Найти тему
Вечерняя Казань

Что мешает Татарстану догнать лидеров рынка халяль-индустрии

Оглавление

Экспорт халяльной продукции в 2023 году принес нашей республике 11,5 млн долларов. Его объем увеличился почти вдвое и потенциал роста еще высок. Однако, этому препятствуют сложности в экономике и отсутствие единого стандарта.

Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Почти двойной рост

В прошлом году республике удалось почти вдвое нарастить продажи халяльной продукции в зарубежные страны. Их объем в денежном выражении приблизился к 12 млн долларов. В министерстве сельского хозяйства и продовольствия Татарстана «Вечерней Казани» сообщили, что на сегодняшний день производством продукции по стандарту «Халяль» в республике занимается более 100 предприятий.Экспортеров среди них порядка 20.

В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана уточнили, что сейчас в реестре значатся 200 сертифицированных предприятий, 155 из них – это татарстанские компании. Среди халяльных товаров для экспорта в Татарстане преобладают мясо курицы, молочные продукты длительного хранения, крахмалопродукты, растительные масла, масложировая продукция, кондитерские и макаронные изделия, орехи, косметические и моющие средства. Их поставляют преимущественно в страны Персидского залива, Северной Африки и Азии.

втор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
втор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies, координатор рабочей группы отраслевых союзов АПК России в области халяль Альберт Давлеев отметил нашему изданию, что в республике два признанных лидера в производстве халяльной продукции – это холдинг «Ак Барс» и «Челны Бройлер».

– И та, и другая компания сделали ставку на то, что значительная часть продукции будет выпускаться с соответствующей сертификацией, – говорит он. Причем, «Челны Бройлер» по словам эксперта стали одним из пионеров в переходе на ручной убой птицы, с чем отечественный птицепром некоторое время назад испытывал сложности.

– Высокая скорость поточных линий требовала дополнительного привлечения большой рабочей силы: тех же резчиков птицы, – пояснил спикер.

Духовное управление мусульман республики оценивает рынок халяль как растущий и перспективный. Там свидетельствуют, что сейчас многие предприятия сертифицируются для экспорта в мусульманские и арабские страны. Потребность в халяльных продуктах продолжает расти. Есть ниши, которые еще до конца не заняты, например, фармацевтика и косметика. Между тем, эта индустрия включает в себя и услуги:  туристические, медицинские, финансовые и т.д.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России Айдар Шагимарданов считает, что «халяль – это современный тренд». Он отметил нашему изданию, что мусульман с каждым днем становится все больше: «Мы видим, насколько заполнены мечети на молитвы и намазы». Ответ по его словам прост: в таких семьях 3-5 детей, тогда как в среднем по России всего 1-2 ребенка.

Как следствие, абсолютно во всех сферах бизнеса есть компании, которыми владеют мусульмане и  оказывают услуги по стандарту халяль. Он напомнил, что в исламе запрещено торговать свининой, алкоголем, а также все, что связано с азартными играми и ростовщическим процентом. В этих сегментах халяль невозможен. В целом же, по оценке собеседника издания, «это очень здоровый и чистый стандарт, который гарантирует потребителю, что перед ним товар самого наивысшего качества».

Шагимарданов уверен, что «даже те, кого не волнуют каноны ислама, знают и понимают, что халяльные мясо, крупы, фрукты, овощи выращены с особой заботой и в них нет вредных добавок». Он рассказал, что в их Ассоциации несколько компаний занимаются экспортом таких товаров. Например, на международном рынке представлена компания Эмиз, которая выпускает полезные напитки.

Динамика роста рынка составляет около 10% в год

Руководитель направления компания Brand Building Group Дамир Губейдулин говорит, что в России по разным оценкам сейчас проживает около 20 млн мусульман, без учета крупных общин трудовых мигрантов из Средней Азии и Азербайджана: «Это обеспечивает значительный внутренний спрос на халяльные продукты».

