Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Лётчик Руст

Оглавление

Александр Соханский

На схеме: маршрут полёта Матиаса Руста над территорией СССР и фото его "посадки". (Яндекс.Картинки.Матиас Руст)
На схеме: маршрут полёта Матиаса Руста над территорией СССР и фото его "посадки". (Яндекс.Картинки.Матиас Руст)

Вечером, 28 мая 1987 года, над Красной площадью в Москве неожиданно появился лёгкий самолёт «Сессна-172». Самолёт несколько раз совершил на предельно низкой высоте облёт Московского Кремля, Красной площади, умудрился протиснуться между Кремлём и Историческим музеем. При этом высота полёта порой опасно снижалась до 4-5 метров над людьми, гуляющими по площади.
     В 18 часов 45 минут самолёт совершил посадку на Москворецком мосту, по которому происходило интенсивное движение автомобильного транспорта и пешеходов. По словам дежурившего на мосту инспектора ГАИ ему пришлось принять чрезвычайные меры для перекрытия дорожного движения. Затем самолёт по Васильевскому спуску зарулил на стоянку для автобусов между собором Василия Блаженного и стенами Кремля.
     Люди, наблюдавшие эти невероятные авиационные трюки, решили, что идут съёмки кино. Но из самолёта выбрался молодой лётчик и, представившись «инженером из Западной Германии», стал раздавать на листках бумаги автографы изумлённым прохожим. Некоторые свидетели утверждали, что эти автографы были подписаны заранее.
     Случайно оказавшемуся на месте «парковки» немецкому туристу, лётчик заявил, что полёт совершил ради шутки.
     Незамедлительно пилот был арестован сотрудниками КГБ.
     Лётчиком, посадившим самолёт у стен московского Кремля, оказался Матиас Руст, девятнадцатилетний житель Федеративной Республики Германии.
     Кто он? Отчаянный авантюрист? Жертва преступного замысла? Рекламный представитель авиационной фирмы «Сессна»? Азартный спорщик на пари? Миротворец?

     Ещё в детские годы Руст мечтал стать профессиональным лётчиком. В возрасте 14 лет у него обнаружилась близорукость и с мечтой пришлось расстаться. Вскоре после окончания школы  он поступил на курсы в аэроклуб. Обучение стоило недёшево, но родители нашли возможность финансировать обучение и получение удостоверения лётчика. Для оплаты обучения Руст подрабатывал в одной из организаций. В аэроклубе Руст налетал всего 25 часов, а после получения лётных прав – ещё 50-60 часов.
     Матиас обладал исключительными способностями к лётному делу, все зачёты сдавал без единой ошибки.
     По утверждению родителей он был не способен на авантюры и никогда не интересовался политикой.

     13 мая 1987 года самолёт «Сессна» был арендован Рустом на две недели по тарифу 138 марок за полётный час. Этот летательный аппарат американского производства с поршневым двигателем мощностью 160 л.с. имел максимальную скорость 222 км/час. С баками повышенной ёмкости самолёт мог продержаться в воздухе 8 часов, преодолевая за это время около 1,5 тысяч километров. Самолёт был настолько легкоуправляем, что позволял лететь на нём, едва не касаясь верхушек деревьев. Из-за нехватки денег Руст запланировал ночёвки в самолёте, для чего самостоятельно демонтировал три из четырёх сидений в кабине.
     Всё было подготовлено к полёту по странам Западной Европы по маршруту Гамбург – Рейкьявик – Хельсинки – Стокгольм – Гамбург. Заполнен план-маршрут, нанесены опознавательные знаки. Однако имеются доказательства, что сход с маршрута планировался заранее. Так ещё в марте Руст заказал во Франкфурте и получил оперативно-навигационные карты северо-западной части СССР. Эти карты в масштабе 1: 1000000 были сделаны с американских разведывательных спутников и выпущены командованием ВВС США.

