Найти в Дзене

Какие бывают школы?

Система образования нуждается в новых смыслах и философии, методах, технологиях - об этом сейчас слышно, как говорится, из каждого утюга.

Великие педагоги, общественные деятели мира поняли это еще в начале прошлого века, а то и раньше. Именно тогда активно начали создавать и открывать альтернативные школы, искать новые подходы в педагогике, экспериментировать и внедрять их в маленьких школах.

Сейчас, созданные и опробованные столетия назад подходы в педагогике все больше набирают популярность, и школ с разнообразными методиками становится все больше.

На первый взгляд они многим похожи между собой. Такие школы ориентированы на личность ученика, стремятся учитывать индивидуальные особенности и возможности детей, отходят от системы оценивания, отметок, дают ученика. Возможность выбора и развития в своем темпе.

Чтоб разобраться во всем этом разнообразии и выбрать наиболее подходящую методику именно для вашей семьи и вашего ребенка.

Школа Монтессори.

Изначально система была разработана для дошкольников с задержкой и/или нарушениями интеллектуального и психологического развития. А чуть позже уже адаптирована для всех детей и начальной ступени обучения. Сейчас же можно встретить и среднюю школу, работающую по системе Монтессори, однако это уже не первоисточник)) 

Главная задачу, которую ставила перед собой Мария Монтессори - это построение общественного мира в будущих поколениях.  

А ключевыми качествами воспитанников в школах Монтессори считаются самостоятельность и самодисциплина, самомотивация. Много внимания уделяют развитию свободной воли учеников.

-2

Главные принципы: организация пространства для самостоятельной занятости ученика, создание насыщенной образовательной среды для свободного выбора познавательной деятельности ребенка. Ребенку предоставляют максимум самостоятельности от выбора деятельности до оценки своей эффективности и прогресса. Montessori.ru

Реджио-педагогика.

Еще одна система обучения родом из послевоенной Италии. Основоположник Реджио-метода Лорис Малагуцци.

Важно: ребёнок является частью  коллектива, где он так же ценен, как любой другой (как взрослый, так и ребенок). 

-3

Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми. Обучение чаще проходит через вопрос, заданный детям, и их рассуждения на эту тему, поиск ответов. При этом детям дают понять, что нет одного правильного ответа, как нет и безвыходных ситуаций.

Схоже с педагогикой соотечественницы Монтессори наличие избыточной и вариативной физической среды (игры/учебные материалы) и возможность выбора деятельности.

-4

Реджио-подход также имеет преимущественно дошкольную направленность, но уже существует немало школ в России, успешно использующих эту методику по крайней мере в начальной школе.

Вальдорфские школы.

Автор - Рудольф Штайнер (Германия, Начало прошлого века). 

Цель вальдорфской педагогики — создать не просто интеллектуально развитого человека, а гармоничную личность, которая осознаёт свои возможности и умеет грамотно взаимодействовать с другими людьми.

-5

У вальдорфцев целый культ детства, они против раннего развития, до 7 лет детей развивают преимущественно физически, затем переходя к развитию их образного мышления, творчества и только к старшим классам начинают делать упор на академические знания. 

Приоритет все же отдается эмоциональному и творческому развитию, а не академическим достижениям.

Процесс обучения  проходит в трудовой и творческой деятельности, а не за партой. 

-6

Одним из ярких отличительных особенностей вальдорфских школ является активное использование природных материалов для обучения, украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизоры, компьютеры и прочие современные гаджеты. 

Школа-парк или школа открытых студий.

Школа-парк — открытое образовательное пространство, которое состоит из студий по разным предметным областям. 

-7

Студии открыты весь день. В них могут одновременно заниматься дети разного возраста. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице (что мы уже встречали в Вальдорфской системе). 

Здесь не существует установленного времени, которое ученики должны проводить в той или иной студии. Нет обязательных предметов и студий, ограничений по возрасту группЫ.

Обучение преимущественно идет индивидуально и самостоятельно, учитель помогает и подсказывает по мере необходимости, когда есть запрос от ученика.

-8

Примеры таких школ: Школа-интернат А.Нилла «Саммерхилл», школа-парк Лучистая (Краснодар), школа-парк «Перемена» (п. Ивановское)