Найти в Дзене

Честолюбивая принцесса, разбившая сердце "русскому Дон Кихоту".

«Как я женюсь, то жену свою очень любить стану и ревнив буду. Рог мне иметь крайне не хочется». Так в одной из бесед со своим воспитателем Семеном Порошиным о супружестве выразился наследник престола всероссийского Павел Петрович. Но это все мечты об идеальном мире. Какова же была супружеская жизнь Павла и как искали ему жену? Женить Павла решила больше его мать, чем он сам. Екатерина Великая, желая продлить свое царствование, решила отвлечь истинного наследника Престола Всероссийского от желания восшествия на престол скорой свадьбой. По мнению Императрицы, Павел никак не подходил на роль правителя (корни этого ее суждения надо искать в детстве Великого князя, о чем можно прочитать в статье "Детство и воспитание будущего Императора-Рыцаря"). Но для свадьбы нужна была правильная невеста, которую нужно было найти. Это поручено было сделать барону Ахацу Фердинанду Ассенбургу, которому Екатерина II доверяла. Императрица отправила дипломата в Европу с тайной «миссией». Барон же, встретив
«Как я женюсь, то жену свою очень любить стану и ревнив буду. Рог мне иметь крайне не хочется».

Так в одной из бесед со своим воспитателем Семеном Порошиным о супружестве выразился наследник престола всероссийского Павел Петрович. Но это все мечты об идеальном мире. Какова же была супружеская жизнь Павла и как искали ему жену?

Неизвестный художник, Портрет великого князя Павла Петровича, Государственный Русский Музей
Неизвестный художник, Портрет великого князя Павла Петровича, Государственный Русский Музей

Женить Павла решила больше его мать, чем он сам. Екатерина Великая, желая продлить свое царствование, решила отвлечь истинного наследника Престола Всероссийского от желания восшествия на престол скорой свадьбой. По мнению Императрицы, Павел никак не подходил на роль правителя (корни этого ее суждения надо искать в детстве Великого князя, о чем можно прочитать в статье "Детство и воспитание будущего Императора-Рыцаря").

Но для свадьбы нужна была правильная невеста, которую нужно было найти.

Торелли С., Портрет императрицы Екатерины II
Торелли С., Портрет императрицы Екатерины II

Это поручено было сделать барону Ахацу Фердинанду Ассенбургу, которому Екатерина II доверяла. Императрица отправила дипломата в Европу с тайной «миссией». Барон же, встретившись с королем Пруссии Фридрихом II, видимо, ему о цели своей поездки поведал. Монарх не просто заинтересовался будущим браком, но, будучи прежде всего великим интриганом, усмотрел в женитьбе наследника престола Российской Империи свой политический интерес. Было бы великолепно в высшие придворные круги России внедрить "своего человека" под видом супруги наследника Престола. Именно Фридрих убедил выбрать одну из дочерей ландграфа, чтобы через племянника оказаться в дальнем родстве с династией Романовых.

Лисиевский К.Ф.Р.. Портрет Фридриха II Великого, Национальная галерея, Берлин.
Лисиевский К.Ф.Р.. Портрет Фридриха II Великого, Национальная галерея, Берлин.

Итак, Ахац Фердинанд пишет Екатерине, что для Павла Петровича прекрасную партию может составить одна из трех принцесс дома Гессен-Дармштадтского.

«Средняя, Вильгельмина – девушка привлекательная, довольно образованная и воспитанная. Ну просто совершенство природы».

Как полагалось в таких случаях, в Россию отправились портреты сестер.

Вот, что сама Императрица писала в отношении Вильгельмины:

«Портрет выгодно располагает в ее пользу. И надобно быть очень взыскательным, чтобы найти в ее лице какой-нибудь недостаток».

Неизвестный художник, Портрет принцессы Вильгельмины Гессен-Дармштадтской, ГМЗ "Павловск"
Неизвестный художник, Портрет принцессы Вильгельмины Гессен-Дармштадтской, ГМЗ "Павловск"

Так как наследнику императорского трона разъезжать по городам не пристало, за невестой отправился граф Андрей Разумовский. Самый близкий друг царевича, обаятельный красавец, он был практическим единственным человеком, к которому Павел питал слепое доверие. И, как выяснилось, зря.

Рослин А., Портрет графа Андрея Кирилловича Разумовского
Рослин А., Портрет графа Андрея Кирилловича Разумовского

Три принцессы Гессенские прибывают в Санкт-Петербург. Увидев Вильгельмину, жених влюбился в нее без памяти! Стройная блондинка с выразительными голубыми глазами и нежной улыбкой на свежих губках, производила впечатление настоящей красавицы.

В своем дневнике Павел Петрович записал:

«Мой выбор почти уже остановился на принцессе Вильгемине, которая мне больше всех нравится, и всю ночь я видел ее во сне».

Принцесса Вильгемина Гессен-Дармштадская приняла православие и по крещению получила новое имя – Наталья Алексеевна. Она и ее родственники вытянули счастливый билет – их семья относилась к обедневшим аристократам, у дочерей даже не было приданного.

Рослин А., Портрет великой княгини Наталии Алексеевны, Государственный Эрмитаж
Рослин А., Портрет великой княгини Наталии Алексеевны, Государственный Эрмитаж

Рядом с Натальей Алексеевной, которая по натуре оказалась довольно живой, нелюдимый и замкнутый Павел прямо-таки ожил. Что нечасто бывает в императорских семьях, он женился по любви, да еще и мать, Императрица Екатерина II его выбор одобрила.