Он называет Татарстан одним из лидеров по потреблению и производству халяльной продукции, отмечая, что его вклад в экспорт заметен и на всероссийском уровне. По данным собеседника издания динамика роста рынка, который оценивается не менее чем в 1 трлн рублей, достаточно высокая и составляет около 10% в год.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Россия ежегодно увеличивает объем экспорта халяльной продукции. В 2023 году он составил $209,4 млн. По данным Россельхознадзора только годом ранее такие поставки выросли почти на 50%. А к 2030 году наша страна может более чем в 6 раз увеличить объемы халяльной продукции в страны Персидского залива и Египет, заявлял начальник управления стратегических коммуникаций и продвижения продукции АПК центра «Агроэкспорт» Андрей Кучеров.

Глава Росаккредитации Назарий Скрыпник на KazanForum 2023 говорил, что потребность в халяльной продукции в приоритетных направлениях экспорта составляет более 200 млрд долларов. В нем преобладают мясо птицы, субпродукты, баранина, говядина  и конина.

Ежегодный мировой оборот индустрии халяль превышает $2 триллиона. По прогнозам, уже к 2025 году доля продуктов халяль будет составлять не менее 20% от всего произведенного в мире продовольствия. В том числе экспорт мяса птицы из России в мусульманские страны, как и шоколада, может превысить 0,5 млрд долларов, а говядины – 1 млрд долларов.

Губейдуллин считает, что перспективы у халяльной продукции есть и внутри страны: «Налицо стабильность спроса и его рост, вызванный расширением целевой аудитории». Но так же имеет место и постоянный рост конкуренции, потребительская экономия и снижение покупательской способности. Поэтому главная перспектива развития халяльной индустрии у нас в стране, и в Татарстане в частности, делает вывод эксперт – это, прежде всего, развитие экспорта этой продукции.

Халяльная «молочка» не превышает 1-2% общего объема рынка

Объем производства халяльной молочной продукции в России сегодня небольшой, отметила нашему изданию заместитель генерального директора Национального Союза производителей молока (Союзмолоко) Мария Жебит.

По ее словам, выпуск такой продукции сконцентрирован в регионах с высокой долей мусульманского населения. Оценочно он не превышает 1-2% от общего объема рынка. Объемы экспорта халяльной «молочки» также незначительные. По словам собеседницы издания это связано с тем, что на внешних рынках торгуются в основном ингредиенты, биржевые товары, которые традиционно не имеют сертификатов. Готовая молочная продукция с сертификатами халяль, говорит она, поставляется в страны СНГ, но объемы здесь также невысокие.

Автор фото: ЗМК
Автор фото: ЗМК

В то же время, говорит заместитель гендиректора Союзмолока, страны Ближнего Востока и Северной Африки становятся для России одними из самых приоритетных регионов для поставок молочных продуктов.

– Продукция халяль требует больших инвестиций и затрат, но у российских компаний уже есть опыт работы с этой категорией, – подчеркнула Мария Жебит.

Заместитель гендиректора Союзмолока акцентирует, что Минсельхоз России и «Агроэкспорт» усилили свою работу над созданием максимально выгодных условий для экспорта молочной продукции. В частности, введена компенсация затрат на сертификацию продукции на внешних рынках.

Причем в эту субсидию входят, в том числе, доставка испытательных образцов, оценка соответствия условий внешнеторгового контракта, а также сертификация на халяль и кошер. Размер возмещения составляет от 50 до 90 %. Обсуждается вопрос дополнительного субсидирования логистических затрат. В «Союзмолоке» убеждены, что это будет способствовать наращиванию поставок в том числе халяльной продукции.

В свою очередь, директор республиканского Союза производителей молока Денис Пирогов сообщил «Вечерней Казани», что практически вся производимая в республике молочная продукция соответствует стандартам халяль. Большинство татарстанских перерабатывающих предприятий имеют такие сертификаты. В том числе самые крупные  – Зеленодольский и Казанский молкомбинаты, «Вамин Татарстан», «Агросила» и другие.

– Определенный сегмент потребителей, и это не только последователи ислама, обращают внимание на знак халяль на упаковке молочной продукции, – говорит он.

Генеральный директор Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината Ауфар Галиев подтвердил,  что предприятие получило сертификат соответствия Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана на большую часть выпускаемой продукции под брендами «Очень важная корова» и «Васькино счастье» еще в 2018 году. 
На предприятие выезжала специальная комиссия для проведения аудита. Она подтвердила, что продукты произведены в полном соответствии с традициями ислама.

