Найти в Дзене
Живопись

Викторина: пчела, роза и треугольник в старинных голландских натюрмортах

Ян ван Ос, «Натюрморт с цветами, фруктами и домашней птицей», 1774, холст, масло, частная коллекция
Ян ван Ос, «Натюрморт с цветами, фруктами и домашней птицей», 1774, холст, масло, частная коллекция

Натюрморт только кажется застывшим во времени жанром. Консервативным, предсказуемым, читаемым на уровне интуиции. Между тем именно он, этот вечный скромник и пария от мира живописи, является любимым объектом изучения исторической психологии. Именно благодаря ему современной науке удаётся проникать в суть вещей и явлений ушедших эпох.

Да, сегодня натюрморт превратился в нечто среднее между учебным пособием для начинающего рисовальщика и последним прибежищем гиперреалиста. А вот его прародитель, рождённый в мастерских прерафаэлитов, был без дураков аналогом современного искусства дизайна! Прадедушкой маркетинга, если угодно. «Продавал» своей аудитории отсылки и символы, оммажи и целые культурные паттерны под видом простейших сюжетов. Развлекая свою аудиторию эстетичными и занятными композициями, интриговал, намекал, флиртовал, провоцировал, спорил... Действуя на подсознательном уровне, склонял к принятию мнений и совершению выводов.

Однако те времена безвозвратно канули в Лету. И всё изменилось. Перенесите человека эпохи Возрождения в наши дни — он ужаснётся «культу котиков», царящему в соцсетях. С его точки зрения, это будет кощунством и ересью! Ведь кошка — диавольский символ! А какой-нибудь наш современник, любуясь картиной, написанной века эдак четыре назад, ни за что не подумает о дурном, если увидит кота, забравшегося на обеденный стол. Наоборот, умилится: «Видите! В те времена люди тоже любили котеек! Ничего не изменилось!» И ошибётся. Ибо кажущаяся простота натюрмортов коварна для всякого, кто смотрит, не видя, и мыслит, не зная.

Но мы-то с Вами понимаем, сколь многогранны и многослойны бывают натюрморты. Не так ли, дорогой читатель? Мы с Вами прошли не один десяток викторин и понимаем, что к чему. Так давайте же вместе расшифруем живописные послания голландских и не только мастеров прошлых веков, и порадуемся собственной проницательности! Или поймём, что отправляться в прошлое на машине времени нам ещё рановато и попробуем пройти эту викторину ещё разок. 😊

Приятного Вам испытания!

1. Что означала в старинном европейском натюрморте классическая форма треугольника, направленного вверх?

Виллем Калф, «Натюрморт с фарфоровой вазой, серебряно-позолоченным кувшином и бокалами», 1643-1644, холст, масло, 55,56 x 44,45 см, Художественный музей округа Лос-Анджелес
Виллем Калф, «Натюрморт с фарфоровой вазой, серебряно-позолоченным кувшином и бокалами», 1643-1644, холст, масло, 55,56 x 44,45 см, Художественный музей округа Лос-Анджелес

2. Что означала в старинном европейском натюрморте форма перевернутого треугольника?

3. Что символизировали фиалки на старинных европейских натюрмортах?

Арнольдус Блюмерс, «Буйный цветок», холст, масло, частная коллекция
Арнольдус Блюмерс, «Буйный цветок», холст, масло, частная коллекция

4. Что символизировал подсолнух на старинных европейских натюрмортах?

Бернардо Поло, «Натюрморт с вазой для цветов, вазой для фруктов и горшком», 17 век, холст, масло, частная коллекция
Бернардо Поло, «Натюрморт с вазой для цветов, вазой для фруктов и горшком», 17 век, холст, масло, частная коллекция

5. Что символизировала лилия на старинных европейских натюрмортах?

Якоб Маррель, «Ваза с цветами», после 1640, холст, масло, Национальная галерея Праги
Якоб Маррель, «Ваза с цветами», после 1640, холст, масло, Национальная галерея Праги

6. Что символизировала роза с шипами на старинных европейских натюрмортах?

Жан Франсуа ван Даль, «Натюрморт с розой», холст, масло, частная коллекция
Жан Франсуа ван Даль, «Натюрморт с розой», холст, масло, частная коллекция

7. Что символизировал тюльпан в старинных европейских натюрмортах?

Амброзиус Боссарт, «Тюльпаны в вазе Ван-Ли», около 1619, холст, масло, частная коллекция
Амброзиус Боссарт, «Тюльпаны в вазе Ван-Ли», около 1619, холст, масло, частная коллекция

8. Что символизировала пчела на старинных европейских натюрмортах?

Балтазар ван дер Аст, «Этюд с цветами и насекомыми», 1621, холст, масло, 44 × 32 см, частная коллекция
Балтазар ван дер Аст, «Этюд с цветами и насекомыми», 1621, холст, масло, 44 × 32 см, частная коллекция

9. Что символизировала бабочка на старинных европейских натюрмортах?

Виллем ван Алст, «Натюрморт с виноградом, персиком, улиткой и бабочкой», 1665, холст, масло, 33.2×27.8 см, частная коллекция
Виллем ван Алст, «Натюрморт с виноградом, персиком, улиткой и бабочкой», 1665, холст, масло, 33.2×27.8 см, частная коллекция

10. Что символизировала улитка на старинных европейских натюрмортах?

Виллем ван Алст, «Натюрморт с виноградом, персиком, улиткой и бабочкой», 1665, холст, масло, 33.2×27.8 см, частная коллекция
Виллем ван Алст, «Натюрморт с виноградом, персиком, улиткой и бабочкой», 1665, холст, масло, 33.2×27.8 см, частная коллекция

11. Что символизировали морские раковины на старинных европейских натюрмортах?

Бальтазар ван дер Аст, «Натюрморт с морскими раковинами и бабочкой», холст, масло, частная коллекция
Бальтазар ван дер Аст, «Натюрморт с морскими раковинами и бабочкой», холст, масло, частная коллекция

12. Что символизировала мышь на старинных европейских натюрмортах?

Жан-Батист Форненбург, «Натюрморт с тюльпаном, розовой розой, мышью и ящерицей», 17 век, холст, масло, частная коллекция
Жан-Батист Форненбург, «Натюрморт с тюльпаном, розовой розой, мышью и ящерицей», 17 век, холст, масло, частная коллекция

Автор: Лёля Городная