Найти тему

Будни и праздники в деревне (ч.3)

Оглавление
Савиновская молодежь
Савиновская молодежь

Уборка зерновых

Я вспоминаю, как на полях возле деревни колосилась рожь и как женщины серпами убирали ее в снопы. В колхозе была молотилка (комбайн), которая работала, кажется, на керосине. Снопы проходили по транспортеру через жернова, зерно падало на землю, а солома шла дальше. Солому складывали в скирды, а зерно собирали и просеивали.

Помню, мужики поймали большую крысу. Решили пошутить, облили крысу керосином, подожгли и выпустили. Крыса в ужасе с писком забежала в скирду. Солома загорелась, а рядом находилась молотилка. Тут уже было не до шуток. Весь народ бросился тушить пожар, это удалось, но с большим трудом. Было очень сухо.

Еще ранее рожь обрабатывали в овинах. Там снопы колотили цепами. В овине было жарко, как в бане. Зимой снаряжали санный обоз на нескольких лошадях с зерном и другими сельхозпродуктами, везли в Пряжу и там сбывали. Мы ждали возвращения обоза, так как обратно он обычно вёз что-то вкусненькое.

О религии и праздниках

В то время в СССР велась политика отрицания Бога. На всех уровнях говорили, что Бога нет. Особенно в это верила молодежь. Взрослые молились, но старались, чтобы не видели посторонние. Мама вечерами и утрами молилась, делая поклоны перед иконой. Молитвы продолжались в пределах 5-10 минут. На большее у нее просто не хватало времени. Наверное, мама просила у Бога для нас здоровья и защиты от нежелательных напастей. Видимо, Бог слышал ее, потому что мы достойно пережили трудные времена.

В то время широко праздновали день Великой Октябрьской Революции, День Победы, Новый год и 23 февраля. 8 марта и дни рождения отмечались редко, а дни рождения детей вообще не отмечались, хорошо, если вспоминали об этом. О том, что детям можно дарить подарки, мы не знали, и нам никогда ничего не дарили. Покупали по мере необходимости и возможности разное.

Из религиозных праздников запомнились Вербное Воскресенье и Пасха. Вербное – это ивовые букеты везде в домах. Пасха - в домах накануне праздника наводили марафет, пекли разные вкусности.

Для нас основным развлечением были качели. Они снаряжались везде в домах, на улице, сараях. Главные качели были в сарае (на сеновале) у Тимофеевых, где собиралась ребятня деревни. Там были большие качели, на которые влезало несколько человек. Качели канатами крепились наверху к толстой балке, а посередине крепилась большая широкая доска, на которую садились несколько ребятишек, а двое стояли на концах доски и раскачивали качели.

В промежутках нас приглашали к себе и угощали калитками и пирожками дед Филипп и баба Паша Тимофеевы, они жили в комнатке, пристроенной к сеновалу.

В этот день люди ходили друг к другу в гости. На улице были качели и для взрослых. Самые смелые крутили на них вокруг оси.

Про Святки.

В эти дни по домам ходили ряженые, одетые в разные одежды. Чаще верхнюю одежду разворачивали наизнанку. Ряженых угощали чем бог послал.

Детвора, то есть мы, придумали такую шутку. Катушечную обычную нитку привязывали к металлическому кольцу на дверях соседей. Когда те тушили свет, ложились спать, мы дергали за нитку - кольцо стучало о дверь. Зажигался свет, хозяева выходили посмотреть, кто там стучит. Не найдя никого за дверями, ложились снова спать. Через некоторое время мы повторяли стук. И так стучали, пока жильцы не догадывались про нитку.

Взрослые в святочные дни разгадывали свою судьбу по разным приметам.

Как отдыхали

Часто вечерами у нас дома на посиделки собирались деревенские женщины. Каждая чем-то занималась: вязали носки, рукавицы, свитера и т.п. Отец вязал рыболовные сети. При этом он исправно курил в комнате папиросы, а иногда самокрутки (махорку, завернутую в прямоугольный кусок газеты). Не знаю, как женщины могли этим воздухом дышать, но никто не жаловался, а мы пригибались ближе к полу, где дыма не было.

Женщины между делом вели разговоры про прошедшую жизнь. Когда финны напали на Карелию, люди с деревни убежали в лес. Приходилось трудно, еды не хватало, было холодно и голодно. Приходилось даже есть кашу из березовых опилок. Там в лесу умерла сестричка, звали ее Вера. А вообще мама три раза рожала двойню, в живых каждый раз оставался только один. Всего мама родила 12 или 13 детей. В живых из них осталось шестеро. Три мужского и три женского пола.

Дома у нас было радио (репродуктор). Вообще репродукторы были в каждом доме и ставили их бесплатно, чтобы своевременно проводить линию партии и правительства. В Савиново-1 на столбе в центре деревни был установлен радиорупор, из которого целыми днями велись передачи. Слышно было и в нашей деревне.

А как приятно было слышать песни тихими летними вечерами. На озере – штиль… И на душе такое ощущение спокойствия, которое осталось в памяти на всю жизнь.

Единственный радиоприемник был у соседа Федорова Матвея, который жил с двумя сыновьями Мишей и Васей. Иногда мы ходили к ним. Было интересно ловить на волнах разные передачи. Мы удивлялись, что все это исходит из какого-то ящика. Интересен был сам процесс, а не то, о чем говорилось. Квартира Федоровых пахла дымом, все трое мужчин курили, а женщин в семье не было. Полы, потолки и стены были в копоти от дыма и грязи. Говорили, что полы они не мыли, видимо, только подметали.

У нас дома был утюг, который снаряжался углями. Тогда еще не было электрических утюгов, да и электричества тоже. Самовар тоже был на углях, поэтому дома всегда держали запас углей. Когда кто-то приходил к нам, мама грела самовар. Часто на чаепитие заходила соседка тетя Катя. Мама наливала ей одну чашку за другой, а тетя Катя в каждый раз просила налить другую.

Излюбленным занятием зимой было катание на лыжах и санях. Лыжи были самодельные, как и санки. Лыжи смолили, а затем, чтобы лучше катились, смазывали воском от свеч. Было много излюбленных горок для катания. Были и такие, что катишься с одной горки и сразу заезжаешь на другую, лыжи несли чуть ли не доверху.

В другом месте в конце горы подбирали большой камень под трамплин. Прыгали все, замеряя, кто дальше пролетит. Мало кто мог удержаться на ногах после прыжка, иногда при этом ломали лыжи.

Однажды Тимофеев Эрик, когда катился с горы через занесенный снегом сугроб, зацепился лыжей – это оказалась изгородь (забор). Результат был плачевный: перелом ноги и длительное лежание в больнице под растяжкой гирь. В то время набивали много шишек.

Хочется отметить, что у нас в семье между детьми были хорошие отношения, не помню, чтобы между собой серьезно ругались. Кажется, наоборот, поддерживали друг друга. Ребята повзрослее присматривали за младшими.

Да и между деревенскими ребятами не было больших разногласий. Помню единственный раз, когда подрался с Петей Тимофеевым. Петя царапался, а я дубасил его и толкался руками. Царапаться я не мог, так как в то время грыз ногти, нечем было царапаться. Происходило это у большой черемухи возле колодца. Причину драки не помню. Кстати, Петя в свое время получил травму головы, кажется, упал с черемухи. Тогда мы лазили на дерево за ягодами черемухи - вкус ягод чувствую до сих пор.

(Продолжение следует ...)