Собеседник издания говорит, что востребованность молочных продуктов, соответствующих стандарту «халяль», за последние годы возросла.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

– Например, в магазинах стали повсеместно появляться отдельные полки для этой продукции, а ритейлеры сейчас активно уточняют у поставщиков есть ли такие продукты в ассортименте,–  отметил он.

Пирогов подчеркнул, что сертификация молочной продукции по стандартам халяль необходима и при экспорте продукции в страны Ближнего Востока и Африки.

При этом он отметил, что «важно работать над международным признанием сертификации в Татарстане всеми дружественными странами, в первую очередь, открытыми для импорта молочной продукции из России». Если, Китай, к примеру, не выдвигает особых условий по халяль, то Алжир требует документ от центра по сертификации халяль Парижа.

Директор Татмолсоюза считает, что это в большей степени вопрос конкуренции: упомянутая страна находится в сфере влияния Франции. Между тем Алжир – крупнейший импортер сухого молока: он ежегодно закупает около 400 тысяч тонн. В этом году Башкортостан впервые поставил 500 тонн такого рода продуктов на алжирский рынок. Наша республика пока ведет переговоры.

– Если бы удалось нарастить объемы реализации сухих молочных продуктов на экспорт хотя бы на 10-12 тысяч тонн, это увеличило бы емкость рынка сырого молока России на 2 миллиона тонн. Это почти равно надоям Татарстана за 2023 год, – говорит Денис Пирогов. Он напомнил, что республика обеспечивает себя сырым молоком и молочной продукцией «больше чем на 100 процентов» и «излишки нужно и должно продавать».

По словам собеседника издания молочную продукцию халяль из России сегодня, в основном, поставляют в дружественные ближневосточные страны: Саудовскую Аравию, ОАЭ. По его оценке очень большой потенциал в плане экспорта имеют те же страны СНГ: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Как и Африка, где в ближайшие 20-25 лет прогнозируется очень большой прирост населения.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

–  Это самые перспективные рынки нашего сбыта, – подытожил Денис Пирогов, отметив, что у сухих молочных продуктов – огромные перспективы. Вторая экспортная категория по его мнению – это сыры. Их можно было бы  экспортировать, к примеру, в те же ближневосточные страны.

Старым и проверенным клиентам на три года

В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ республики отмечают, что халяль предполагает соответствие товара или услуги нормам шариата. Это подтверждает наличие сертификата, выданного «компетентным органом, тесно связанным с мусульманским духовенством».

Там пояснили, что в Татарстане сертификацией занимается Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ вместе с Центром компетенций «Халяль» при Роскачестве, где тоже работают «практикующие мусульмане». Духовному управлению известно, что в нашей республике есть очень крупные предприятия, которые производят только халяльную продукцию. Она пользуется популярностью и среди не мусульман. Это связано с тем, что такой продукт проходит несколько этапов дополнительных проверок, что служит своего рода знаком качества.

Органы по сертификации работают в соответствии с утвержденными стандартами. Например, комитет по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана разработал и зарегистрировал в Росстандарте «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама – Система Халяль (Halal)». Существует проектный технический комитет по стандартизации «Продукция и услуги Халяль» (ПТК 704), который специализируется на ГОСТах в области халяль.

Сколько стоят услуги сертификации и на какой срок выдается такой документ? Эта процедура расписана на сайте Духовного управления мусульман Татарстана. В частности, там говорится, что старым и проверенным клиентам сертификат выдается на три года.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Это обстоятельство нашему изданию подтвердил руководитель ЗМК Ауфар Галиев. По его словам, отдельное свидетельство необходимо на каждое наименование продукта и на каждую производственную площадку. Напомним, у молкомбината их три: в Зеленодольске, Чистополе и Буинске. Раз в три года этот документ нужно обновлять – подтверждать и оплачивать, но собеседник издания говорит, что «это небольшие средства».

Предприниматель Динар Садыков, который руководит частным «Центром по аудиту и контролю «Халяль» (ранее он возглавлял комитет по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана) замечает, что иногда достаточно отсутствие свинины для принятия решения о выдаче сертификата халяль: «Так сказать, выдал и забыл до следующего года…». По его словам, подобное могут практиковать органы по сертификации, аккредитованные в Национальной системе аккредитации, так как закон запрещает им заниматься постоянным контролем.