     Вначале полёт проходил по намеченному плану. Затем, перелетев из  Норвегии в Хельсинки, Руст заправил полные топливные баки, одновременно обозначив в качестве следующего пункта посадки близкий Стокгольм. После взлёта Руст взял курс сначала на запад, затем, оказавшись над запретной военной зоной Финляндии, самолёт исчез с экранов радиолокаторов. На расстоянии 25 километров от Хельсинки он вновь появился на экранах, двигавшимся на юг, к побережью Финского залива, потом в восточном направлении. Наконец самолёт вновь пропал с экранов локаторов, что воспринималось как падение в залив.        Поисковики обнаружили на поверхности воды масляное пятно, водолазы береговой охраны безрезультатно обследовали дно в поисках обломков самолёта.

     Тем временем полёт Руста продолжался на высоте нескольких десятков метров и в районе эстонского города Кохтла-Ярве была пересечена граница СССР. Далее полёт пролегал вдоль автомобильной дороги Ленинград – Москва.
     Самолёт был обнаружен радиолокационными средствами ПВО при подлёте к государственной границе СССР. Советские истребители дважды совершили облёт западногерманского самолёта.

     «По признанию на суде самого Руста, поднявшись с аэродрома Мальми (Хельсинки) он не полетел согласно заявленному им плану в сторону Стокгольма (Швеция), а изменил маршрут полёта, совершил ряд непредусмотренных маневров и, выключив радиостанцию, направился через Финский залив к границе СССР.
     Нарушив её, западногерманский лётчик продолжил своё авантюрное предприятие, час от часа проявляя всё большее безрассудство. На суде он рассказал о встрече с советским перехватчиком. Тот несколько раз облетел вокруг «Сессны» и Руст отчётливо видел лица и костюмы пилотов, но якобы не понял маневров советского самолёта, тем более, что радиостанцию он сам выключил. Руст признал, что лётчики имели реальную возможность сбить его самолёт» (ТАСС).

     Пролетая над территорией СССР, Матиас Руст нарушал многие положения Конвенции о международной гражданской авиации и Воздушного кодекса СССР, подвергая огромному иску не только свою жизнь, но и жизнь других граждан. Его самолёт пересёк несколько международных трасс, находился над запретными зонами, пролетал в неустановленных «воздушных коридорах».
     Сразу отпала первая версия о том, что пилот сбился с пути, но подтверждалась вторая – полёт осуществлялся по заранее задуманному плану.
     Не оправдалась версия полёта с целью рекламы продукции авиационной фирмы «Сессна эйркрафт».
     Аполитичность Матиаса не давала повода о его ностальгии по временам «третьего рейха» и заключение бесшабашного пари на осуществление мечты некоторых бывших немецких пилотов «приземлиться на Красной площади».
     Сам Матиас на суде пытался утверждать, что он летел с добродетельной миссией мира, с тем, чтобы смягчить напряжённость современной международной обстановки, порадеть за гуманизм.
     Единственная цель полёта – попасть в небезызвестную книгу сомнительных рекордов, совершение полёта «ради шутки». И никакой политики.

     «Шутка» немецкого пилота в День пограничника оказалась очень неуместной накануне визита в Москву президента ФРГ Р. фон Вайцзеккера. Визит президента ФРГ состоялся и был плодотворен, несмотря на возникшую по вине Руста нервозность.

     За незаконный въезд в СССР, нарушение правил международных полётов и злостное хулиганство Верховный Суд СССР приговорил гражданина ФРГ лётчика-любителя Матиаса Руста к четырём годам лишения свободы в ИТК общего режима и постановил взыскать с него судебные издержки в сумме 494 рублей.
     Финские власти выставили Русту иск на 100000 марок, затраченных на поиски пилота, когда он, обманув службу воздушного контроля, изменил курс и исчез с экранов локаторов.

