«Столица С» продолжает совместный проект с республиканским Управлением ГИБДД. Денис Тюркини Данила Назаров (фото) провели 12-часовую смену с инспекторами отдельного специализированного батальона (ОСБ), патрулирующими городские улицы. В этом выпуске — о работе в Октябрьском районе городского округа Саранск. Мелкие, но отнимающие много времени ДТП; активные, но безуспешные поиски пьяных… А еще — новейший HAVAL F7 в качестве служебного автомобиля ГАИ. Каков он в эксплуатации?
Давненько не дежурили со стражами дорог! Говорят, герой двух моих материалов Алексей Бачинин на пенсию ушел… Эх… С кем же о музыке буду говорить? С инспекторами Дмитрием Черновым и Андреем Сульдиным, к которым меня и фотографа подсаживают в один экипаж? Посмотрим! Сульдин только перевелся из ичалковского отдела ГАИ, который до недавнего времени возглавлял Ринат Мангутов (сейчас этот подполковник командует ОСБ ДПС в управлении).
Но сначала — не о людях. Небольшая вставка про полноприводный HAVAL F7. Я специально напросился в экипаж именно на такой патрульке. Интересно ведь, что за зверь! 11 подобных кроссоверов пришли в республиканское управление минувшей осенью, но пока их регистрировали, страховали, покупали зимнюю резину, наступил февраль. Только-только данные патрульки выехали на улицы. Кстати, насчет зимней резины! Специально посмотрел, «китайцы» оказались «обуты» в китайские же шины AntaresGrip 60 Ice размерности 225/65 R17 (профиль пухлый, грамотно подобран). Посмотрел отзывы в Интернете — почти сплошь положительные, правда, опыт использования у всех клиентов — меньше месяца. Что могу сказать, поездив на заднем диване? Слишком много пробуксовок на льду при трогании. И тут, кажется, вопросы даже не к самим шинам, а к полному приводу «Хавэйла». Задержка подключения задней оси ощутима. Опять же, сидя на заднем диване, могу сказать, что подогрев этого самого дивана (крайних половинок) работает эффективно, но кто додумался разместить зарядный разъем для гаджетов (причем только один разъем, спасибо хоть двухамперный) так близко к полу, где штекер легко повредить ногами среднего пассажира? Мало того что к нему неудобно тянуться, он еще и не подсвечен. Но проблемы индейцев шерифа не волнуют: наверное, 99 % времени задний диван в патрульной машине занят лишь сумками с документами двух инспекторов. А спереди все не только удобно, но и практично и красиво: вообще «Хавэйл» по дизайну и качеству сборки напоминает любой европейский или корейский автомобиль. Любой хороший, короче, автомобиль. В салоне тепло (при выставленных «в автомате» 22 градусах), мотор трудится неслышно и без вибраций (а наработка на холостых у патрулек огромна), переключения «мокрого робота» абсолютно незаметны, подвеска бодро отрабатывает ледяные надолбы и прочее непотребство, которым так богаты нынешние зимние дороги… К минусам (опять же, оценивая с задних сидений) можно отнести только повышенный шум от дороги. То ли сзади шумоизоляции не доложили, то ли китайские шинники скопировали у финских производителей «Нокиан» характерный гул. И еще: светодиодный ближний у кроссовера не впечатлил. Какой-то он тусклый и совсем уж ближний.
Но смена началась! Напомню, в Саранске инспекторы ОСБ работают с 8.00 до 20.00 (с перерывом на обед) и с 20.00 до 8.00. Мы в очередной раз попали в дневную смену (понимаю сейчас, что никогда не был в Саранске в ночной: надо исправить при случае). Дмитрий и Андрей дежурят в Октябрьском районе. После заправки едем на Александровское шоссе, где столкнулись грузовая и пассажирская («Мордовавтотранс») «Газели». Из дежурной части требуют проверить: нет ли раненых. Обошлось. На 70 лет Октября останавливаемся перед остановкой, и Андрей через СГУ зачитывает ждущим общественный транспорт людям заранее подготовленный текст о том, что нужно следить за детьми, так как они могут перебегать дорогу в запрещенном месте, и всякое такое прочее, касающееся пешеходов. Текст простой, но посыл нужный и важный. Тому, кто придумал, — респект!
Далее работаем на кольце под часами. Инспекторы выборочно останавливают автомобили для проверки. Казалось бы: ну вот едет машина с чистыми номерами, с включенным светом, нетонированная… Зачем ее тормозить? А вот зачем: непристегнутый, детей без кресла перевозит, едет без страховки и так далее. 15 минут такой работы, а вон сколько нарушителей. Например, оформляют водителя ВАЗ-2112 за перевозку ребенка без кресла (сидит на руках матери сзади), причем это уже второй такой штраф у водителя. Богатый! Или глупый? Оформляют водителей «Приоры» и «Мерседеса» за ремень. Другого «приориста» за тонировку. Тонированных, как по мне, все меньше и меньше становится. Предписания действуют! Да и нынешний рейд показал, что на них идет охота! То и дело по рации экипажи передают друг другу: «Машина такая-то, тонировка, поехала туда-то…» Если на пути «черномазый» попадется патрульке — развернутся и обязательно догонят. Если получится, конечно. У нас так на Химмаше не получилось: «Мазда» с чрезмерной тонировкой, пока мы, включив «крякалку» и маячки, разворачивались на оживленном перекрестке, куда-то нырнула.
