец - он не один на рынке. У него сотни конкурентов, миллионы и даже миллиарды покупателей. И важным является готовность покупателя платить запрошенную цену.

Если покупатели “бастуют”, а у продавцов, в принципе, ещё есть какая-то нормативная рентабельность, то продавцы “дают задний ход”.

Например, у Покупателя есть огород, и он может собрать там достаточный урожай картошки. Или Покупатель привык менять машину раз в три года, но в принципе, технически, может поездить и пять. Тогда он легко может "сделать козу" продавцу... если захочет.

Однако чаще инфляция в размере до 1-2 процентов в месяц (12-24% годовых) незаметна “в быту”. Ну какая разница - вчера проезд на метро стоил 49 рублей, а сегодня 50? а через месяц - 51? мелкое неудобство при пополнении карты, “рубль - не деньги” ©

Согласие покупателей платить увеличенные цены - вот тот “мотор”, что двигает инфляцию.

Собака бойцовской породы не виновата, что покусала прохожего. У неё порода подразумевает агрессию. Виноват тот, кто не надел на неё намордник, позволил её это сделать.

Бизнес не виноват в том, что стремится повысить цены. Это его природное свойство, даже обязанность. В инфляции виноват тот, кто соглашается платить повышенные цены и даже не пытается сконструировать “намордник” или “клетку”.

Особое место занимают Центробанки. Они просто стараются уморить собаку голодом поставить бизнес в ситуацию безденежья. Забывая, на минуточку, что современному бизнесу выгоднее обанкротиться, переложив убытки на сотрудников и контрагентов (тогда никто в бизнесе не пострадает), чем снизить цены (тогда в бизнесе пострадают многие и быстро, особенно высшее руководство).

Слабо волатильные товары, или кушать хочется всегда

Так и получается - сегодня подорожал хлеб нормального, а не “социального”, качества, завтра подорожали апельсины, послезавтра - услуги мойки автомобилей… Глядишь, базовая продуктовая корзина крупносемейного человека поднялась с 15 до 20 тысяч на одно лицо. И “задний ход” уже не включишь: если два месяца назад за дешёвыми апельсинами (да что там, десять рублей на килограмме разница! ноги топтать, бензин жечь!) можно было вместо Перекрёстка дойти до Чижика или Пятёрочки, то сейчас Перекрёсток добавил ещё десять рублей, а в Пятёрочке цена с ним сравнялась.
Да, что-то можно найти дешевле, что-то можно отыграть на акциях и кэшбэке, но как-то это мелко… пять тысяч на человека… тем более, папе повысили зарплату (позавчера) на пятнадцать тысяч, и можно закрыть задолженность по кредитке, не снимая проценты по вкладу… ну и что, что в семье пятеро человек и только один получает зарплату? И новые расходы в десять тысяч на семью
не имеют источника покрытия? Ну, съездим в отпуск не в Турцию, а на дачу...

Медленная варка лягушек в молоке придумана не вчера.

Инфляцию поддерживают объективно и субъективно

Объективно:

  • рост себестоимости “чистой прибыли”. "Стараются" будущие покупатели: и государство, и сотрудники. Тщательно роют себе яму. Материальная часть, зарплаты, налоги, бытовая инфляция и проценты по кредитам - всё это увеличивает себестоимость товаров и услуг, снижает маржу и прибыль. Как итог - бизнесу необходимо повышать цены, чтобы не вылететь в трубу.

Субъективно:

  • готовность покупателей платить повышенную цену. Сначала “иногда переплачивать, поскольку лениво”, а потом - деваться некуда, варианты низких цен закончились, поскольку таких продавцов не поддержали рублём. И они просто обанкротились - или повысили цены
  • постоянное внутреннее стремление капитала (особенно “молодого”) увеличить норму рентабельности
  • государству инфляция приятна и удобна, поскольку снижает стоимость госдолга и позволяет рассчитывать на номинальный рост собираемых налогов

Мораль, или советы постороннего © Президенту Аргентины Турции Анчурии

Господин Президент!

Если Вы действительно хотите остановить инфляцию и сохранить при этом количественный, а также качественный рост экономики (включая туда и демографию), то необходимо, как минимум, договориться с Бизнесом и Населением о том, что

  • Бизнес берёт на себя обязательство (при сохранении цен на базовые исходные материалы) не повышать цены на конечную продукцию
  • Население берёт на себя обязательство (при сохранении цен в базовой потребительской и инвестиционной корзине, на колбасу, метро, автомобили и квартиры, короче) не требовать повышения зарплаты, если не доказано повышение производительности труда или полезной загрузки.

Как обеспечить выполнение этих договорённостей, думаю, Вы знаете. Но на всякий случай скажу. Чтобы что-то сложное работало как надо, необходимо назначить одного ответственного за всё это сложное, ибо “у семи нянек…”

-2

Подробности, господин Президент, можно прочитать в книге LUDWIG ERHARD WOHLSTAND FÜR ALLE. BEARBEITET VON WOLFRAM LANGER

1 Auflage: Februar 1957, Econ-Verlag, Düsseldorf. Die vorliegende 8. Auflage von 1964 ist die letzte von Ludwig Erhard autorisierte Fassung.

Готов презентовать Вам подарочное восьмое издание! Говорят, Вы читаете на этом языке, что очень радует, поскольку перевод на русский выполнен вызывающими удивление “специалистами”.