Поистине знаковая картина. Шедевр, предопределивший развитие харлемской школы живописи. Эталон сочетания простой идеи и её изящного воплощения. Подлинный расцвет самостоятельного творчества Питера Класа, равноудалённый от мрачноватой философии «ванитас» и развесёлого многоцветия утрехтских мастеров, столь характерного для поздних работ маэстро.
Техническая сторона картины безупречна. Разве что сама композиция выглядит слегка принуждённой. Но об этом мы поговорим позже. Обязательно.
Вкрадчивый свет, разлитый по всему пространству полотна, позволяет приглушённым тонам формировать мягкие, но отчётливые контрасты. Ненавязчивые цветовые и геометрические доминанты ухитряются расставлять акценты настроений и смыслов сколь точно, столь и деликатно. А обилие символов, намёков и отсылок, которыми усеяно здешнее живописное пространство, не бросается в глаза. Укрытое иллюзией достоверности своих отдельных элементов, оно дожидается урочного часа, чтобы проявиться в Вашем сознании лишь после того, как Вы налюбуетесь внешней красотой этого золотистого царства эклектики...
Первым и самым очевидным из этих символов является (конечно же) черепашка. Но не ей одной художник доверил роль живописной метафоры.
- Свеча, что отражается в зеркале; табакерка и трубка, примостившиеся в левой части полотна;
- музыкальные инструменты, доминирующие в правой;
- часы, помещённые художником аккурат в центр холста;
- и, конечно же, еда и напитки, имеющиеся на столе, —
всё это части большой головоломки. Собранные вместе, они символизируют...
А впрочем, так будет неинтересно! В чём удовольствие от приобщения к старинной загадке великого мастера, если не попытаться решить её самостоятельно? Лучше мы с Вами поступим следующим образом: пока будет длиться наш рассказ о том, зачем Питеру Класу понадобилось добавлять в свою работу черепаху, Вы попробуете суммировать прочитанное выше со сказанным ниже и догадаться о генеральном замысле картины самостоятельно. Если соберёте «живописную головоломку» Питера Класа прежде, чем увидите слово «Итак», обязательно напишите об этом в разделе комментариев. Мы будем Вам благодарны! 😊👏👍
Собственно, черепаха... С чем ассоциируется у Вас это забавное животное? Медлительность? Долголетие? Защищённость?
Увы, мышление человека 21-го столетия не всегда подходит для дешифровки символов, бытовавших в северной Европе образца XVII века от Рождества Христова. Придётся идти путём сравнения и сопоставления.
Опустим скучную хронологию поисков. И сразу перейдём к странной закономерности: в XVI-XVII веках черепашка действительно частенько встречается на картинах европейских мастеров. На тех из них, что посвящены либо теме оружия и доспехов, либо... теме плотского влечения или нежной чувственности. Странно, не правда ли?
С точки зрения современного человека, в этом нет совершенно никакой логики. Черепаший панцирь — аналог кольчужного, здесь всё просто. Но почему бы художникам не избрать символом страсти искусителя-змея, например? Почему не позаимствовать у античных классиков образ любвеобильного быка — Зевса? И чем плохи (пардон) те же кролики? Зачем ассоциировать с искушением медлительное, не самое симпатичное и в целом довольно неуклюжее существо? А уж как «пристыковать» черепаху к теме Венеры, нежно обнимающей Амура? Что за метакомментарий она даёт к этому мифологическому сюжету?!
Впрочем, минуточку... А что общего у удара булавой по рыцарской броне, поцелуя любимого человека и материнских объятий? От первого — больно, от второго — приятно, от третьих — спокойно на сердце? Но и то, и другое, и третье — суть тактильные ощущения! Эврика! 😁
Выходит, черепаха не имеет отношения к эмоциям или сюжетам! Она просто-напросто символ осязания! С этого момента расшифровка красивой загадки мастера Класа становится делом формальной логики.
Итак: черепаха — это осязание. Трубка с табакеркой — обоняние. Пища и напитки — вкус. Зеркало — зрение. А музыкальные инструменты, присутствующие на полотне, — это, как Вы уже верно догадались, дорогой читатель, аллегория слуха. Все пять чувств налицо. Но это ещё не всё.
Помните, в начале статьи мы обещали вернуться к странной принуждённости композиции рассматриваемой картины? Так вот: обратите внимание, уважаемый читатель, в каком хрупком равновесии находятся многие элементы натюрморта. Черепашка способна в любой момент совершить неловкое движение и разбить стеклянные сосуды. Музыкальные инструменты небрежно прислонены к стене. Зеркало установлено под углом, а крышка табакерки закрыта неплотно. Что это, если не символы хрупкости и недолговечности человеческих чувств? И не о том ли говорят нам с Вами часы, находящиеся в центре композиции? Очень красивая работа. И очень яркое высказывание. Вы согласны, дорогой читатель?
«Натюрморт с музыкальными инструментами» — поистине знаковая картина. Питер Клас был блистательным мастером натюрморта, сумевшим объединить свет, цвет и пространство в единую симфонию жанра «тихой жизни». Создать уникальный стиль, одинаково убедительный в своей предметной достоверности и наглядной символичности. В работе над этим полотном все самые лучшие черты его личного творческого почерка проявились как нельзя лучше. История искусства помнит и более эффектные, и более философские картины Класа. Но нигде свет и смысл, контраст и контекст, мыслеобраз и метасимвол не сходились под его кистью наиболее органично.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписывайтесь на канал. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель.