С праздником, уважаемые читатели! Житийные иконы появились в Византии. До нас дошли образы не ранее конца двенадцатого века, они сохранились в монастыре святой Екатерины на Синае, как и многие другие редкие образы, особенно древние.
Но совершенно понятно, что какой-то прототип возникает до этого времени, потому что мы наблюдаем её уже сложившейся, со средником и клеймами (житием, в терминологии иконописцев) по краям. Соединение вневременности средника и повествовательности, характеризующейся связью со временем, протекающей в определенном историческом контексте, представляет особенность житийных икон.
Предшественниками традиции житийных икон в части последовательного изображения важнейших событий жития святого можно назвать эпистилии (длинные горизонтальные доски со сценами праздников). Ведь хотя основным содержанием их чаще всего были события евангельской истории, но иногда на таких иконах изображались и сцены из жизни святых. Например, синайский эпистилий святого Евстратия изображает посмертные чудеса этого святого.
Если заглядывать в ещё более ранний период, то к предшественникам житийных икон можно отнести и житийные циклы из жизни святых, например, в боковых приделах храма.
Отдельные примеры произведений раннехристианского искусства (миланский диптих из слоновой кости шестого века, иллюстрация к Евангелию от Луки из Евангелия святого Августина Кентерберийского того же времени), возможно, более многочисленные для своего времени, но не сохранившиеся до нашего времени, показывают способ соединения центральной более крупной и значительной части изображения, и раскрывающих и детализирующих её сюжетов.
Что это вполне реальная история, когда от определённой традиции остаётся очень мало изображений или вовсе ничего не остаётся, можно судить по византийскому описанию металлических икон, которые соответствуют композиции житийной иконы. Правда, в центре таких образов были изображения Господа Иисуса Христа или Богоматери, а вовсе не святых. Единственным примером подобных явно распространённых, исходя из византийских текстов, образов, является икона Богородицы с Богомладенцем из Зарзмы одиннадцатого века. Она выполнена из позолоченного серебра, что и объясняет,вероятно, исчезновение таких икон.
Но считается, что решающим шагом на пути к формированию житийной иконы стало изготовление окладов на иконы в Византии в двенадцатом веке, и оклад как украшение образа по свободным от изображений полям иконы имел дополнительные содержательные элементы: отдельных святых или сюжетные сцены. Именно в подражание таким окладам и стали, как считается, писать житийные клейма по полям иконы, потому что икону с окладом воспринимали как единое целое. Именно в этой логике клейма на окладах и даже узоры окладов при написании списков попадали на новый образ. Так было не только в Византии, но и на Руси.
Сложившийся тип иконы – житийная – имеет ряд существенных особенностей по сравнению с другими образами этого же святого. Получается, святой раскрывается в своём идеальном, небесном и прославленном виде в среднике, а также в формировании этого небесного образа в процессе жития – в клеймах. В центре покой, к которому хочется приобщиться через молитву к святому, по краям – примеры для подражания среди волнений и бед житейского моря. Житийные клейма показывают путь приближения к святости, а также её проявления, проблески вечности.
Икона – это не временное искусство, а пространственное, поэтому нужно знать порядок рассмотрения клейм. Клейма расположены с четырёх или очень редко трёх сторон средника (есть примеры житийных икон без верхнего ряда). С верхним и нижним рядами всё просто – они рассматриваются в начале и конце в порядке чтения букв в тексте – слева направо. А вот с вертикальными рядами всегда бывают неожиданности. Может житие продолжаться чередованием клейм с левой вертикали на правую, может сначала читаться левая вертикаль, потом – правая. Угловые клейма тоже могут относиться то к горизонтальном ряду, то – к вертикальному, кроме верхнего левого и нижнего правого, которые всегда знаменуют собой начало и конец жития. Каждое клеймо содержит образ того, кто показан в среднике иконы, но разного возраста, и для святых часто обязательным будет изображений его как усопшего, обретение мощей или чудеса от его мощей.
Сформированная система житийных икон была перенята в древнерусской иконописи. Как раз в это время Русь ещё не была захвачена монголо-татарами и контакты с Византией были достаточно интенсивными для перенятия культурного опыта. Несколько столетий житийные иконы создаются в том числе для новопрославленных русских святых.
В наше время особой популярностью житийные иконы пользуются при изображении новомучеников и исповедников российских. Мы мало знаем об этих святых, особенно о жизни до страданий, принятых за Христа, и их житийные иконы помогают нам узнать и запомнить все важные этапы их земного пути.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!