Поступает, казалось бы, будничный вызов. Нужно съездить на Гожувскую, к ТЦ «Дельфин». Там два газелиста не могут разобраться в мелкой аварии. Но непростое дело оказалось! Вводные: синий грузовичок с надписью «Озон» стоит с открытыми воротами у крыльца пункта выдачи посылок. Между ним и заборчиком — метра 3, не больше. Здесь проехал другой грузовичок, белый, и якобы задел синий. У «пострадавшей» «Газели» — отметина на воротине, причем внутри. Функциональность не нарушена, все работает. Казалось бы, зачем вызывать ГАИ? Но водителя можно понять: он не владелец новенькой машины, поэтому именно ему механик предъявит претензии.
Второй газелист отрицает, что задел первого. Бегло осматриваем возможные повреждения предполагаемого виновника: с левой стороны вроде ничего нет, есть с правой, но это не вяжется с направлением движения машины. Свидетелей на месте происшествия тоже нет…
Пока мы топчемся, Андрей куда-то уходит. Скоро возвращается и сразу обращается ко второму водителю: «Зачем же вы говорите, что ничего не почувствовали? Что ничего не заметили?» У Андрея — запись на телефоне с камеры видеонаблюдения, установленной на детском садике напротив. На ней четко видно момент проезда впритирку к «Газели». Но второй водитель все равно не соглашается, отказывается давать документы для оформления ДТП. Андрей Сульдин спокойно, ясно и четко поясняет ему последствия неповиновения, ссылаясь на законы. Виновник сдается… Мы с фотографом выступаем понятыми. Андрей досконально объясняет нам (и другим участникам) наши права. Сколько раз участвовал в административном производстве, но никогда еще не видел, чтобы какой-то инспектор так досконально подходил к делу. Чувствую себя участником съемок в американском фильме. Идем уже внимательно искать повреждения на белой «Газели» и… Находим, вставая на погрузочный парапет. Оказывается, белый грузовичок «притер» синий верхним углом будки. И вот на все это дело тратим полтора часа… И таких инцидентов в общей массе работы ведомства достаточно много. Через некоторое время отправляемся в Луховку на похожий вызов. «Киа-Рио» и УАЗ «Патриот» чуть притерлись (настолько чуть, что у внедорожника — небольшая трещинка на расширителе арок, а повреждения иномарки так и не смогли найти, хотя оттерли от грязи полмашины), но при этом перекрыли улицу Октябрьскую. Все по классике: узкая от снега дорога, контакт машин при встречном разъезде. Загвоздка в том, что упрямый мужик на «Киа» кипятится и отказывается признавать свою вину, притом что соглашается: именно его машину стащило на УАЗ! Вокруг стоит толпа мужиков, кто-то куда-то звонит. Классика! И в этой ситуации Андрей Сульдин спокойно и по полочкам дает расклад участникам аварии: лучше договориться между собой, а не оформлять через страховую, так как у виновника полис ОСАГО потом станет дороже. Ущерб копеечный (накладка на УАЗ стоит 3 тысячи рублей). Мужики соглашаются, освобождая проезжую часть.
Абсолютно очевидно, что ГИБДД в принципе не должна заниматься такими мелочами. Ну где — трещина на расширителе колесных арок (или царапина на внутренней стороне ворот грузовика) и где — безопасность дорожного движения?! Наверное, в таких ситуациях нужно задействовать страховых агентов. Дать им на федеральном уровне какие-то разыскные функции, пусть работают. Но то, что проблему нужно решать, — факт.
После обеда едем к стадиону «Мордовия Арена». Там водителя черной-пречерной «Тойоты-Ленд-Крузер» с номером «001» инспекторы наказывают за то, что не вписан в полис. Смешная ситуация: грозный с виду «кукурузник» оказывается еще и с газовым оборудованием. И таких случаев много. Экономия должна быть экономной!
Тут из дежурной части поступает вызов о пьяном на Сущинского. Рвем туда. Якобы пьяный на черном «Крузе» с номером «070» поехал со стороны «Резинотехники» в сторону «Лады». Пока туда едем, смотрим по базе, есть ли в природе черный «Круз» с такими номерами. Не находим. Как и того самого пьяного… Вечером уже также через дежурную часть проходит вызов о пьяном на зеленой «Газели». Якобы неадекватно ехал по трассе Кочкурово — Саранск, выезжал на встречную полосу… В дежурке почти в онлайн-режиме по камерам, установленным на трассе, отслеживают передвижение потенциального пьяницы. Последняя камера, которая его зафиксировала, — возле поворота на Танеевку. Мчим навстречу, но зеленую «Газель» не встречаем. Свернул в какую-то деревню… Конечно, владельца уже по номерам установили, он живет на Солнечной. Тут стоит сказать, что сейчас в ГИБДД относятся к звонкам о пьяных за рулем очень, очень серьезно. Случается, конечно, что звонящие ошибаются (кто-то выехал на обгон, и его поведение приняли за поведение пьяного) или сознательно врут, поконфликтовав с водителем и звонком в полицию пытаясь отомстить ему. Но, если убрать последние моменты, в обществе все больше и больше появляется активных граждан, которым чуждо нарушение Закона. Совет таким простой (если вы сообщаете о потенциальном пьянице за рулем): обязательно запоминайте госномер машины и направление ее движения, передавая информацию в ДЧ ГАИ. Так у инспекторов Чернова, Сульдина и их коллег будет больше шансов задержать нарушителя.
Ну а наш очередной выезд в рубрике «Столичный патруль» показал, что грамотных инспекторов в ведомстве все больше и больше. Это радует. Увидимся где-нибудь еще!