Пока Центробанк и участники финансового рынка в тихом сообществе тестируют возможности и механизмы цифрового рубля, компании выпускают ЦФА и привлекают к этому максимум внимания. Нужно разобраться, что и для чего - тогда можно будет извлечь финансовую пользу из этой прогрессивной информации.
Итак, ЦФА:
- это формат цифровых прав на актив: денежное требование, право участия в капитале непубличной компании, право требования передачи эмиссионных ценных бумаг, право проведения сделки по эмиссионным ценным бумагам и так далее;
- используется для выпуска новых активов и более легкого доступа к ним инвесторов;
- хранятся в строго определенной системе.
На российском финансовом поле содержание понятия ЦФА и криптовалюты отличаются.
Если объяснить совсем просто, ЦФА - это «оболочка», форма, в которую упаковывается любое финансовое содержание, от активов и долгов до драгоценных металлов или сырья. ЦФА создается на базе блокчейна и применяет систему смарт-контрактов.
Эмитентами ЦФА могут быть и юрлица, и ИП. Они способны организовать эмиссию на платформе любого из операторов. Инвесторами выступают почти все: это могут быть юрлица или физические лица, они могут быть квалифицированными или нет. В России сейчас 8 операторов ЦФА, среди которых СПБ Биржа, «Сбербанк», Альфа-Банк» и другие.
В каком-то смысле цифровой рубль - это тоже часть ЦФА, если разделить все эти понятия на систему и подсистемы. Но цифровой рубль все же стоит в стороне от других, потому что эмитент у него один: Центробанк. Именно ЦБ хранит средства, номинированные в цифровой форме, отвечает за их безопасность и вообще контролирует процесс.
От традиционной криптовалюты цифровой рубль отличается, помимо уже обозначенного, двумя моментами:
- отсутствием волатильности;
- отсутствием рисков.
У цифрового рубля масса назначений - от перевода расчетов в третью форму национальной валюты до полной прозрачности и контроля над всеми денежными потоками. В данном случае фишка в том, что цифровой рубль тоже строится на базе блокчейна. Из этого реестра нельзя убрать информацию, не повредив всю цепь. То есть подтасовать данные или удалить транзакцию и сделать так, чтобы действие осталось незамеченным, технически невозможно. Это - шаг в сторону всевидящего ока ЦБ.
На днях Госдума подписала закон, разрешающий использовать ЦФА в международных расчетах - и вот тут перед цифровыми активами распахнулась очень широкая дверь.
Если цифровой рубль больше предназначен для внутренних расчетов и вообще-то сам по себе просто является очередной, третьей формой платежной единицы РФ, то остальные ЦФА могут использоваться значительно шире. Это отличная возможность обойти санкции, например, и уклониться от вторичных санкционных ограничений. Для компаний, которые умеют выпускать ЦФА, список потенциальных инвесторов становится резко больше.
Впрочем, розничный спрос на ЦФА пока очень аккуратный. На самом старте продаж банкам удавалось реализовать 1-2 ЦФА, и то не на фоне яркого спроса, а чисто ради интереса. Со временем такие продукты могут продвигаться, но сначала потребителя надо научить этим пользоваться. А пользоваться ЦФА пока сложно, поскольку вторичного рынка нет. Можно купить и держать в качестве альтернативного инструмента, но не более того.
Итак, ЦФА в основном - это способ уйти от санкции, одновременно шагая в ногу со временем и прогрессом. Цифровой рубль нужен для полного контроля над платежами и источниками их поступлений. Никакого волшебства, все очень приземленно и прозаично.