Мусульманские же организации, к коим он относит и свой Центр, ведут постоянный контроль за производства и производимой халяльной продукцией. В этом случае, утверждает собеседник издания, «сертификатчик отвечает за каждый килограмм или единицу произведённой продукции».

– Сертификат о соответствии стандарту халяль очень важный документ, а не какая-то пустая бумажка, – подтверждает Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России Айдар Шагимарданов. По его словам, мусульмане обращают на это обстоятельство внимание.

– Весь халяльный сегмент, если он придерживается разумных рыночных условий, очень востребован. Примеров тому масса. В пандемию коронавируса многие кафе и рестораны пустовали. Какие-то из них даже обанкротились. А халяльные заведения общепита все время были заполнены посетителями, – говорит Шагимарданов.

«Изучается абсолютно все – от ингредиентов и состава смазочных материалов до технологии»

Должен ли производитель, решивший выпускать продукцию халяль, выделять под нее отдельные цеха или закупать другое оборудование?

В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана отмечают, что для некоторых производств изменения в работе минимальны ввиду специфики продукта. Например, если речь идет о расфасовке орехов. А некоторые предприятия требуют к себе особого внимания, так как производят мясную продукцию или специализируются на убое птицы или скота. На таких производствах контролеры на постоянной основе отслеживают соответствие стандартам халяль.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Там отметили, что  если мясокомбинат ранее использовал в работе нехаляльное сырье, требуется не только его замена и проверка ингредиентов, но и ритуальное очищение производственных зон: «Для этого даже существует халяльный клининг – обученная бригада клинеров семь раз моет помещение и оборудование, один из которых с применением солевого раствора». Такая уборка может занять и пять дней.

Губейдулин замечает, что система сертификации и маркировки продукции знаком «Халяль» имеет свою специфику и сложности: «К этому надо быть готовым». В частности, она содержит ряд специальных требований к сырью, а также к производственным помещениям, инвентарю, персоналу, производственному процессу и др. Для изготовления продукции халяль недопустимо использовать все, что связано со свининой, а также мясо и сырье, выработанное из животных, забитых с нарушением исламских традиций, хищных животных и птиц, собак, ослов и мулов.

Кроме того, нельзя использовать железы внутренней секреции, желчного и мочевого пузырей, гениталий животных, кровь, и любые продукты, которые соприкасались с вышеперечисленными. Нельзя применять ингредиенты, в составе которых есть алкоголь или наркотические вещества, жировые и иные добавки не халяльного происхождения. Недопустимы ферменты, полученные из органов животных, а также желатин и вспомогательное сырье на его основе, если нет подтверждения, что они получены из халяльного источника. Под запретом генетически модифицированное сырье в любом виде.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

И это далеко не весь перечень условий, – подчеркивает он. – Изготавливать халяльную продукцию рекомендуется в отдельных цехах и с помощью отдельного инвентаря.

Динар Садыков убежден, что продукция халяль должна производиться в предназначенном только для нее цехе, но допускается и отдельная изолированная линия, если в производстве нет свинины.

Айдар Шагимарданов также придерживается мнения, что компании, имеющие разные производства, должны разделять их по разным помещениям с тем, чтобы продукция халяль ни при каком варианте не контактировала с не халяльной. В то же время он заметил, что те, кто обращается к этой теме, может быть и не сразу, но в любом случае переходят на стопроцентное халяльное производство, «потому что очень сложно при одних закупах, складировании, переработке и продажах разделять халяль это или нет».

Губейдуллин также заметил, что в процессе аудита предприятия инспекторы осматривают и изучают абсолютно все – от ингредиентов и состава смазочных материалов (важно, чтобы в нем не было свиного жира) до степени чистоты производственных помещений, состава моющих и дезинфицирующих средств. В том числе они внимательно изучают каждый этап производства: нет ли нарушений в технологическом процессе, какая упаковка используется, и прочее.

«Халяль – это довольно дорогое удовольствие».

