Он был долгожданным наследником Престола России и единственным законнорожденным сыном Екатерины Великой, он страстно желал стать рыцарем и исполнил свою мечту, он мог быть великим реформатором, но был предан и убит своими же подданными – все это Павел I, личность которого до сих пор вызывает много споров. Конечно, начать нужно с самого детства.
Павел Петрович родился 20 сентября 1754 года в Санкт-Петербурге, в Летнем дворце Императрицы Елизаветы Петровны. Кстати, именно на месте этой, уже со временем обветшавшей резиденции, был возведен Михайловский Замок, в котором закончил свою жизнь император Павел I.
Родителями его были Великий Князь Петр Федорович (будущий Император Всероссийский Петр III) и Великая Княгиня Екатерина Алексеевна (будущая Императрица Всероссийская Екатерина II).
Появление Наследника Престола в России ждали очень долго. Немудрено, что рождение его было встречено огромной радостью. Многие русские поэты посвятили этому прекрасному событию стихи и оды. Интересно, что даже само появление на свет Павла Петровича уже обрастало огромным количеством легенд и домыслов.
Павел Петрович до конца дней сохранил самую искреннюю и самую глубокую любовь к своей Августейшей бабке, Императрице Елизавете Петровне, которая с первых дней жизни занималась воспитанием Цесаревича. Императрица баловала внука, проводила с ним много времени, особенно в последние два года. Образ доброй русской бабушки, иногда приходившей проведать его даже ночью, навсегда остался в памяти великого князя.
Конечно, к ребенку был приставлен целый штат нянек, состоявший в основном из простых русских женщин, которые рассказывали мальчику сказки, пели народные песни, тем самым заронив в его душу первые ростки православной веры.
Павел рос впечатлительным ребенком с живым и пытливым умом, у него было обостренное чувство справедливости. Интересно, что еще с юных лет он научился осознавать свою вину даже за незначительные проступки и абсолютно не стеснялся просить прощения, если кого-то обидел.
К сожалению, ребенок был лишен родительской любви. Отец, если и заходил к нему изредка, то почти всегда пьяный, и глядел на сына с оттенком какой-то грустной нежности. Хоть отношения их и нельзя было назвать близкими, но Павлу было обидно видеть, как окружающие открыто пренебрегают отцом и смеются над ним. Это сочувствие и жалость к отцу многократно возросли после его короткого царствования, завершившегося дворцовым переворотом в пользу Екатерины.
Что же до матери, то у нее сына отняли сразу после родов. В этом моменте неправа была Елизавета. Увидеть сына в первый раз Екатерине позволили лишь через 6 недель после родов! Следующая встреча состоялась уже весной 1755 года. О здоровье собственного ребенка Екатерина наводила справки тайком практически 7 лет.
Няньки, которым доверили заботиться о здоровье наследника Престола, больше всего боялись его застудить. В своих дневниках Екатерина вспоминала:
«Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, во фланелевых пелёнках, в кроватке, обитой мехом черных лисиц, покрывали его стёганым на вате атласным одеялом, а сверх того ещё одеялом из розового бархата… пот выступал у него на лице и по всему телу. Когда Павел несколько подрос, то малейшее дуновение ветра причиняло ему простуду и делало его больным. Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, чем добра».
При этом у ребенка не было определенного режима дня: его могли укладывать то в восемь часов вечера, то в час ночи. А кормить давали, когда «просить изволит». Конечно, у неправильного ухода были свои последствия: ребёнок отличался повышенной нервозностью и впечатлительностью. Ещё в раннем детстве нервы Павла расстроены были до того, что он прятался под стол при сколько-нибудь сильном хлопанье дверями.
А вот свое здоровье Павлу впоследствии, будучи уже взрослым человеком, пришлось укреплять самостоятельно закаливаниями и постоянными занятиями спортом.
В 1761 году Императрица Елизавета Петровна умирает, а трон достается Петру III. Павла официально объявляют наследником престола. Вскоре Екатерина устраивает государственный переворот, в ходе которого Петр III был убит. Она принудила гвардейцев присягнуть на верность ей и своему несовершеннолетнему сыну. Но Екатерина заняла трон и не дала сыну, который имел законные на него права, стать императором даже при достижении им совершеннолетия.
Кстати, тогда выяснилось, что няньки Павла в свое время потрудились на славу — мальчик боялся матери до обмороков.
Ученьем наследник престола заниматься не любил, а чтение книг ему давалось крайне трудно. Сначала воспитанием Павла занимался Федор Дмитриевич Бехтеев, который развил в нем любовь к военному делу, даже сделал для него азбуку, в которой буквы были в виде солдатиков. Именно он вложил в него большое чувство гордости.
А вот следующий наставник, назначенный наследнику в 6-летнем возрасте, Никита Иванович Панин, старательно занимался образованием мальчика.
В план обучения был включен весомый перечень наук, там было все, что необходимо было изучить будущему правителю. Он внушил своему подопечному, что в стране все должны быть равны перед законом — и даже монарх. Павел получил прекрасное образование, в совершенстве знал французский и немецкий языки, много читал. Княгиня Дарья Христофоровна вспоминала, что цесаревич не страдал дурновкусием — его шутки всегда были пристойны, а с дамами он обращался обходительно.
Многие современники Павла Петровича, в том числе западноевропейские, отмечали его высокую образованность и глубокие познания в области различных наук и искусств.
Но отсутствие любви и воспитание матери, убийство отца и интриги при дворе, в которых он рос, наложили отпечаток на его характер и совершаемые поступки.
Жизнь молодого Павла протекала без друзей и родительской любви. На фоне его одиночества у него развилась фантазия, он жил ее образами. Историки отмечают, что в детстве он увлекался романами о благородных и отважных рыцарях, зачитывал до дыр Сервантеса. Наследник Престола обожал книги, связанные в том числе с Рыцарским Орденом святого Иоанна Иерусалимского. Это увлечение впоследствии и привело к тому, что Павел Петрович тот самый Орден и возглавил.
В 1763 году императрица подарила сыну Каменный остров. И там была первая собственная резиденция Великого Князя.
Томная атмосфера екатерининского двора способствовала пробуждению в Павле чувственности. Уже в возрасте десяти лет от многих дам он получает любовные записки с надеждой на его расположение. Позднее он обзавёлся и юными любовницами. Но Павел слишком романтичен и все отношения имели лишь платонический характер. Хотя бывали и исключения. Например, первой любовью его называют фрейлину Веру Чоглокову.
Но Павел ждал совершеннолетия в надежде на то, что мать отдаст ему престол. А Екатерина мечтала о внуке, которого воспитает «как надо», чтобы передать власть ему. Для этого Павла нужно было сочетать законным браком с правильной девушкой.
И начали Великому Князю Павлу Петровичу искать жену. Ну а об этом читайте в следующей статье "Честолюбивая принцесса, разбившая сердце "русскому Дон Кихоту".