Найти в Дзене
БИТ

Черноморское казачье войско. Часть 1.

Черноморское Войско существовало под именем Запорожских казаков в самые отдаленные времена и, испытавши много различных перемен, получило свое название во время войны с турками, будучи тогда князем Потемкиным Таврическим из рассеянного состояния приведено в соединение и названо Войском верных Черноморских казаков.

Рассматривая историю Черноморского Войска, необходимо прежде всего остановиться на Запорожском Войске, из казаков которого и было создано это Войско.

Запорожское Войско существовало с самых отдаленных времен. Разные историки указывают разные годы возникновения первой Запорожской Сечи. По истории Военного Министерства Российской Империи надо считать 1500 год.

История Запорожского казачества в течение 225-летнето его существования настолько сложна и пространна, как в смысле организации Войска, так и в его военной истории, что уместить ее в рамки краткой исторической справки не представляется возможным.

Запорожские казаки! Кто не слыхал об этих степных рыцарях, образовавших свое поселение или «Сечь» за порогами Днепра в начале пятнадцатого столетия?

Стремление к вольной, независимой даже от семейных уз, жизни, равенство и настоящее братство, являли собой отличительные признаки «Сечи». Под влиянием этих стимулов и были созданы формы сичевого самоуправления, частые же столкновения с соседями и смелые до безумия набеги выковали из запорожцев замечательных представителей военной отваги, храбрости и самопожертвования.

С ними считались и турки, и поляки, и татары, и даже единоверцы-русские, ибо независимое Запорожье представляло внушительную силу.

Сложные условия, начиная с естественных и международных, конечно, не могли не повлиять на судьбу Запорожцев, и когда с овладением Крыма и укреплением Русской власти по правую сторону Днепра, Запорожье оказалось внутри русских пределов, над Запорожьем сгустились тучи. Русское правительство решило покончить с Сечью.

Разорена была Запорожская Сечь в 1775 году по приказанию Императрицы Екатерины Второй, так как Сечь стояла на пути стремления ее к централизации государственной власти, а к тому же плодородные запорожские земли привлекали внимание Екатерининских вельмож.

Выражая в грамотах свое благоволение к Запорожцам, Екатерина тем временем выжидала момента для разрушения Сечи и уничтожения Запорожского Войска. Таковым оказался срок окончания войны с турками, в которой Запорожцы принимали деятельное участие.

В ночь на 4 июня 1775 года русские войска в числе 66 тысяч под начальством генерала Текели и 20 тысяч конницы под командой князя Прозоровского окружили Сечь, где в то время было около 8 тысяч Запорожцев.

Захваченные врасплох, они взялись было за оружие, но под влиянием увещаний Кошевого Атамана и Архимандрита сечевой церкви, решили не сопротивляться. Но из 8 тысяч казаков сдалось только 3000, остальные же 5000 человек, избрав себе Кошевого Атамана Ляха, ушли ночью из окружения и пробрались в Турцию, где Султан распорядился дать им землю и свободу жить по своим обычаям. Там они образовали свою новую Сечь около Добруджи.

Кошевой Атаман Калнышевский, Войсковой Судья Павел Головатый и Войсковой Писарь Глоба были отправлены в Соловки и заточены в монастырь, где все они и умерли.

Сдавшиеся Запорожцы были распущены по домам. Земли запорожские розданы помещикам и немцам-колонистам, часть запорожцев зачислена в крепостные, церковь и имущество разграблены, а самое Войско Запорожское манифестом царицы объявлено уничтоженным, «с истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков».

Запорожье было разгромлено. Не стало степных рыцарей, для которых и дома среди домашней обстановки и в открытом бою было «по колено» море. Но Запорожцы чувствовали, что они еще понадобятся. И Запорожцы действительно понадобились. Через 12 лет, в 1787 году началась война с Турцией, и Русское правительство решило использовать рассеянных Запорожцев.

Главнокомандующий князь Потемкин Таврический кликнул клич, и Запорожцы, истомленные в батрачестве, широко откликнулись на зов. Из них было образовано войско из трех родов оружия: пехоты, конницы и морской флотилии.

В течение четырех лет Запорожцы жертвенно сражались против турок. За проявленные чудеса исключительной храбрости они получили массу наград, им пожалованы были знамена, были возвращены старые войсковые регалии, отобранные у них при разрушении Запорожья, и за подвиги на Черном море они получили наименование Черноморского Войска.

В 1778 году был убит в бою с турками Кошевой Атаман Сидор Билый и вместо него избран кошевым Захар Чепига.

Во время войны Потемкин, принятый в казаки Кущевского куреня, под именем Грыцька Нечоса, указал Черноморцам для поселения земли между Днестром и Бугом, Запорожцы начали там селиться, но лишь только Потемкин умер, как земли эти вновь были розданы помещикам.

Тогда Черноморцы спешно командировали Войскового Судью Антона Головатого, образованнейшего черноморца того времени, дипломата и поэта, — с депутацией просить у царицы землю, ранее подаренную им князем Потемкиным на Тамани.

Желание черноморцев Императрицей Екатериной было удовлетворено и Черноморскому Войску была пожалована Высочайшая Грамота.

Здесь мы помещаем этот важнейший исторический документ.