о словам Альберта Давлеева, в халяльном производстве птицепрома допускается как механический убой, так и ручной. Каждая компания сама вправе выбирать, что предпочесть.

Во многих ближневосточных мусульманский странах кур умерщвляют именно вручную, поскольку там небольшие объемы производства. При массовом производстве скорость линии достигает 12-14 тысяч голов в час: за  секунду нужно забить примерно 4 головы. Для того же, чтобы делать это вручную, понадобится 20 бойцов-резчиков. А рабочая сила в последние годы стала очень дорогой.

Как следствие, это дополнительная нагрузка на стоимость халяльной продукции. Она не может стоить намного дороже, чем обычная, потому что тогда ее просто не будут покупать, – комментирует эксперт. На практике, говорит он, в зависимости от производителя и региона тот или иной продукт халяль дороже на 3-5 % минимум. Разница в цене доходит до  10 %.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Собеседник издания напоминает, что помимо особенностей технологии еще есть большие обременения для производителей, связанные с упаковкой и логистикой. Речь о развозе халяльной продукции по торговым точкам отдельно от не халяльной. В цену неизбежно закладывается и стоимость сертификации.

На каждом предприятии существуют независимые эксперты-контролеры, которые предоставляются в рамках договора о предоставлении сертификационных услуг.  За выписку ими сертификатов на каждый вид продукции платят отдельно. Так что халяль – это довольно дорогое удовольствие, – резюмирует Альберт Давлеев.

Впрочем, на ЗМК утверждают, что молочное производство продукции по стандартам  «халяль» не требует дополнительных вложений, поэтому потребителю не приходится платить больше за эти продукты.

Где самые строгие стандарты?

Считается, что самые строгие стандарты халяль в странах Ближнего Востока.  Дамир Губейдуллин отмечает, что центр идеологии так называемого ближневосточного халяля – это, прежде всего, королевство Саудовской Аравии и ОАЭ. Там разработан общий стандарт для всех стран Персидского залива.

То есть для них существуют одинаковые правила. Самих стандартов примерно два десятка. Они касаются не только убоя животных и переработки их мяса, но даже аккредитации органов сертификации халяль. Департамент по исламскому развитию Малайзии JAKIMЕ – второй ведущий мировой центр по разработке стандартов сертификации халяль. Он пользуется очень высокой репутацией. Практически вся халяльная продукция, которая поставляется в страны Юго-Восточной Азии, должны быть сертифицирована именно в нем, говорит собеседник издания.

По данным спикера, около 20 российских предприятий получили аккредитацию на право поставок своей продукции в страны Персидского залива: Малайзию, Сингапур и Индонезию. Сейчас они проходят ряд аудитов. Татарстанских компаний среди них нет. Впрочем, даже Узбекистан присылает в Россию своих специалистов-инспекторов и они проводят аудиты. Представители торговых сетей, которые закупают российскую халяльную продукцию, тоже наносят визиты на производство.

Рынок халяль растет пропорционально потреблению мяса птицы

В России рынок халяль растет пропорционально потреблению мяса птицы, отметил «Вечерней Казани» Альберт Давлеев. Его прирост по прошлому году составил чуть менее 1 % (0,6%). В предыдущие годы он держался в районе 1,5 %.

– То есть пока у нас рынок мяса птицы стагнирует. Поэтому спрос на халяльную продукцию растет, а предложения нет, – говорит он.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Собеседник издания считает, что рынок халяль будут двигать два фактора. Первый — это опережающий рост мусульманского населения. Второй — увеличение популяризации халяль в целом. Он отметил, что крупные производители сегодня разрабатывают даже специализированные торговые марки халяль, тем самым привлекая внимание населения.  Например, такие бренды есть у лидеров мясоперерабатывающей промышленности России ГК «Черкизово и ГАП «Ресурс». По оценке Давлеева пока наша страна поставляет на мировой рынок крайне мало халяльной продукции.

Во-первых, потому что мы не так много продукции поставляем на мировой рынок. К примеру, та же самая Саудовская Аравия закупает миллионы тонн мяса птицы. Мы им поставляем в лучшем случае 30 тысяч тонн в год. Кроме того, вспомните, как у нас во второй половине года выросли цены на мясо кур. Куда нам экспортировать, нам бы внутренний рынок насытить, – комментирует он.

