12,7K подписчиков

Не только "Чёрный квадрат": 5 известных картин Казимира Малевича

463 прочитали

Сегодня, 23 февраля, исполняется 145 лет со дня рождения художника Казимира Малевича. Конечно, вы не раз слышали его имя, особенно, если хоть раз бывали в Третьяковской галерее или Русском музее. Большинство людей знают Малевича благодаря его неоднозначной картине "Чёрный квадрат". Но у этого художника есть и другие необычные работы. Какие? Читайте в нашем материале.

О жизни художника

Казимир Малевич родился в 1879 году. Его отец работал на сахароваренном заводе, поэтому детство художника прошло загородом.

В 10 лет у Малевича открылся талант к живописи. Родители по-разному отнеслись к увлечению сына. Мать поддерживала Казимира, а отец хотел, чтобы тот пошёл по его стопам, и поэтому отдал мальчика в агрономическое училище.

Когда будущему художнику исполнилось уже 26 лет, он пробовал поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Туда его не взяли. Тогда художник начал ходить в столичную студию Федора Рерберга. Там он и освоил разные приёмы в искусстве.

Со временем Малевич смог стать членом петербургского объединения русских авангардистов и даже поучаствовать в футуристических выставках. Позже со своими последователями художник основал "партию" Утвердителей нового искусства — УНОВИС. У него также прошло несколько выставок заграницей и в Третьяковской галерее.

Умер Казимир Малевич в 1935 году от рака. Художник запомнился миру своими работами в стиле супрематизма и футуризма. Мы покажем вам пять его самых загадочных картин.

Портрет Ивана Васильевича Клюна, 1913

Портрет Ивана Васильевича Клюна, 1913. Виртуальный Русский музей.
Портрет Ивана Васильевича Клюна, 1913. Виртуальный Русский музей.

Это портрет Ивана Клюнкова (псевдоним — Иван Клюн). Он был одним из последователей Малевича и его хорошим другом. Конечно, на этой картине сложно сразу разглядеть человека. Но если на неё посмотреть чуть подольше, начинаешь замечать черты лица. Здесь явно виден глаз, вытянутый подбородок и нос. Другие элементы Малевич вписал в лицо своего друга неспроста. Это символы, которые рассказывают о личности самого Клюна. Например, справа от глаза Малевич нарисовал фрагмент бревенчатого домика — так художник показал, что у его друга крестьянское происхождение. А в самом верху картины видна труба с клубами дыма. Это символ сахарного завода, где Клюн долгое время работал помощником бухгалтера.

Супрематизм №56, 1916

Супрематизм №56, 1916. Виртуальный Русский музей.
Супрематизм №56, 1916. Виртуальный Русский музей.

Это полотно из целой серии работ, посвящённых космосу. На нём Малевич изобразил разноцветные геометрические фигуры на белом фоне. Этот приём используется в супрематизме — стиле, который художник изобрёл сам. По замыслу Малевича, картина показывает бесконечность нашей Вселенной. Каждый человек может по-своему понять, что здесь изображают фигуры. При этом картину можно повесить по-разному, потому что верха и низа у неё нет, а смысл останется тот же.

Дама, играющая на рояле, 1914

Дама, играющая на рояле, 1914. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.
Дама, играющая на рояле, 1914. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.

Для этой картины основными цветами Малевич выбрал оттенки красного, оранжевого и серого. Силуэт дамы и элементы рояля разбросаны по всему холсту. В верхней части отчётливо видно несколько клавиш. Под ними чёрный неровный прямоугольник — сам рояль. Дама не нарисована целиком. На картине мы видим отдельно её глаза с длинными ресницами и бровями и платье с полосками.

Станция без остановки. Кунцево, 1913-1914

Станция без остановки. Кунцево, 1913-1914. Третьяковская галерея.
Станция без остановки. Кунцево, 1913-1914. Третьяковская галерея.

В жизни Малевича был сложный период, когда у него не было денег на холсты и ему приходилось рисовать прямо на мебели. Эту картину он написал на полке этажерки. Художник посвятил её дороге в дачный посёлок Кунцево. Малевич сам какое-то время жил там, отсюда и возникла такая идея для работы. Здесь художник соединил всё, что ему было видно по пути в посёлок. Казимир Малевич хотел показать, как уличные пейзажи быстро сменялись за окном и сливались воедино. Поэтому в одной части картины видны белые клубы паровозного дыма, в другой — нечто похожее на розовое закатное небо. А под ним, скорее всего, нарисованы ступени и фрагмент платформы.

Туалетная шкатулка, 1913-1914

Туалетная шкатулка, 1913-1914. Третьяковская галерея.
Туалетная шкатулка, 1913-1914. Третьяковская галерея.

Эту картину художник написал на всё той же этажерке. Здесь можно рассмотреть крепление, замок и другие детали шкатулки — например, деревянный корпус. Работа выполнена в стиле супрематизма, поэтому её можно повернуть любой стороной. Как и у некоторых других картин Малевича, верха и низа у неё нет.

Автор: Софья Темченко

Подписывайтесь на канал «Серебряного Дождя» в Телеграм. Внутренняя жизнь радиостанции, новости кино, науки, технологий, искусства, а также все самые актуальные тренды. Оставайтесь под Серебряным Дождём.