Какую оппозицию троцкисты и зиновьевцы строили в вузах? Петербургский историк Дмитрий Баринов выпустил книгу "Зиновьев. Троцкий. Университет. Левое движение в высшей школе Петрограда/Ленинграда (1918-1932 гг.)". Отрадно, что по зиновьевской теме в последние два года идёт шквал литературы, тем более сюжеты круче детективных. Например, вот такое:
"Капитуляции Каменева и Зиновьева стоит уделить больше внимания, так как, на наш взгляд, ее последствия излагаются в историографии не вполне полно. Считается, что оппозиционная работа Каменева и Зиновьева закончилась во время XV съезда, после публичного раскаяния. Однако нам удалось найти свидетельства тому, что это устоявшееся среди исследователей мнение не вполне справедливо. По-другому взглянуть на этот период политической биографии бывших лидеров новой оппозиции позволяют отрывки из дневника секретаря Каменева Ф. П. Швальбе (брат члена оппозиционной группы КУЗа М. П. Швальбе). Из дневниковых записей мы узнаем, что вплоть до начала 1929 г. проходили регулярные встречи капитулировавших оппозиционеров, на которых делались доклады и обсуждались черновики статей. Одну из наиболее обстоятельных, с критикой идеи социализма в одной стране, подготовил Зиновьев, присутствовали на собраниях в том числе Пятаковы и Сокольников. Судя по всему, группа рассчитывала вернуться на ответственные посты, с одной стороны, за счет атак на правых, которые с 1928 г. находились в конфронтации со Сталиным, с другой стороны, благодаря критике Троцкого, фактически не подчинившегося решениям съезда <...> Группа держала периодическую связь с Орджоникидзе, Бухариным, Углановым и др., пытаясь через них прощупать почву к возвращению" (С. 205-206)
Дмитрий Баринов провёл работу с хранящимся в фонде Каменева в РГАСПИ дневником, откуда взял эти данные. Не так давно я в соавторстве с Л. Г. Орчаковой как раз выпустили статью по оппозиционной работе Зиновьева после 1927 года, и сообщённые автором новой монографии сведения подтверждаются и найденными нами зиновьевскими документами. В июле 1928 г. Григорий Евсеевич писал:
«Само большинство ЦК повторяет теперь многое из того, что мы говорили на XIV съезде. Сталинские речи полными пригоршнями черпают из книги Зиновьева «Ленинизм», которая… выдержала испытание времени и оказалась целиком верной»
а чуть ранее Зиновьев предсказывал, что
«перегруппировка в партии и в её руководстве неизбежна, раз новый курс взят всерьёз. Но – нужно время. Вероятно, нужен год»
Учитывая, что зиновьевский "Ленинизм" как раз и строился вокруг критики теории о социализме в одной стране, а "перегруппировкой" назывался сталинско-бухаринский конфликт, то видно - Зиновьев и в стол писал, и на собраниях со своими постулировал одно и то же. Следовательно, не такой простой был Григорий Евсеевич.
Хотя монография Дмитрия Баринова интересна прежде всего низовыми практиками коммунистической оппозиционности в 1920-е гг. Там большой массив данных по ячейкам, по вузам, по текстам. Указаны буквально сотни университетских оппозиционеров, пароли, явки, сведения о секретных собраниях в квартире Зиновьева на 11-й Красноармейской улице... Такого многообразия ни один НКВДшный следователь позднее не придумал. Проведённое исследование однозначно рекомендую. Еще раз дублирую на него ссылку.
***
Благодарю вас за внимание! Также канал можно читать в Телеграме. Желающие могут добровольно и посильно поддержать "Историка на полставочки" - 2200 2404 1720 4357
Ежели интересны материалы о большевистских вождях, то на канале есть подборки статей не только о Зиновьеве, но и Ленине, и даже о Сталине с Троцким.