В России в целом производится 5,2 млн тонн мяса птицы. Из них халяльной продукции предприятия птицепрома могут выпустить максимум 1 млн тысяч тонн, говорит Альберт Давлеев. Он обращает внимание, что смысла производить ее в таком объеме пока нет, потому что нет достаточной инфраструктуры продаж.

Собеседник издания полагает, что отдельные магазины для продуктов халяль не выход, потому что не все в них пойдут. Как правило, люди делают массовые закупки в супермаркетах или магазинах у дома, где представлен полный ассортимент продукции.

В то же время он замечает, что, например, в «Ашане» предусмотрены отдельные  шкафы для халяльной и не халяльной продукции. И в большинстве супермаркетов уже давно есть отдельные халяльные стенды. Далеев вспомнил, что татарстанская торговая сеть «Бахетле» планировала стать полностью халяльной, но не получилось. Не все продукты даже теоретически могут получить халяльный сертификат: «Алкоголь, сигареты однозначно нет. И часть кондитерской продукции, которая включает в себя большой список ингредиентов с разными составляющими».

«Трюки с халяльной продукцией наблюдаем периодически»

Всегда ли продукция, обозначенная как халяльная, является таковой на самом деле? Как известно, начиная с 2018 года эту индустрию сотрясали скандалы, связанные с тем, что в продукции, обозначенной как халяльная, обнаруживали следы свиной ДНК. Впрочем, судебные разбирательства показали, что в этом вопросе не все так однозначно.

– Трюки с халяльной продукцией мы наблюдаем периодически, – отметил «Вечерней Казани» президент Ассоциации предпринимателей мусульман РФ Айдар Шагимарданов.

Он объясняет это тем, что, «кто-то, видя, что на халяльные товары и услуги возникает большой спрос, не хочет проходить всестороннее обследование своего бизнеса и просто лепит значок халяль». Однако, руководитель Ассоциации предупреждает, что это очень легко проверить. Достаточно позвонить в комитет халяль для того, чтобы уточнить, действительно ли компания выпускает не харамный продукт.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

– Если это обман,  мы направляем претензию в организацию, которая пытается ввести людей в заблуждение, – говорит он. Таких фактов не очень много, но они встречаются, констатирует Шагимарданов: «В каждом обществе есть люди, которые хотят наживиться на каком-то большом деле». Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России не думает, что разбирательства на рынке халяль остались в прошлом. Но он полагает, что не нужно делать из них всемирную проблему: «Любой вопрос можно и нужно решать в плоскости законодательства».

В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ республики отмечают, что контроль за производством халяльной продукции становится строже благодаря всесторонней работе над стандартизацией этой индустрии в России. В этом русле работают как сам комитет, так и Центр компетенции «Халяль» при Роскачестве и другие. Но и там признают, что «на рынке до сих пор остаются недобросовестные органы по сертификации –  обычно это светские организации – которые как раз-таки выдают сертификаты халяль без должного контроля».

Совместно с Роскачеством

Вместе с тем Дамир Губейдуллин отметил, что эта проблема не осталась без внимания со стороны государства – недавно Роскачество, Духовное управление мусульман Татарстана и комитет по стандарту «Халяль» договорились о совместной работе по развитию этой индустрии в России. Было объявлено, что в республике откроется территориальное представительство федерального Центра компетенций «Халяль».

Одним из направлений совместной работы станет стандартизация, продвижение и популяризацию халяльной продукции на территории России и в других странах. Соглашение подписали руководитель Роскачества Максим Протасов, председатель Духовного управления мусульман Татарстана муфтий Камиль хазрат Самигуллин и председатель Комитета по стандарту «Халяль» Аббяс хазрат Шляпошников.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Собеседник издания надеется, что «это шаг в правильном направлении» : «Время покажет, получится ли упорядочить и стандартизировать работу по сертификации халяльной продукции в масштабах всей страны». Но он убежден, что для пользы потребителей, повышения доверия к системе сертификации это делать необходимо: «Чтобы очистить рынок от случайных и недобросовестных «сертификаторов» и установить строгий и полноценный контроль, аудит и постоянный мониторинг за соблюдением правил производства халяльной продукции непосредственно у их производителей».