«Мой сын с первой же минуты полюбил принцессу Вильгельмину, я дала ему три дня сроку, чтобы посмотреть, не колеблется ли он, и так как эта принцесса во всех отношениях превосходит своих сестёр… старшая очень кроткая; младшая, кажется, очень умная; в средней все нами желаемые качества: личико у неё прелестное, черты правильные, она ласкова, умна; я ею очень довольна, и сын мой влюблён…»

Что же до самой супруги, то тут сказать сложно. Можно точно заметить, что выбора у невесты не было. Павел, хоть и был натурой романтичной, и умен, и галантен, но, по воспоминаниям современников, красотой, к сожалению, не блистал: неправильные черты лица, маленький нос пуговкой и низкий рост.

Рослин А., Портрет великого князя Павла Петровича, Государственный Эрмитаж
Рослин А., Портрет великого князя Павла Петровича, Государственный Эрмитаж

Оказалось, что новоиспеченная Великая Княгиня была честолюбива и склонна к интригам (о чем, кстати, еще в момент заочного знакомства упоминал Ахац Фердинанд Ассенбург). Но Екатерина, видимо, посчитавшая, что и сама в молодости была такой же, на этом внимание не заострила. А зря! Дело в том, что Наталья Алексеевна желала царствовать. К сожалению, Павла она не любила, но, смотря на пример Екатерины, понимала, что ей стоит лишь обвенчаться с Павлом, родить наследника, а там уж до Престола недалеко.

Бракосочетание Павла Петровича с Натальей Алексеевной состоялось 29 сентября 1773 года.

Неизвестный художник, Портрет великой княгини Натальи Алексеевны, первой жены великого князя Павла Петровича, Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник, Портрет великой княгини Натальи Алексеевны, первой жены великого князя Павла Петровича, Государственный Эрмитаж

Павел был настолько ослеплен любовью, что даже не замечал того, что он вызывал у принцессы отвращение. Что же до супруги, то она нашла себе фаворита - графа Андрея Разумовского, который еще незамужней сопровождал ее из Дармштадта. Они даже вели любовную переписку.

Интересно, что претендовавшая на русский трон княгиня не хотела заниматься русским языком, называя его «непонятным, тяжелым». Она не стеснялась в высказываниях о либеральных идеях, а вскоре и вовсе возглавила «молодой двор», где плелись политические интриги против императрицы. И она была настолько xитрa и извoрoтливa, чтo в этих делах перещеголяла даже собственную свекровь.

Колло М. А., Великая княгиня Наталья Алексеевна, Государственный Русский Музей
Колло М. А., Великая княгиня Наталья Алексеевна, Государственный Русский Музей

Но вскоре до Екатерины дошли слухи, что Наталья Алексеевна подталкивает супруга к тому, чтобы тот забрал себе то, что ему причитается по праву – Престол Всероссийский. Невестка не только критично высказывалась о политике Екатерины и о ее методах управления страной, но и старалась рассорить окончательно мужа и свекровь. И у нее это получилось. Павел стал ненавидеть мать и тех, кто был подле нее.

А вот с детьми у супружеской четы не складывалось: прошло уже два года, а долгожданного наследника у молодоженов все не было. Павел Петрович, пребывая в любовной эйфории, забросил обучение и всюду следовал за обожаемой княгиней. Екатерине все меньше нравилась собственная невестка.

И тут приходит известие: Наталья Алексеевна беременна, вскоре у ее сына появится наследник. Но Великая Княгиня умерла в родах, ребенок погиб в утробе матери.

Рослин А., Портрет великой княгини Наталии Алексеевны, Государственный Эрмитаж
Рослин А., Портрет великой княгини Наталии Алексеевны, Государственный Эрмитаж

Неизвестно, что случилось, но при дворе говорили, что Наталья Алексеевна и граф Разумовский не только вступили в порочную связь, но и готовили государственный переворот. Екатерина Великая, узнав об этом, дала своему фавориту, Григорию Потемкину, задание: избавиться и от матери, и от ребенка. Но так ли это было, мы уже не узнаем.

В рoдильнoй гoрячкe, кoтoрaя длилacь 5 cутoк, Нaтaлья Aлeкceeвнa прoклялa мужa и вcex Рoмaнoвыx. Это называли «гессенское проклятье», которое преследовало русских царей до Революции. Позже поговаривали, что именно из-за предсмертного проклятья и сам Павел I был убит в собственном кабинете заговорщиками. Затем его внук, Александр II, решивший жениться на гессенской принцессе, был убит народовольцами (об этом можно прочитать в статье Трагическое место для прекрасного храма Спаса на Крови). Последний император Николай II, также решивший связать себя узами брака с гессенской принцессой, умер насильственной смертью.

Павел Петрович, узнав о смерти любимой супруги, чуть не лишился рассудка. Состояние сына беспокоило Екатерину хотя бы потому, что он был ее единственным наследником.

И тут Екатерина решает эту проблему кардинально: она показала сыну найденную в покоях Великой княгини любовную переписку покойной Натальи Алексеевны с его другом Андреем Разумовским. Из этой переписки можно было сделать вывод о возможном отцовстве графа. Предательство самого близкого друга потрясло Павла не меньше, чем гибель обожаемой супруги. Его сердце было разбито, а скорбь прошла довольно быстро. На похороны Натальи Алексеевны Павел Петрович не явился.

Но Российскому Престолу нужен был наследник. И Екатерина поспешила найти сыну новую невесту, о которой вы можете прочитать в статье "Талантливая княжна, осчастливившая Русского Гамлета".