ВЫСОЧАЙШАЯ ГРАМОТА, ЖАЛОВАННАЯ ЧЕРНОМОРСКОМУ КАЗАЧЬЕМУ ВОЙСКУ ЗО-ГО ИЮНЯ 1792 ГОДА.
«Верного нашего Войска Черноморского Кошевому Атаману, старшинам и всему войску Нашего Императорского Величества милостивое слово.
Усердная и ревностная Войска Черноморского Нам служба доказана в течении благополучно оконченной с Портою Оттоманскою войны, храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, ненарушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие Войско, по воле Нашей, покойным генерал-фельдмаршалом, Князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим учреждено, приобрели особливое Наше внимание и милость,
Мы потому, желая воздать заслугам Войска Черноморскаго утверждением всегдашняго его благостояния и доставлением способов к благополучному пребыванию, Всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий в области Таврический остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубани, от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли.
С прочих же сторон разграничение указали Мы делать генерал-губернатору Кавказскому и губернаторам Екатеринославскому и Таврическому через землемеров, обще с депутатами от Войска Донского и Черноморского. Все состоящия на упомянутой Нами пожалованной земле всякого рода угодья, на водах же рыбныя ловли, остаются в точном и полном владении и распоряжении Войска Черноморского, исключая только мест для крепости на острове Фанагории и для другой, при реке Кубани, с подлежащим для каждой выгоном, которыя для вящей Войску, и особливо на случай военной безопасности, сооружены быть имеют.
Войску Черноморскому предлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских.
На производство жалования Кошовому Атаману и войсковым старшинам по приложенной росписи, на употребляемые к содержанию стражи отряды и прочие по войску нуждые расходы, повелели мы отпускать из казны Нашей по 20.000 рублей в год.
Желаем Мы, чтобы земское управление сего войска, для лучшаго порядка и благоустройства, соображаемо было с изданными от Нас учреждениями о управлении губерний. Мы предоставляем правительству войсковому расправу и наказание впадающих в погрешности в Войске, но важных преступников повелеваем, для осуждения по законам, отсылать к губернатору Таврическому.
Мы Всемилостивейше позволяем Войску пользоваться свободною внутреннею торговлею и вольною продажей вина на войсковых землях.
Всемилостивейше жалуем Войску Черноморскому знамя войсковое и литавры, подтверждая также употребление и тех знамен, булавы, перначей и войсковой печати, которые оному от покойного генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического по воле Нашей доставлены.
Губернатору Таврическому указали Мы доставлять Войску Черноморскому все исходящие от Нас узаконения, предлагать оному о нарядах на службу, по назначению военного начальства, и преподавать все нужныя способствования, а потому правительство войсковое имеет относиться к сему губернатору и через каждые две недели присылать ему сведения о благосостоянии войска и о всех важных происшествиях, какия в течение двух недель могут приключаться, для донесения Нам.
Мы надеемся, что Войско Черноморское, соответствуя Монаршему Нашему о нем попечению, потщится не только бдительным охранением границ соблюсти имя храбрых воинов, но и всемерно употребить старание заслуживать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и распространением семейного жития.
Роспись жалованию, ежегодно полагаемому на Войско Черноморское казачье.
Кошевому Атаману - 1000 рубл.
Войсковому Судье – 800 рубл.
Войсковому Писарю – 500 рубл.
Войсковому Есаулу – 500 рубл.
Протопопу – 200 рубл.
Попу – 100 рубл.
Диакону – 80 рубл.
На причет церковный – 120 рубл.
Куренным атаманам каждому – по 40 – 1600 рубл.
Пушкарю и довбышу – по 40 р. – 80 рубл.
-------------------------------------------
Итого – 4980 рубл.
На содержание артиллерии и жалование казакам, в действительной службе находящимся, и на все прочие по разсмотрению войскового правительства расходы –15020 рубл.
-------------------------------------------
Всего рубл. 20.000.
Войсковым старшинам или полковникам, когда они вне владения Войска Черноморского на службу отряжены, каждому производить в год по сту рублев.
Сотникам, есаулам, квартирмистрам и прочим полковым старшинам, когда они на службу наряжены вне пределов Войска Черноморского, каждому по пятидесяти рублев.
Казакам, откомандированным за пределы войсковые, производить жалование в год по двенадцать рублев и провиант указанный, а конным и фураж.»
На подлинном подписано собственною Ея Императорского Величества рукою: Екатерина II.

Переселение Черноморцев с Днестра на Кубань совершено в течение 1792-1794 годов. Первым прибыл на Кубань морским путем полковник Савва Билый с 3847 пешими казаками на 50 лодках и одной яхте и высадился на Тамани 25 августа 1792 года. Вслед за ним выступил через Крым полковник Кордовский с двумя пешими полками и частью семейств. 2-го сентября, направляясь сухопутьем и огибая Азовское море с севера, двинулся Кошевой Чепига с конницей, пехотою, войсковыми регалиями, церковью и обозом. Перезимовав по пути в Ханской крепости, на Ейской косе, он прибыл на Кубань весною и стал на месте нынешнего Краснодара (Екатеринодара).

Далее, в течение весны и лета 1793 года, черноморцы двигались на Кубань многими мелкими партиями, а 15 июля выступил с Днестра с остальными войсками и тяжестями Войсковой Судья Головатый.

Последним прибыл на Кубань есаул Черненко, который собрал в районе Хаджи Бей (Одесса) отставших черноморцев и в 1794 г. прибыл на Кубань. В дальнейшем туда прибывали лишь незначительные партии и одиночки.

В 1793 году в Черноморском Войске числилось 12.669 мужчин, а с семьями около 20 000 человек. Немедленно по прибытии на Кубань Черноморцы заняли кордонную линию по Кубани, а курени были поселены на самой линии вблизи Кубани.

М. Черныш

Продолжение следует

======================

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук

======================