Происшествия с подводными лодками в военное время не редко обусловлены боевым контактом или средствами вооруженной борьбы противника. И здесь главное правильно идентифицировать причину.
Вообще, в военно-морской истории ошибки не редкость, и дело не только в недобросовестности исследователей или экспертов. Часто обстоятельства складываются так, что могут привести к неверным выводам. Так, в ряде отечественных книг и публикаций советской поры можно встретить утверждение, что 14 декабря 1944 года в Финском заливе в районе острова Утё подводная лодка Балтийского флота "Лембит" (тип "Калев") по командованием капитана 3 ранга Матиясевича таранила и потопила немецкую подводную лодку U-479.
Столкновение было неожиданным (а когда его ожидают, впрочем). Советская подводная лодка следовала днем западнее западнее острова Утё ( точка с координатами 59°43'0 с.щ./21°19'6 в.д.) в подводном положении. В этот момент «Лембит» ударился о подводный предмет, удар получился скользящий. Подводную лодку подбросило на 4 м, затем она сползла с неизвестного объекта. Немедленно всплыв, субмарина обнаружила на поверхности воды пятно соляра и деревянный решетчатый люк, и его обломки. У самой подводной лодки повреждения ограничились вмятиной на крышке торпедного аппарата правого борта.
Первоначально командир «Лембита» посчитал, что таранил советскую подводную лодку, но после того, как выяснилось, что в данном районе их не было - инцидент был исчерпан. Но появилась другая версия - в некоторых источниках жертвой подводного столкновения «Лембита» называли германскую подводную лодку «U-479», пропавшую без вести в Финском заливе в период после 15 ноября 1944 года.
Да, действительно немецкая подводная лодка U-479 (тип VII С серии), под командованием старшего лейтенанта Зонса, вышла в море 27 октября 1944 года на позицию в районе острова Осмуссар. Последний раз U-479 выходила на связь 15 ноября 1944 года, то есть через две с половиной недели как вышла в поход, но за месяц до "возможного столкновения" с советской подводной лодкой. Больше сведений о немецкой субмарине не поступало, а срок ее автономности истекал 12 декабря (за трое суток до столкновения).
Поэтому не удивительно, что уже 12 декабря 1944 года немцы объявили ее погибшей. В связи с этим, наиболее вероятной причиной гибели немецкой субмарины считается подрыв на мине советского (Передовая минная позиция) или германского минного заграждения в устье Финского залива после выхода на связь 15 ноября или в течение нескольких следующих дней. Не исключена и авария на немецкой субмарине, но как жертва таранного удара "Лембит" она не подходит.
Что касается самого происшествия с "Лембитом", то скорее всего, лодка столкнулась с каким-то затонувшим ил затопленным судном, которых на дне Балтийского моря не мало.
Кстати, на следующий день, 15 декабря 1944 года подводная лодка "Лембит" прибыла в Турку, откуда на следующий день перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт.
По некоторым данным немецкая подводная лодка обнаружена летом 2013 (2014?) года в точке с координатами 59°20'N и 23°10'E.
Для справки: Немецкая подлодка U-479 (типа VIIC) - 1941 гоад постройки, водоизмещение - 871 т, скорость хода - 17.7уз/7.6уз, дальность плавания - 8500 миль, глубина погружения - 250 м, экипаж -56 чел, вооружение - 1 - 88мм, 1 - 37мм 2 - 20мм, 4+1ТА - 533мм (14 торпед или 26 мин ТМА))
Корпус лодки обнаружен эстонскими водолазами в 2013 (2014?) году на глубине 95 метров. Наблюдаются повреждения от сильного взрыва в районе миделя (середины корабля).
Источники: Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - СПб.: Аст.- 2006. - 877 с.; материалы интернета.