Джон Берки - один из самых обойденных вниманием и славой художников-иллюстраторов, даже несмотря на то, что некогда он совершил настоящий прорыв в этой области и оказал огромное влияние на все развитие научно-фантастической иллюстрации, и не только на нее. Но об этом чуть ниже. Его имя известно куда меньше, чем имена других мэтров, осыпанных многочисленными премиями «Хьюго» и «Небьюла»: Криса Фосса, Джима Бёрнса, Майкла Уэлана. Хотя на самом деле мало найдется любителей фантастики, не знакомых с его творчеством, пусть даже не зная имени автора.
Джон Берки родился в маленьком провинциальном городке в штате Южная Дакота, немного поколесил по стране еще ребенком вместе с родителями, и в итоге осел в другом городке в штате Миннесота под названием Эксельсиор, население которого еле-еле насчитывало тысячу человек. Городок никуда не торопился, и население его к нашим дням выросло лишь в два раза. Он так и остался тихой спокойной провинцией, что лишь сильнее контрастирует с величиной таланта Берки.
Берки начал работать как иллюстратор сразу после завершения Школы Искусств Миннеаполиса по контракту с издательством, а спустя восемь лет переходит в статус свободного художника. Он готов выполнять любые заказы: календари, иллюстрации для вестернов, почтовые марки, а в шестидесятые годы выполняет множество заказов для NASA. Первой его иллюстрацией для научной фантастики, вероятно, была обложка для переиздания романа Роберта Хайнлайна «Астронавт Джонс», но в полную силу его характерный стиль развернулся чуть позже, семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века.
В 1975 году молодой режиссер Джордж Лукас планировал свой новый фильм «Звездные Войны», еще не зная, что откроет им новую эпоху в кинематографе. Для работы над визуальными концепциями он нанял Колина Кантвелла и Ральфа Маккуарри (второй также довольно известен как иллюстратор научной фантастики) и приобрел несколько работ Джона Берки, вдохновленный их детальностью и масштабностью. Для меня остается загадкой, почему он не нанял самого Берки. Никаких сведений об этом я найти не сумел, хотя впоследствии Берки в итоге выполнял и заказы для студии Lucasfilm, например его кисти принадлежат вошедшие в историю постеры для нескольких серий франшизы. Считается, что именно работы Берки послужили основой для визуального образа «Звезды Смерти» и множества космических кораблей, столь знакомых нам по «Звёздным войнам».
Откровенно говоря, среди множества прекрасных художников, работавших и продолжающих работать в жанре научной фантастики, Джон Берки — один из моих самых любимых. Не знаю, в чем тут дело, но его стиль запомнился мне еще с пиратской обложки переводного издания девяностых романа Нормана Спинрада «Крепость Сол». Конечно, имя Берки в выходных данных не упоминалось, но изображение я запомнил очень хорошо. Берки дважды был номинирован на премию «Хьюго», в 1996 и 1997 году, но не прошел даже в шорт-лист (оба раза лауреатом стал Боб Эгглтон, тоже прекрасный художник). Затрудняюсь сказать, почему. Возможно, «хардкорные» фанаты научной фантастики не простили Берки то, что он не посвятил себя полностью «главному» жанру, а продолжал выполнять любые предлагаемые ему заказы (как и многие подобные художники, Берки отличался поразительной трудоспособностью).
Не знаю. Во всяком случае, своей статьей я хотел хотя бы немного отдать должное этому потрясающему и неповторимому мастеру.