Найти тему

Не дай бог к такому на допрос – самые противные следователи в советском кино

Советский следователь в кино и на ТВ должен был по умолчанию внушать симпатию и только добрые мысли зрителям. Но иногда это не совсем получалось. Либо так и было задумано.

Петр Лобанов в фильме "Дело Румянцева", 1955
Петр Лобанов в фильме "Дело Румянцева", 1955

Не будем брать следователей, которых изначально вводили в фильм в качестве отрицательных героев вроде Самохина (Петр Лобанов) из "Дела Румянцева" или Раскатова (Всеволод Кузнецов) в картине "Верьте мне, люди". Речь о строго положительных героях. Вплоть до начала перестройки и эпохи "чернухи" в советском кинематографе следователи обязаны были внушать зрителям веру в справедливость советских законов. И обязательно вызывать симпатию. Довольно часто это получалось, к примеру, основная троица "ЗнаТоКов" - Мартынюк, Каневский и Леждей - полюбилась аудитории сразу. Но вот некоторые другие изначально задуманные положительными герои в погонах рождали антипатию.

Борис Щербаков в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Борис Щербаков в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Таковым стал следователь Зыков в исполнении Бориса Щербакова в одном из лучших дел сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи" - ленте "Подпасок с огурцом". Если мы вспомним, Зыкова ввели в расследование вместо Пал Палыча, у которого один из свидетелей и возможных подозреваемых по делу оказался старым знакомым. Сейчас сложно понять, хотел ли режиссер Вячеслав Бровкин сделать молодого Зыкова таким. каким он получился, но образ вышел сочным и очень запоминающимся. Допрос коллекционера Кипчака герой Щербакова проводит почти в точном соответствии с канонами следственной работы 1937-го года, разве что не бьет свидетеля по почкам. Резкий, неприятный, обвиняющий тон совсем еще, в сущности, молодого следственного работника выбивается из того стандартного рисунка почти безупречных героев, которого придерживались до этого исполнители ролей рыцарей правоохранительных органов в этом сериале. Любопытно, что через несколько серий Пал Палыч Знаменский откажется от предложения генерала Скопина (Семен Соколовский) занять какой-то крупный руководящий пост и предложит вместо себя… как раз того самого Зыкова. Снова фига в кармане, которую не заметила цензура?

Андрей Мягков в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Андрей Мягков в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Ну ладно герой Бориса Щербакова - он хоть и занимает значительное место в картине, но главным героем не является. А вот в трехсерийном фильме "Гонки по вертикали" следователь Тихонов в исполнении Андрея Мягкова как раз персонаж главный и требующий всяческой симпатии аудитории. Это один из многих Стасов Тихоновых в советском кино (в других фильмах его играли Александр Фатюшин, Михаил Чигарев, Сергей Шакуров, Игорь Костолевский) и на редкость противный. Его пустопорожнее морализаторство, диалоги о войлочных тапочках, откровенное хамство в адрес подследственного — все это рождает у многих зрителей отторжение. Опять-таки, нельзя исключить, что это было задумкой артиста или режиссера Александра Муратова, но их всех Тихоновых — это самый противный.

Юрий Шлыков в фильме "Инспектор Лосев", 1982
Юрий Шлыков в фильме "Инспектор Лосев", 1982

А вот в трехсерийном фильма "Инспектор Лосев" режиссер Олег Гойда и исполнитель главной роли Юрий Шлыков точно не хотели сделать главного героя персонажем несимпатичным. Но сама лента вышла на редкость неудачной. Это и громкая, постоянно повторяющаяся музыка в исполнении духового оркестра, причем совершенно невпопад (в некоторых местах доводящая до бешенства), и очень слабый сценарий, и плохо выписанные диалоги. Инспектор Лосев в фильме похож на какую-то истеричку - он постоянно орет или ведет себя, как полный психопат. Вероятно, Гойда что-то такое почувствовал, поэтому в продолжении этого фильма трехсерийке "Петля" (с таким же духовым музыкальным кошмаром) быстренько "убил" Лосева бандитской пулей, а на первый план вывел следователя, которого играл Леонид Филатов. И тот получился намного более приятным.

Донатас Банионис в фильме "Сумка инкассатора", 1977
Донатас Банионис в фильме "Сумка инкассатора", 1977

В ленте "Сумка инкассатора" роль следователя Тулякова играет замечательный артист Донатас Банионис. И за счет своих уникальных актерских способностей, а еще и благодаря ленинградцу Игорю Ефимову, который заменил Александра Демьяненко в роли "голоса Баниониса" за кадром, Туляков вышел на редкость омерзительным субъектом. Хорошо видно, что люди для него — это мусор, и он раздавит любого ради того, чтобы продвинуться по службе и получить благодарность за быстрое раскрытие громкого дела. Банионис играет своего Тулякова с просто-таки пугающей реалистичностью, и остается только удивляться, как этот фильм прошел мимо министра внутренних дел СССР Николая Анисимовича Щелокова, который зорко отсматривал, как в кинематографе изображаются сотрудники милиции. Как же он пропустил такого упыря? Ведь невинный по содержанию фильм "Белорусский вокзал" чуть не лег на полку из-за Щелокова, которому не понравилось, как милиционеры производят в нем задержание главных героев - мол, излишне грубо. А тут такое чудовище в погонах и ничего...

-6

Сериал "И это все о нем" - сам по себе зрелище для самых выдержанных любителей соцреализма. Борьбу "идеальных" комсомольцев с бригадиром лесорубов Гасиловым в свое время анализировали в советской прессе, а некоторых школьников даже заставляли писать сочинения о том, чем им нравится погибший Женя Столетов. Хорошие артисты изо всех сил пытаются вытащить этот насквозь фальшивый, не имеющий никакого отношения к жизни сценарий, но это не всегда получается. А следователь Прохоров в исполнении гениального Евгения Леонова выглядит то жалко, то странно, то уныло, но почти никогда не симпатично. Любопытно, что почти в том же самом году Леонов сыграл другого следователя в классном фильме "Длинное, длинное дело". Вот какой контраст может дать хороший сценарий.