Возможно, это позволит нормализовать ситуацию и создать строгие и понятные правила как внутри нашей страны так и облегчит доступ на рынки зарубежных стран, где такая система полноценного и жесткого контроля является обязательным требованием.

Участники рынка оценивают это соглашение по-разному. Альберт Давлеев считает, что это обычное соглашение: центров сертификации халяль в России около 50-ти, такие документы подписываются регулярно. Он напомнил, что Роскачества было создано лишь в конце прошлого года, тогда как индустрия халяль развивается с начала 2000-ых годов. Собеседник издания полагает, что это происходит «в рамках поиска оптимального решения в области национального стандарта».

Президент Ассоциации предпринимателей мусульман РФ Айдар Шагимарданов считает, что любые подобные соглашения будут развивать стандарт халяль  и «это хорошо».

– Их не обязаны принимать все. У людей есть выбор. Но мы, мусульмане, стремимся к тому, чтобы изготавливать высококачественную продукцию и товары, услуги, – подчеркнул он. Динар Садыков в действиях Роскачества увидел попытки монополизировать рынок. А, к примеру,  в МЦСиС «Халяль» нашему изданию сообщили, что наряду с Духовном управлением мусульман РФ «не стали подписывать никаких соглашений с по определенным причинам».

«Одна из основных проблем полная децентрализация системы сертификации»

По мнению Губейдулина одна из существенных проблем развития индустрии – это полная децентрализация системы сертификации халяльной продукции.

– Нет общего единого центра, а в рамках страны сертификацией занимается достаточно большое количество структур и организаций, – подчеркивает он. Большинство из них, говорит эксперт, связано с региональными духовными управлениями мусульман и пользуются авторитетом и доверием.

–  Но есть и достаточно сомнительные структуры, сертификация в которых проходит недостаточно системно и поверхностно, что позволяет выводить на рынок продукты с малым доверием к их халяльной чистоте, –  констатирует эксперт.

Как следствие, это снижает доверие потребителей и «определенно сбивает их с толку наличие большого числа самых разных сертифицирующих центров». Генеральный директор частного Центра по аудиту и контролю «Халяль» Динар Садыков добавил, что для сертификации нет никаких территориальных ограничений. Так же как татарстанский Комитет Халяль последние 12 лет активно сертифицирует в других регионах, так же и сертификатчики из-за пределов республики проводят эту работу у нас.

Альберт Давлеев убежден, что проблемы зачастую создают сами центры сертификации, которые начинают между собой споры. Это неоднократно происходило и, к сожалению, происходит, поскольку эта сфера не особо регулируется государство : «Это система добровольной сертификации. Мы с вами можем запустить такую же, написать стандарт, а затем проверять предприятия, которые готовы по нему работать».

Автор фото: ЗМК
Автор фото: ЗМК

В то же время он признает, что национальный стандарт вводить в России нельзя, это духовная область. Никто не может заставлять производителей работать по тем или иным стандартам халяль. Вот и получается, что сегодня они у всех несколько разные.

Но если говорить про экспорт, замечает Давлеев, то никуда не денешься. Соблюдение единых стандартов стран Персидского залива, малазийского стандарта обязательны. Если хочешь поставлять, будь любезен работать по ним.

Кроме того, есть единый стандарт для всех стран мира. Речь идет о рекомендациях, разработанных продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Примерно такой же стандарт, полагает собеседник издания, нужно разработать в России для того, чтобы не возникали ситуации, когда розничные сети начинают теряться в марках стандартизации и сомневаться, что один сертификат лучше другого.

Впрочем, он признает, что даже если и будет какой-то стандарт-ГОСТ, он тоже будет рекомендованным, а не обязательным. Но главное, чтобы продукт действительно полностью соответствовал духовным требованиям халяль. Также необходимо, чтобы эта система была проверяема и контролируема: «Дабы не было никаких попыток фальсификации и недобросовестного выполнения стандартов или же просто невнимания к этому вопросу». Пока же в нашей стане стандартов халяль много и все они несколько разные.

Автор материала: Любовь Шебалова