Пожарная охрана России насчитывает почти четырехвековую историю. За это время она претерпела большие изменения. И вот уже конные обозы давно сменила высокопроходимая автомобильная техника с инновационными разработками, на месте пожарных сараев стоят современные депо, а пожарная каланча стала историческим памятником. Безвозвратно исчезли и некоторые профессии работников пожарной охраны. И теперь неподготовленному человеку приходится ломать голову, выясняя их специализацию.
Так, согласно штату конца XIX века, в состав пожарной команды входили: брандмейстер, машинист, кочегар, трубник, подтрубник, забирные, водопроводчики, трубач, топорники, писарь, дежурные, кашевар, староста, кучер, часовые, дневальные на конюшне и в казарме. А в каком случае полагалось кричать «полундра»? Что забирали забирные? И чем, кроме варки каши, занимались кашевары?
Разбираться со старинными специальностями огнеборцев, без которых ранее нельзя было представить себе серьезное тушение, а теперь не найти ни в одном боевом расписании, интересно и познавательно. А сделать это можно на примере истории костромской пожарной охраны.
Брандмейстер — всему голова
Что касается пожарных специальностей, то проще всего разобраться с брандмейстером. Фактически это старинный аналог современного начальника пожарной части. Еще в 1818 году в Санкт-Петербурге было издано «Практическое наставление брандмейстерам». Там излагались взгляды на организацию тушения пожаров и приемы борьбы с огнем, обязанности и права должностных лиц, виды взысканий, порядок выезда и возвращения с пожара, основные тактические приемы тушения пожаров, сроки носки имущества и прочие немаловажные вопросы.
По подобным наставлениям готовились и костромские брандмейстеры, самым известным из которых был Алексей Павлов. На эту почетную должность он был назначен в начале XX века. В Костроме в Музее пожарного дела сохранились его воспоминания о жизни и работе пожарных того времени: «В проклятой царской России мы находились в скверных условиях: работали круглые сутки без отдыха, спали в одежде и сапогах на нарах, казенное обмундирование выдавалось без срока, то есть до износа, брезентовых курток не было. Заработную плату получали в зимнее время — 9 рублей 50 копеек, летом — 10 рублей 50 копеек».
Часовой на посту
Достаточно очевидно и предназначение часовых. Их основной обязанностью было дежурство на каланче для выявления очага загорания и извещения горожан об этом. Часовой, неся дежурство на верхней точке пожарной каланчи, поднимал один или два белых шара.
В те годы Кострома была поделена на две части — Александровскую и Константиновскую. Один шар означал несчастье в первой части города, два — во второй. Кроме того, если температура воздуха опускалась ниже минус 25 градусов, наблюдатель вывешивал так называемый морозный флаг, оповещавший учеников об отмене занятий.
Несмотря на кажущуюся простоту, служба часового была не только ответственной, но и очень тяжелой. Вне зависимости от погоды и времени суток он безотлучно находился на посту. При этом ему запрещалось сидеть или даже останавливаться на длительное время — полагалось постоянно шагать по обходному балкону. Также он не имел права курить, петь, разговаривать с кем-либо. Время от времени снизу подавались проверочные свистки, на которые необходимо было сразу же отвечать, а в случае обнаружения возгорания на какой-то из улиц он должен был сразу извещать пожарное депо о случившемся.
Лазальщики, трубники, трубачи и топорники
Пожарная часть имела отряд лазальщиков. Во время пожара они должны были с помощью лестниц быстро взбираться на верхние этажи зданий, крыши и чердаки, чтобы спасать находившихся там людей. Туда набирали самых ловких и не боящихся работать на высоте.
Отряд трубников занимался работой с пожарными трубами (так тогда называли пожарные насосы). Трубники следили за исправностью пожарных рукавов, занимались чисткой всех медных и полированных железных частей рукавных соединений, а подтрубники помогали трубникам передвигаться с рукавом, соединять и собирать рукава.
Топорники получили свое название из-за топоров, составлявших их основной инструмент. Поскольку они первыми шли в горящее здание, то их еще называли начальщиками. При помощи топоров и ломов они выламывали двери и стены для спасения людей. Еще одной их задачей было спасение вещей от пожара. При этом особо указывалось, что при сбрасывании с высоты разных вещей они должны были предупреждать находившихся внизу криком «полундра».
При брандмейстере должен был неотлучно находиться трубач, выполнявший роль связного. Во время выезда на возгорание он должен был ехать впереди пожарного обоза и на поворотах и перекрестках громко трубить, предупреждая о приближении пожарных, которых всем конным и пешим полагалось беспрепятственно пропускать перед собой. А по прибытии на место тушения он при помощи специальных сигналов трубы передавал огнеборцам команды брандмейстера.
Где вода и еда?
По особому сигналу трубача начинали или прекращали подачу воды забирные. Они работали с помпами, и название их должности произошло от забирного рукава (то есть всасывающего рукава пожарного насоса). Если насос имел паровой привод, то к нему полагался еще и машинист.
Свои обязанности, связанные с пожаротушением, были даже у кашеваров. Так, при выезде пожарной команды на тушение в ночное время они были обязаны зажигать факелы и помогать закрывать ворота. Если члены команды перед выездом не успели поесть, то к их возвращению должна была быть готова горячая пища. Кроме того, в зимнее время кашевары обязаны были приготовить кипяток, чтобы сразу же после возвращения с тушения пожарные могли выпить горячего чаю. Вот такой, местами странной и непонятной, была структура пожарной команды в дореволюционной России.
Позже, из-за того мощного рывка, который совершила пожарная охрана в советский период, многие должности, которые были так востребованы в конце XIX — начале XX века, утратили свою значимость и канули в Лету.
Однако, несмотря на все изменения в вооружении и штатном расписании, пожарная служба во все времена остается уделом самых мужественных и самоотверженных людей.
По материалам Государственного архива Костромской области.
Подготовлено по материалам газеты "Спасатель МЧС России" №5, 2024