Найти тему

Как обнаружить клиентоцентричность в своем ВУЗе и распространить ее на все практики университета

Когда речь заходит о том, чтобы повысить эффективность и качество предоставляемых образовательных услуг, всегда встает вопрос, а как повлиять на воспринимаемое качество у своих студентов? Для этого нам нужно обратить внимание на то, как проявляется отношение администрации вуза к участникам образовательного процесса.

Где начинается клиентоцентричность в ВУЗе

Клиентоцентричность проявляется там, где сейчас она создается в случайном порядке руками неравнодушных сотрудников. Как правило, это отдельные кейсы, отдельные решения, чаще связанные с личным отношением или рекомендациями регулятора.

Для внедрения подходов клиентоцентричности у себя в вузе лучшие практики из других отраслей или университетов, процессы и регламенты, работающие не у вас – стоит изучить и … отложить на некоторое время.

Если мы хотим начать трансформацию, наша задача, увидеть у себя в университете эти точки возникновения неравнодушных решений, незавершенных кейсов, барьеров и проблем, и попытаться распространить отдельные успешные практики до законченных процессов.

Куда смотреть

Так вот же эти примеры. Берем любой типичный кейс и начинаем задавать себе правильные вопросы.

Пример #1

Звонок в ректорат/в учебный департамент: «Студент слетел со стипендии/ пропустил все пересдачи/ не может который раз сдать экзамен/ провалил все комиссии - сделайте что-нибудь, не может же он сейчас быть отчислен».

Недостаточно пойти на уступки не очень трудолюбивому студенту, папа(мама) которого очень важный и нужный для ВУЗа человек, найти для него лазейку в созданных самим же ВУЗом правилах, чтобы помочь ему не вылететь из университета.

С точки зрения клиентоцентричности, важно создать такой механизм возврата в обучение студентов, чтобы любой зазевавшийся, но опомнившийся учащийся мог преобразовать свою линию неуклонного снижения в восходящую прямую.

Вопросы, которые задаст любой UX - эксперт (человек, изучающий клиентский опыт и преобразующий его в клиентоцентричные решения):

  • Что эта проблема значит для студента?
  • Является ли эта точка контакта университета и студентов типичной?

Важно правильно изначально определить проблему - проблема тут не обращение «важного человека» в учебный департамент или в ректорат. Проблема – выбывание уже поступившего студента из траектории обучения, а следовательно, потеря денег, затраченных на его обучение всеми участниками процесса, потеря его интереса, мотивации по неясной причине.

  • Может ли данный кейс "заботы о студентах", которые потеряли мотивацию, быть расширен на чуть большие группы? Может быть, психологическое состояние студента сказывается на снижении мотивации учиться, нежелании участвовать в придуманных администрацией проектах, или все это - результат его безуспешных попыток справиться с трудностями обучения?
  • Может ли подобный кейс стать новой траекторией обучения для такого типичного студента (любой из обозначенных групп выше)? Возможно, им ранее был неправильно выбран курс обучения, например, слишком сложный с точки зрения предыдущей подготовки в школе, или его разочаровал факультет или профиль обучения.
  • Можно ли скорректировать путь такого студента, и как ВУЗ может помочь таким студентам изменить траекторию?

Что мы получаем:

- нам надо поймать текущий кейс до момента формирования проблемы;

- направить такого студента по другой траектории - например, путем помощи ему в выборе другого спецкурса, выбора иной специальности или, например, иностранного языка для изучения (часто, при обучении двум иностранным языкам, студенты выбирают самый модный, нужный или распространенный язык, а потом годами страдают, так как перегорев, понимают, что тот самый, например, китайский - это очень непростой и не слишком -то нужный ему выбор, и желания учить этот язык больше нет).

Или

- своевременно направить его к психологу за профориентацией/проработкой тяжелых эмоциональных состояний.

Или

- помочь в переходе – переводе на другой факультет внутри ВУЗа.

То есть создать варианты (сценарии) выхода из такой ситуации правильным, с точки зрения ВУЗа, и логичным и небезразличным, с точки зрения студента, образом.

Что потом?

А далее, нужно бесшовно интегрировать допобразование и допактивности в траекторию пути жизни студента в вузе.

Это все не исчерпывающий, конечно же, список возможных направлений решения данной проблемы.

Но, реализовав хотя бы несколько вариантов сценариев, мы получим:

  1. БОльшую удовлетворенность от обучения выпускников и студентов – а, следовательно, более высокое воспринимаемое им качество образования в ВУЗе, и повышение удовлетворенности от обучения в целом.
  2. Более вероятный выбор в его последующей жизни той профессии, которой учат на факультете (последующая работа не по специальности, на мой взгляд, самая честная оценка низкому качеству образования в ВУЗе, даже если она камуфлируется под изменившиеся взгляды и внезапные новые увлечения выпускников).
  3. Более точное предложение курсов допобразования целевой аудитории.
  4. Вовлечение студентов во внеучебку не по принципу "что угодно - только бы лишь не учеба".

Это простой пример показывает, что, взяв негативный кейс, мы начинаем его разворачивать в сторону студентов и непросто разово (много разово) решаем проблемы отстающих, но формируем новые траектории работы со студентами, влияния ВУЗа на среду обучения, формализуем принятые решения в новые процессы и сценарии.

Если у вас есть вопросы по внедрению подходов клиентоцентричности в учебном заведении, вы можете написать автору сюда:

Почта: centricity@mail.ru, Телеграмм: t.me/ay_onor