Когда джентльмен не может выиграть, он меняет правила игры. Особенно когда эта игра стоит свеч.
Когда картина Жан-Батиста-Симеона Шардена «ушла с молотка» за рекордные (для работ этого художника) двадцать четыре с половиной миллиона евро, у хозяев Лувра сдали нервы. Ещё бы: арт-дилер из Соединённых Штатов увёл у них из-под носа единственный в своём роде натюрморт Шардена. Никогда прежде ни за одну работу французских живописцев XVIII века не давали подобной цены. И вдруг — такое!
Но французы (внезапно) не сдались. И нажаловались на рано обрадовавшегося американца правительству Республики. А то, недолго думая, объявило «Корзину дикой клубники» национальным достоянием Франции. Отменив таким образом еë отправку за океан.
Рано обрадовавшийся американец также не стал особенно скромничать. И, что называется, «сбросил маску». Не знаем, удивились ли работники Лувра, когда узнали, что за спиной формального покупателя картины, господина Адама Уильямса, стоял мистер Эрик Ли. Лично мы — ни капли.
Дело в том, что мистер Ли — не кто иной, как директор Художественного музея Кимбелла, благорасположенного в штате Техас. Музея, с самого момента открытия специализирующегося на картинах французских мастеров. Которые его основоположники — супруги Кимбелл — начали выкупать оптом и в розницу ещё в далёком 1931 году.
Пока музей Лувр искал защиты в Елисейском дворце и вёл переговоры о спонсорской поддержке со стороны корпорации Total (четвёртой в мире по объёмам нефтедобычи), американцы открыто заявили о том, что временная победа французской стороны их не сильно взволновала. Финансовые возможности хозяев музея Кимбелла таковы, что позволяют делать коллегам по всему миру предложения, от которых попросту нереально отказаться. И получить во временное пользование чуть ли не любые приглянувшиеся картины. Притом — на весьма долгий срок. Фактически техасский музей может позволить себе арендовать «Корзину... » Шардена столько, сколько захочет. Мистер Ли даже выразил удовлетворение тем, что именно Лувр претендует на статус владельца этого шедевра. Ведь с крупным «игроком» от мира живописи, вечно нуждающимся в долгосрочной спонсорской поддержке, всегда проще, быстрее и безопаснее договариваться. Официальный статус нацдостояния Пятой Республики не помешает американцам диктовать свои правила.
А картина и вправду хороша. Весьма нетипична для творчества «жанриста» Шардена и позволяет взглянуть на него с иной точки зрения. Кстати говоря, на канале есть статья о творчестве этого выдающегося живописца. А сейчас давайте вместе полюбуемся теми его полотнами, что находятся в коллекции Лувра. Приятного просмотра, дорогие читатели.
здесь⏩ Художник Жан Батист Шарден: жизнь обывателей
Автор: Лёля Городная