Уже несколько лет Россия живет под санкциями, и это дало толчок развитию экономики внутри страны. Пришлось взять курс на импортозамещение. И, как оказалось, российские производства вполне могут конкурировать с западными. Немалый вклад в импортозамещение вносит и Удмуртия. Рассказываем о продукции республики, которая оказалась не хуже, а то и лучше импортной.
Флаконы для духов
Духи – символ роскоши и красивой жизни. И кто бы мог подумать, что упаковку для них производит завод «Свет» в Можге! И ваш любимый аромат, вполне возможно, хранится в стеклянном пузырьке из родной Удмуртии.
Когда начался курс на импортозамещение, завод в Можге запустил стекловаренную печь по производству парфюмерных флаконов. Предприятие «Свет» впервые применило технологию варки стекла с помощью электроэнергии. Тогда же разработали и внедрили технологии производства с использованием новых сырьевых компонентов.
Кстати, о решении полностью перейти на можгинские флаконы заявили в такой известной компании, как Faberlic.
«Мы очень рады, что нашли такого крупного производителя. Это важный шаг для импортозамещения и для дальнейшего развития косметической отрасли. В последний раз флаконы для парфюмерии производились в России в начале 90-х, но это был совсем другой уровень качества», – прокомментировала Алла Анникова, исполнительный директор косметической компании Faberlic.
«Свет» занимает 5% от доли рынка в России и 30% – в сегменте премиум-класса. В год предприятие способно производить 750 млн единиц продукции объемом от 5 мл до 3 л.
Детали для полетов
Были опасения, что санкции негативно скажутся на авиации. Но прошло время, а мы по-прежнему летаем. В том числе благодаря Сарапульскому электрогенераторному заводу.
Например, для самолета Sukhoi Superjet New здесь производятся электродвигатели для гидравлический насосных станций. Они используются для механизации крыла, выпуска шасси и т. д.
Также на СЭГЗ разработали токосъемник воздушного винта для противообледенительной системы. А использоваться она будет на отечественных самолетах «Ладога», разработкой которых занимается Уральский завод гражданской авиации. Они станут альтернативой для Ан-24 и Як-40.
Производство красок
Предприятие Palihz – пример того, как нужно не сдаваться после падений. В сентябре 2022 года на предприятии произошел сильнейший пожар. Однако уже в апреле 2023 года цех отремонтировали.
Команда предприятия не растерялась и смогла найти ресурсы, чтобы не прекращать производство. Сразу после пожара производство перенесли на арендованные площади. Власти республики помогли найти другую производственную площадку и оформить льготный займ на закупку нового оборудования. В компании более 100 наименований продукций – и для дома, и для промышленности. Их продукция пользуется популярностью и успешно заменяет голландскую или бельгийскую для тысяч клиентов.
Трамвайные двигатели
Сарапульский электрогенераторный завод вносит вклад и в развитие общественного транспорта. Тяжелые тяговые двигатели ДАТ-72 используются в трамваях «Витязь» и «Львенок» – тоже отечественного производства. «Львята», кстати, курсируют по маршруту № 10 в Ижевске.
Производство тяговых двигателей для трамваев в Сарапуле начали еще в 2021 году. В 2022 году завод начал усиливать мощности, по итогам года он выпустил уже 630 двигателей. А за первый квартал 2023 года производство выросло уже на 42%. Ведь все производители заменяют двигатели европейского производства на отечественные, и спрос на продукцию Сарапульского электрогенераторного завода растет.
Установка для сепарации газа
Это оборудование изготовили по заказу «Газпромнефти» на Камбарском машиностроительном заводе. Установка по сепарации газа удмуртского производства позволяет очистить газ от примесей и выделить из него компоненты, которые можно использовать. Такое оборудование благоприятно скажется и на экологии, благодаря ему снизятся объемы сжигания газа. Соответственно, вредных выбросов в атмосферу тоже станет меньше.
LADA e-Largus
Санкции поначалу стали непростым испытанием для ижевского автозавода. На какое-то время предприятию пришлось даже уйти в режим простоя. Но со временем оказалось, что эти трудности стали шагом к новому. Теперь на автозаводе будут заниматься производством отечественных электромобилей Lada e-Largus. Первые модели уже проходят испытания.
Параллельно развивается инфраструктура, необходимая для владельцев электромобилей. В городе уже есть первые зарядные станции. Глава Удмуртии Александр Бречалов подчеркнул, что в ближайшие годы в Удмуртии займутся вопросом развития зарядных станций.