Найти тему

История искусства: Живопись Никола Пуссена. Вечный конфликт рисунка и цвета

Творчество Никола Пуссена - для многих квинтэссенция французского классицизма - отражает центральную проблему живописи XVII века, конфликт рисунка и цвета. Отшельник, чуждавшийся мира художников, живописец без мастерской, он писал картины, основанные на пропорции и моральном конфликте. Его необычная живопись близка стоической философии и классической трагедии. Все жанры представлены в ней строгими, чисто головными композициями.

Никола Пуссен, Автопортрет, 1649
Никола Пуссен, Автопортрет, 1649

Пуссен, не имевший успеха во Франции в начале своего творческого пути, уезжает в Рим, где под покровительством кардинала Барберини и мецената Кассиано дель Поццо поступает в 1631 году в престижную Академию Святого Луки и делает образцовую карьеру.

Никола Пуссен, Аркадские пастухи (Et in Arcadia ego), 1637—1638
Никола Пуссен, Аркадские пастухи (Et in Arcadia ego), 1637—1638
Никола Пуссен, Вдохновение поэта, 1635—1638
Никола Пуссен, Вдохновение поэта, 1635—1638

Настойчивые призывы кардинала Ришелье побуждают его вернуться в Париж. Но декоративные заказы, в том числе украшение Большой галереи Лувра, наводят на него такую тоску, что он возвращается в Рим, где остается до самой своей смерти.

Никола Пуссен, Вознесение святого апостола Павла, 1650
Никола Пуссен, Вознесение святого апостола Павла, 1650
Никола Пуссен, Осень, 1660—1664
Никола Пуссен, Осень, 1660—1664

«Читайте историю и картину»

Пуссен считает живопись полноценной интеллектуальной деятельностью. В этом она сходна с поэзией и, как всякий текст, имеет свои словарь и грамматику. Поэтому он советует читателям (зрителям) смотреть на свои картины так: «читайте историю и картину, чтобы оценить уместность любой детали» (письмо Полю Фреару де Шантелу от 28 апреля 1639 года).

Никола Пуссен, Похищение сабинянок, 1638
Никола Пуссен, Похищение сабинянок, 1638

Опираясь на эрудицию глаза, вобравшего античный декор, классические композиции Рафаэля и поэтические краски Тициана, картины Пуссена стремятся прежде всего к равновесию и гармонии. Четкость композиции позволяет соблюсти пропорции частей и выделить главных героев аллегории. Каждый выразительный регистр (патетика, загадочность, лиризм) получает новую трактовку, оправдывая изображаемые страсти.

Никола Пуссен, Ревекка у колодца, 1648
Никола Пуссен, Ревекка у колодца, 1648

Борьба между строгостью рисунка и свободой цвета

Фигура Пуссена оказалась в центре спора о рисунке и цвете. «Пуссенисты», как Филипп де Шампень, настаивали на превосходстве рисунка над цветом, провозглашая Пуссена непревзойденным образцом. В самом деле, рисунок подчиняется понятным правилам, доступным числовому выражению (пропорции, анатомия). Такая графическая манера, обусловленная главенством сюжета и иллюстрированием истории в живописи, удовлетворяла теоретическим требованиям молодой Королевской академии живописи и скульптуры. Цвет считался там лишь поверхностным украшением.

Филипп де Шампень, Тайная Вечеря, 1652
Филипп де Шампень, Тайная Вечеря, 1652

С другой стороны, «рубенсисты», почитатели фламандских и венецианских мастеров, например Роже де Пиль, считали цвет синонимом самой живописи. Творчество Пуссена не укладывается в рамки этого слишком простого противопоставления. Стремление к ясности и любовь к венецианскому свету - две нераздельные стороны его живописи. Размах композиций, строгость перспективы и меланхолическая загадочность сюжетов придают глубину и тонкость творчеству Пуссена. Его уроками пренебрегали в эпоху более поверхностной живописи. Позднее Энгр, Сезанн и Пикассо вновь открыли его строгость и энергию.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, