За эту картину Сальватор Роза, живописец 17 века, представитель итальянского барокко, чуть не был отлучен от церкви и посажен в тюрьму. Вот пример того, какое мощное влияние может оказать простая картина.
Хотя картину "Аллегория удачи", конечно, простой не назовешь
Хотя бы потому, что это большая картина. Её размеры - 200 х 133 см, и чтобы написать такую картину художнику потребовалось много времени. Да и писал её Сальватор Роза уже в зрелом возрасте (ему было 43 года). То есть это не выходка бунтующего юнца, а вполне осознанная работа человека, прожившего большую часть своей жизни.
На картине изображена молодая девушка, которая олицетворяет древнеримскую богиню удачи и непредсказуемости судьбы Фортуну.
Фортуну обычно изображают с повязкой на глазах, но Сальватор Роза показал её без повязки, показывая, что она полностью осознает свои действия.
В руках Фортуны Рог Изобилия, один из самых главных её атрибутов.
Рог Изобилия, как ему и положено, наполнен благоденствиями. Драгоценные камни, корона, скипетр, золотые монеты, жемчуг, розы вместе с виноградом, злаками и ягодами, - все то, о чем только может мечтать человек.
Но что интересно, Рог Изобилия наклонен вниз, содержимое его высыпается. Тем самым художник изображает безрассудную расточительность.
И тем важнее на кого высыпает свои дары Фортуна - на животных.
Это овцы, свинья, корова, мул, осел и орел. Наиболее примечателен здесь, конечно, осел.
Осла Роза изобразил в в красно-золотом кардинальский плаще, тем самым намекая, что в его образе изображен Папа Александр VII, с которым у художника были очень напряженные отношения.
Всё свое презрение к тем, кто получает незаслуженно удачу и у спех, Сальватор Роза отразил в нижней части картины.
Своими лапами эти животные попирают достижения человечества - живопись, литературу, музыку.
А под копытом свиньи лежит сломанная роза, олицетворяющая самого художника.
Сову же, символ мудрости, он запрятал в самую темную часть картины.
Нет мудрости у этих презренных животных.
Сейчас понятно, какое впечатление произвела картина на власть имущих.
Вначале Сальватор Роза показал свою картину в частном порядке своим друзьям. И сразу же получил совет, что картину не следует демонстрировать открыто во избежание неприятностей.
Но художник не прислушался к советам друзей, и в 1659 году картина была выставлена в Пантеоне в Риме , что едва не привело к тому, чтобы Розу заключили в тюрьму и отлучили от церкви . Только вмешательство брата папы, дона Марко Киджи, спасло его от этого унижения.
В конце концов, Сальватор Роза пошел на попятную. И по словам писателя-художника Джеймса Элмса , "доказал, что его свиньи не были церковниками, его мулыне притворялись педантами, его ослы — римскими дворянами, а его хищные птицы и звери — правящими деспотами Италии".
Ныне картина Сальватора Роза "Аллегория удачи" находится в Музее Гетти в Калифорнии.