     Политбюро ЦК КПСС, состоявшееся 30 мая 1987 года, указало, что командование Войск противовоздушной обороны проявило недопустимую беспечность и нерешительность, чтобы пресечь полёт самолёта-нарушителя, не прибегая к боевым средствам. Этот факт свидетельствует о серьёзных недостатках в организации несения боевого дежурства по охране воздушного пространства страны, отсутствии должной бдительности и дисциплины, крупных упущениях в руководстве войсками со стороны Министерства обороны СССР.
     За халатность и неорганизованность в пресечении указанного нарушения, отсутствие должного контроля за действиями войск ПВО Политбюро признало необходимым освободить от должности главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны т.Колдунова А.И. Принято решение об укреплении руководства Министерства обороны СССР.

     Из выходки пилота ФРГ были сделаны и другие серьёзные выводы для разрешения проблем в ПВО. Были отстранены от должностей крупные военачальники, проведён ряд других основательных мероприятий по повышению уровня боевой подготовки и дисциплины Вооружённых Сил, умелого управления войсками, обеспечения их постоянной способности к пресечению любых посягательств на суверенитет Советского государства.

     Одновременно, по-видимому для смягчения негативного общественного мнения о нашей системе ПВО, в советской печати стали появляться материалы о несанкционированных полётах лётчиков-любителей в зарубежных странах.
     Как бы кстати вспомнилось, что в последние годы во Франции несколько лётчиков, несмотря на запреты, смогли либо облететь Париж, либо совершить посадки своих самолётов вблизи резиденции президента страны - Елисейского дворца. Так, 18 октября 1981 года небольшой частный самолёт пролетел под сводами Триумфальной арки, а 10 августа 1986 года спортивный самолёт приземлился прямо на Елисейских полях.
     Со ссылкой на зарубежную печать сообщалось, что несмотря на ультрасовременность противовоздушной обороны, США не всегда перехватывают самолёты контрабандистов, пробирающихся со стороны Рио-Гранде и Мексиканского залива.
     Громкий резонанс вызвала беспрепятственная посадка на американской военной базе "Говард" в зоне Панамского канала самолёта "Сессна", который пилотировал 19-летний костариканец Луис Родригес, угнавший самолёт со столичного аэродрома.
     Зарубежные газеты отмечали, что когда речь идёт о полётах на низкой высоте, радары либо совсем слепы, либо лишены возможности просматривать значительные секторы воздушного пространства, чем может воспользоваться любой нарушитель.

     Автор данного обзора печати в своё время служил в радиотехнических войсках ПВО СССР оператором радиолокационной станции и представляет насколько трудно обнаружить и вести низколетящую цель. Кроме малой дальности обнаружения такая цель на индикаторе кругового обзора «прячется» в местниках – отражениях луча локатора от окружающих местных предметов: возвышенностей, сопок, гор.
     Работа наших радиооператоров, обнаруживших крохотную «Сессну» на малой высоте и давших своевременное целеуказание истребительной авиации, вызывает у меня чувство профессионального восхищения мастерством коллег по ратному труду. Всё остальное от нас, радиооператоров, не зависит.

     В 1988 году Президиум Верховного Совета СССР постановил освободить от дальнейшего отбывания наказания гражданина ФРГ М.Руста, осуждённого судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда СССР к четырём годам лишения свободы и выдворить его из пределов СССР. В заключении Руст находился с 29 мая 1987 года по 3 августа 1988 года.
     Сразу после объявления Указа о помиловании Руст был доставлен на автомобиле в аэропорт «Шереметьево-2», откуда в 19.20 рейсом на Франкфурт-на-Майне отправлялся самолёт «Люфтганзы». Одно из мест в самолёте предназначалось освобожденному Матиасу Русту. На этот раз он был пассажиром. Справочная Аэрофлота сообщила, что самолёт на Франкфурт вылетел с задержкой на 50 минут…

     Изложение материалов газет «Аргументы и факты», «Неделя», «Труд» за 1987-1988 г.г. из архива автора.

Лётчик Руст (Александр Соханский) / Проза.ру

Другие рассказы автора на канале:

Александр Соханский | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен