Монетизация льгот на лекарства появилась в России 22 августа 2004 года вследствие принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. С тех пор она стала развиваться в России особыми темпами, наряду с обеспечением направлений реализации государственной политики.
Так, согласно разд. III «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», одним из важнейших направлений бюджетной и налоговой политики, национальной целью развития, является обеспечение лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Именно поэтому отрасль по производству лекарственных препаратов и материалов вошла в Топ-3 отраслей по объему выручки за 2017 года по 2022 год (13,3%), наряду с производством элементов электронной аппаратуры (6,4%), а также производством автотранспортных средств (6,3%). При этом практика исследуемого периода показывает, что граждане нередко вынуждены отказываться от льготного лекарственного обеспечения в пользу ежемесячных денежных выплат. Так, от льготных препаратов, согласно статистике, ежегодно отказывается 80% инвалидов. Чем это вызвано? Все дело в том, что на момент получения льготных препаратов их просто не имеется в наличии в государственных аптеках. Граждане по несколько месяцев не могут получить жизненно важные лекарства, как правило, весьма дорогие. Аптеки при этом выдают иные копеечные препараты, предусмотренные по льготе, которые гражданин в состоянии сам приобрести. Причина, видимо, кроется в том, что государство не в состоянии всех обеспечить дорогостоящими льготными препаратами, именно поэтому ключевая проблема продолжает существовать. Согласно исследованию Всероссийского союза пациентов (ВСП), в 2023 году с отсутствием льготных препаратов в аптеке столкнулись 42,5% пациентов только с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). Ни эта ли причина натолкнула граждан принять решение отказаться от государственной помощи в виде бесплатных лекарств взамен на денежную компенсацию как надбавку к ежемесячным пенсионным выплатам, иначе говоря, прибегнуть к монетизации льгот? Кстати, сделать это можно ежегодно до 1 октября, подав заявление в своем отделении Социального фонда России, в МФЦ или через портал «Госуслуги», подтвердив льготу необходимыми документами. Так, с февраля 2023 года прибавка к пенсии за лекарства составила 1132 рубля в месяц. Даст ли данная процедура желаемый результат для гражданина? Ведь в случае получения лекарственных препаратов в натуральном виде их стоимость может кратно превышать денежный эквивалент.
Как известно, регулирование монетизации льгот проводится и на федеральном, и на региональном уровне, который имеет свои особенности. Важным моментом в данном случае является определение перечня льготников, который включает в себя наиболее уязвимые категории граждан.
С целью выяснения причин отказа от лекарственного обеспечения и разработки путей оптимизации бюджетных средств на федеральном уровне, Счетная палата Российской Федерации в 2023 году провела анонимный опрос среди таких граждан, в результате которого также подтвердилась ключевая причина монетизации. Росздравнадзор опубликовал у себя на сайте видеообращения, в которых призывал граждан не отказываться от льготных лекарств в пользу денежных средств. Учитывая, что на одного льготника в 2020 году государство выделяло 886,4 рубля в месяц, то это увеличило бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей. Ведь на бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.
С целью преодоления отказа от получения лекарств взамен денежной компенсации и оптимизации бюджетных средств на федеральном уровне предлагаются различные пути решения данной проблемы, например, запрет монетизации льгот на лекарственное обеспечение, переход на систему лекарственного страхования, планируемый осенью 2024 года и др. Проблема монетизации лекарственных препаратов носит глобальный характер. Как справедливо отмечают зарубежные исследователи, монетизация медицины, вообще не новое явление. Фармацевтические компании и компании, производящие медицинское оборудование, уже многие десятилетия в мире ориентированы на получение прибыли. На сегодняшний день существует два основных типа монетизации: явная и неявная. Явная монетизация лекарственных препаратов характеризуется прямым увеличением дохода от них. Неявная монетизация часто характеризуется преимуществами, не связанными с доходом, включая более высокие темпы внедрения, более активное взаимодействие с клиентами или более надежный сбор данных.
В некоторых зарубежных странах предлагают использовать монетизацию лекарственных препаратов в условиях особого применения цифровых технологий, базируясь на оптимальном использовании ресурсов здравоохранения, направленных на борьбу с массовыми болезнями. Однако, с нашей точки зрения, в таких условиях наблюдается односторонний подход (необходимые высокооплачиваемые лекарства не могут быть выданы всем нуждающимся гражданам, а выделяется лишь часть людей, в зависимости от массовости заболеваний). Так, например, в Перу разработана программа электронных медицинских карт, которая позволяет правительству не только выявлять проблемы, но и выделять ресурсы в районы, наиболее пострадавшие от туберкулеза. В исследовании, проведенном в Южной Африке, группа сотрудников попыталась определить, как лучше всего распределить ресурсы здравоохранения, изучив социально-экономические, демографические и физические характеристики домохозяйств в сообществе – все факторы, которые тесно связаны с плохим здоровьем. В итоге правительство выяснило, как лучше распределять ресурсы, с учетом проведенного исследования, основанного на данных цифровых технологий. Поскольку ресурсы здравоохранения в конечном итоге являются тем, что снижает заболеваемость, данные, которые могут лучше информировать о целевом использовании таких ресурсов, сами по себе представляют собой важнейший ресурс, особенно в регионах с ограниченными запасами и финансами. В США предлагается использовать по мере необходимости внешний ресурс для оплаты необходимых лекарственных препаратов. Так, например, можно использовать помощь сторонних организаций, в т.ч. занимающихся благотворительностью. В случае особой необходимости или, когда речь идет о странах «Третьего мира», целесообразно использовать помощь международных организаций.
Возвращаясь к российскому опыту, следует сконцентрировать внимание на то, что обращение к международным организациям у нас возможно, скорее, в условиях политики стран, оказывающих нам дружественное содействие и то, в условиях специально заключенного международного договора. Поэтому такая зарубежная тенденция к нам не может быть полностью применима. Относительно возможности получения помощи от благотворительных организаций, считаем, что для России будет полезней оптимизация бюджетных средств, ведь ресурсов таких организаций с большой вероятностью может оказаться недостаточно для оказания помощи гражданам в получении необходимых высокооплачиваемых лекарственных препаратов.
В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, в России нужно оптимизировать бюджет, предоставив гражданам возможность получать необходимые лекарственные препараты, которые могут дать ощутимый эффект, установив максимальные размеры стоимости предоставляемых лекарственных препаратов.
Статью подготовили:
Савостьянова Светлана Александровна, кандидат юридических наук, доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Саяпина Татьяна Сергеевна, адвокат Филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов, медиатор Международной Ассоциации юристов и медиаторов 4Legal,старший преподаватель кафедры Конституционного и гражданского права Государственного университета просвещения
Если у вас возникают юридические сложности, то можете обратиться к нам, мы рады будем вам помощь.
Звоните нам +7-495-9709200
Или пишите vopros-k-uristu@mail.ru