Найти тему

Полк Маргелова"...этот лыжный полк должен был пройти и действовать в тылу..."

В газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 19.01.2016. Сергей Глезеров в статье «Забытый бой майора Маргелова» определяет событие конца ноября 1941 года как Шлиссельбургский десант морских пехотинцев.

1-й особый отдельный лыжный полк моряков, в составе действующей армии: 01.11.1941 — 31.01.1942 гг. Слов «десантники» и «морские пехотинцы» в названии подразделения нет. Есть - лыжный полк моряков. Задача полка:

Полк Маргелова должен был действовать в направлении Мыс Сосновец - 1 городок.

-2
-3
Ось движения лыжного полка.
Ось движения лыжного полка.
-5
-6

Командованием Ленинградского фронта:

«…Причем этот лыжный полк должен был пройти и действовать в тылу 8-й армии на левом берегу Невы». (В документе опечатка - 18 армии).

По плану операции предусматривалась внезапная ночная атака со льда Ладожского озера на рабочие посёлки №1,2,3 - частей 80-й дивизии, а после атаки пехотных полков, лыжный полк должен был своими действиями в тылу противника отвлекать немецкие силы от атак с «Невского пяточка». Откуда шло основное наступление по прорыву блокады Ленинграда.

Лыжные подразделения формировались под задачи рейдов в глубокие тыла врага, а не для десантных операций зимой. Среди многих задач основными были разведка, диверсионная деятельность и дезорганизация тыла противника, преследование противника. В лыжные подразделения предпочтительно брали молодых, крепких, физически и морально выносливых солдат (матросов). Маргелов Василий Филиппович, майор, 21.11.1941 - 31.01.1942 г. Единственный командир полка. Назначен, с должности командира - 3 стрелковый полка 1 гвардейской Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения, после переформирования 80 сд. После ранения вернулся командиром 218 стрелкового полка 80 сд.

Характеристика немецкого командования, после боя за деревню Липка. «Ударной силой противника являлся добровольческий полк, сформированный из кадровых бойцов, большей частью матросов. Полк был сформирован в Кронштадте из разных частей, в том числе зенитной артиллерии. Принимая во внимание большое число кадровых бойцов, полк может считаться элитной частью. Он был отлично вооружён и снабжён. Почти каждый второй человек имел пистолет-пулемёт, а остальные – автоматические винтовки. Все военнослужащие имели отличную выправку и производили превосходное впечатление. Противник был одет в белые накидки и брюки, все тёмные части оружия и техники были выкрашены в белый цвет. Это хорошо маскировало русских при атаке. Личный состав – превосходные солдаты, что видно также и по выправке пленных. Полк до конца стойко сражался, несмотря на большие потери».

Сегодня, нет рассекреченных документов, ответить на вопрос – почему Маргелов Василий Филиппович отдал приказ на штурм? Гадать не будем. Полк в результате героически сражался, но без содействия 80 сд. практически полностью погиб. Наверно, это и стало причиной его расформирования. Он формировался зимой из личного состава не занятых службой на кораблях.

Запись переговоров по прямому проводу Верховного Главнокомандующего с командованием Ленинградского фронта. 1 декабря 1941 г.

«…а это время мы создали два лыжных полка и два отдельных лыжных батальона и формируем третий лыжный полк. У нас была задумана очень интересная и способная дать быстрое решение операция по льду с Ладожского озера 80-й дивизией с лыжным полком. Причем этот лыжный полк должен был пройти и действовать в тылу 8-й армии на левом берегу Невы. Эта операция [была сорвана] благодаря трусливо-предательскому поведению командования 80-й дивизии. Командир дивизии Фролов за три часа до начала операции отказался от ее проведеия. Операция была перенесена на следующий день и проделана, но внезапность была нарушена. Мы направляем вам представление с просьбой разрешить командира 80-й дивизии Фролова и комиссара дивизии Иванова судить и расстрелять. Военному совету фронта приходится вести войну с трусами и паникерами, которых оказывается больше всего среди высшего командного состава. Проводим широкое выдвижение молодых кадров, желающих драться.

-7

СТАЛИН, МОЛОТОВ. 1. Фролова и Иванова обязательно расстреляйте и объявите об этом в печати».

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

1941 года декабря 2 дня, Военный Трибунал Ленинградского фронта, в закрытом судебном заседании, в расположении Военного Трибунала, в составе:

Председательствующего Диввоенюриста ИСАЕНКОВА

Членов: Военного юриста 1 ранга ТОКАНАЕВА

Военного юриста 2 ранга КОРОТАЕВА

При секретаре Военном юристе 3 ранга ВАСИЛЬЕВЕ,

Рассмотрел дело № 0442 по обвинению бывшего командира 80 стрелковой дивизии полковника ФРОЛОВА Ивана Михайловича, 1895 г. рождения, происходящего из граждан деревни Острый Клин, Черепецкого района Тульской области, по социальному положению рабочего, русского, с низшим образованием, женатого, исключенного из членов ВКП(б) в связи с арестом по данному делу, ранее не судимого, в Красной Армии с 1918 г. добровольно, и бывшего комиссара той же дивизии полкового комиссара ИВАНОВА Константина Дмитриевича, 1901 г. рождения, происходящего из граждан гор. Иваново, русского, по социальному положению рабочего, женатого, с высшим образованием, исключенного из членов ВКП(б) в связи с арестом по данному делу, ранее не судимого, в Красной Армии с 1918 г. добровольно обоих в преступлении, предусмотренном ст. 193–17 п. «б» УК

УСТАНОВИЛ:

Фролов, 21 ноября с. г., доложив Командующему Ленинградским фронтом о готовности вверенной ему дивизии к выполнению боевой задачи, получил от него устный приказ о прорыве блокады противника на одном из участков фронта, о чем 22 ноября с. г., по возвращении в дивизию, информировал комиссара дивизии Иванова. На деле, Фролов и Иванов к выполнению боевого приказа Командования фронта отнеслись пораженчески, проявили трусость и преступное бездействие, причем Фролов двум представителям фронта заявил за 3 часа до начала операции, что он не верит в успешный исход операции (выделенный текст дописан Ждановым).

В результате этого ответственная операция на одном из важных участков Ленинградского фронта была сорвана.

Таким образом, в трудный и ответственный момент для Ленинграда и Ленинградского фронта, когда командиры и политработники фронта, не щадя своей жизни мужественно и честно выполняют боевую задачу по прорыву вражеской блокады вокруг Ленинграда, Фролов и Иванов нарушили воинскую присягу, обесчестили высокое звание воина Красной Армии и своим трусливыми пораженческими действиями нанесли серьезный ущерб войскам Ленинградского фронта.

Вышеизложенными действиями Фролов и Иванов совершили преступление, предусмотренное ст. 193–17 п. «б» УК.

Руководствуясь ст.ст. 319 и 320 УПК, Военный Трибунал

ПРИГОВОРИЛ:

Фролова Ивана Михайловича и Иванова Константина Дмитриевича, в соответствии со ст. 23 Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА, лишить военного звания

Фролова — «полковника» и

Иванова — «полкового комиссара».

На основании ст.193–17 п. «б» УК — Фролова Ивана Михайловича и Иванова Константина Дмитриевича подвергнуть высшей мере наказания — РАССТРЕЛЯТЬ.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Подлинный за надлежащими подписями».

80 сд.
80 сд.

В 1957 году Военная коллегия Верховного суда СССР. Приговор военного трибунала Ленинградского фронта от 2 декабря 1941 года в отношении Фролова Ивана Михайловича и Иванова Константина Дмитриевича отменить и дело их прекратить за отсутствием состава преступления.