Найти тему

Модница на Престоле Всероссийском. Почему у Елизаветы Петровны было так много платьев?

Елизавета Петровна, по воспоминаниям современников, была одной из прекраснейших женщин своего времени.

По описанию современников, дочь первого Императора Всероссийского была по-европейски хороша собой: рост ее составлял 180 см, она имела слегка рыжеватые волосы, выразительные серо-голубые глаза, правильной формы рот и здоровые зубы.

Испанский посланник герцог де Лирна в 1728 году писал о цесаревне:

"Принцесса Елизавета такая красавица, каких я редко видел. У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха. Она не лишена ума, грациозна и очень кокетлива".

Елизавета знала, насколько она хороша собой. Но ее красоте завидовала двоюродная сестра Анна Иоанновна, которая правила Империей чуть более 10 лет. С этим связана и одна очень неприятная история.

Неизвестный художник, Портрет Анны Иоанновны, Государственный Русский Музей
Неизвестный художник, Портрет Анны Иоанновны, Государственный Русский Музей

При правлении кузины Елизавету нечасто приглашали на светские мероприятия. Но однажды девушка получила приглашение от известной красавицы высокого света Натальи Федоровны Лопухиной.

Наталья Федоровна Лопухина
Источник: journal-history.ru
Наталья Федоровна Лопухина Источник: journal-history.ru

Лопухина подговорила личную прислугу Елизаветы не только узнать, в каком платье та прибудет на прием, но и достать ткань, из которой оно сделано. Но зачем? Когда Елизавета прибыла на бал к Наталье Лопухиной, то увидела, что все стены в бальных залах обтянуты такой же тканью, из которой было сшито ее бальное платье. Дело в том, что хозяйку подговорила ее лучшая подруга, Императрица Анна Иоанновна. Им тогда показалось это забавной шуткой, а для Елизаветы тот день стал настоящим позором. Кстати, во время царствования Елизаветы Наталья Лопухина была обвинена в государственной измене, лишена языка и сослана в Сибирь. Но после того памятного и позорного дня Елизавета, как считается, решила больше никогда дважды одно и то же платье не надевать.

Преннер Г.К., Портрет императрицы Елизаветы Петровны, Государственный Эрмитаж
Преннер Г.К., Портрет императрицы Елизаветы Петровны, Государственный Эрмитаж

Когда купцы прибывали с заморскими тканями, кружевом, лентами (конечно, лучшего качества, так сказать, премиум-класса) первым делом должны были их показать Императрице. Елизавета сама выбирала самые лучшие (остальные можно было уже продавать кому угодно), из которых и шились платья невероятной красоты. Но зачем? Таким образом она сама могла проконтролировать, чтобы никто не повторил ее образ. Кстати, существовали даже специальные указы, в которых говорилось даже о том, какие стоит делать прически на бал. Но это уже другая история.

Токке Л., Портрет императрицы Елизаветы Петровны, Государственный Эрмитаж
Токке Л., Портрет императрицы Елизаветы Петровны, Государственный Эрмитаж

Вернёмся к платьям. Они тогда были объемные, с фижмами. К корсетам пристегивалось колоколообразное сооружение из китового уса или прутьев на которое натягивалась нижняя юбка, а затем уже надевалось само платье. Платье, украшенное драгоценностями, было достаточно тяжелым и неудобным. Конечно материи, кружев и дорогой отделки на такое «одноразовое» платье уходило немало. Как минимум 40 метров ткани уходило на наряд, который весил около 20 кг!

Считается, что Елизавета Петровна никогда не носила одно и то же платье дважды. Безусловно, она могла себе позволить менять наряды по несколько раз в день. Что уж говорить о балах. Бывало и так, что за один только бал Императрица меняла ПЯТЬ (!) платьев.

Неизвестный художник, Портрет Елизаветы Петровны, Государственный Русский Музей
Неизвестный художник, Портрет Елизаветы Петровны, Государственный Русский Музей

На выбор оных, кстати, тратилось довольно много времени. Императрица предпочитала светлую парчовую ткань, голубой и серебристый атлас. И неудивительно, ведь, именно так она наилучшим образом могла подчеркнуть свою светлую фарфоровую кожу и голубые глаза.

После того, как платье было уже ношено, Елизавета могла подарить его фрейлине, или какой-то девушке при дворе, многие свои дорогие наряды она передавала в церкви и монастыри. 4 000 платьев сгорело у неё во время пожара 1753 года в Москве.

И после всех этих раздаренных и потерянных в пожаре платьев в гардеробной скончавшейся 25 декабря 1761 года императрицы Елизаветы Петровны обнаружилось 15 000 платьев. Ну еще тысячи пар туфель и несколько сундуков с чулками.

Невозможно даже представить, сколько же за 20 лет царствования Елизавета Петровна потратила времени на выбор и обсуждение фасонов, на многочисленные примерки, не говоря уже о материи, кружевах, аксессуарах.

Больше чем полвека ее гардероб использовался в различных придворных спектаклях, маскарадах, балетах. Ленты и ткани также пошли на то, чтобы украсить храмы и церковные одежды.

Одно из платьев Елизаветы Петровны
Источник: emilia-spanish.ru
Одно из платьев Елизаветы Петровны Источник: emilia-spanish.ru

Вот итак Императрица-модница, которая затмевала своей красотой и нарядами всех , оставила еще на долгое время память о себе и о своих блистательных балах. А вы бы хотели на них побывать?