Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как не надо разговаривать с детьми и подростками.

А как "правильно" общаться, разговаривать с детьми и подростками? Как правильно я не знаю, правила могут быть какими угодно. И то, что для одного будет правильным, для другого может быть полной ерундой.

А вот если хотите чтобы общение было продуктивным, то избегайте критики, любой критики. Прямой, скрытой, из благих побуждений, любой.

В нашей культуре критика воспринимается как полезное и необходимое указание на недостатки, как элемент родительской заботы.

Родители активно, на автомате используют критику как метод воспитания в период роста и взросления детей с очевидным намерением помочь своим детям и таким образом исправить неподобающее поведение и простимулировать у детей стремление стать лучше.

Конечно это однозначно замечательное родительское намерение, вот только в большинстве случаев результатом таких благих намерений становится обида ребёнка или подростка, раздражение и ухудшение отношений с родителями, а часто и ухудшение поведения.

Иногда рекомендуют быть деликатным при выражении критических замечаний, в которых есть осуждение или оценочные суждения, мол иначе такое ваше сообщение не достигнет желанной цели. Конечно же ещё при критической оценке поступка важны не только слова, но ещё и тональность.

🔹Зачем нужна деликатность со своими детьми? А вот попробуйте представить, что эти или подобные этим фразы предназначены личного для вас:

«А, что сразу нельзя было сделать, как надо, нормально?»

«Ну кто же так пишет, как курица лапой?»

«Да сколько можно тебе об этом одно и тоже говорить? А тебе как об стену горох! (Бестолочь) »

«Ну ты как всегда: в одно ухо влетает, в другое вылетает! (Растяпа) »

«Что за ерунду ты опять смотришь? Займись чем-нибудь полезным»

«Выглядишь как придурок! Веди себя нормально»

«Что, наверное тебе пора к врачу, истеричка? Быстро успокоилась»

Каждый может вписать свой вариант, коих бесконечное колличество.

Какие чувства, эмоции вы бы испытали? Возникло ли бы у вас желание прислушаться к такой критике или таким оценочным высказываниям? И какие мысли бы у вас возникли в адрес того, кто вам такое говорит?

Понятное дело, что такие фразы, часто произносятся на эмоциях, как ругань, раздражении или в гневе, злости и обиде. А в ответ они вызывают нет, не стремление стать лучше, они, как правило, вызывают те же самые ответные негативные эмоции и у ребенка, и у подростка да и у взрослого тоже.

Поэтому нельзя назвать их продуктивным воспитательным методом или инструментом, эффективность таких фраз и вообще метода критических высказываний, как правило, отрицательная. Даже не смотря на то, что это может делаться из благих побуждений.

Такие слова адресованные ребенку, оказывают негативное воспитательное влияние, они остаются в его сознании, влияют на настроение и часто проявляются в опущенных плечах, потухшем взгляде, апатии или наоборот в напряжении, порождают у детей неуверенность, обиду и желание отомстить, поквитаться или даже сделать на зло. Это может стать мощным инструментом в формирования заниженной самооценки. А ещё обильная критика, точнее последствия от неё, являются составной частью условий для возникновения депрессии..

И как вариант может быть стóит остановиться, задуматься, прежде чем привычно включить критику и негативные оценивания.

Вы чего хотите? Помочь своим детям или обидеть, задеть, вызвать у них негатив? Попробуйте проанализировать свои мотивы.

Немного осознанности поможет избежать последствий от разрушительных диалогов, уменьшит напряжение и сохраняет нервы как родителю так и детям.

Похвала гораздо эффективнее критики...

Автор: Сергей Александрович Костин
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru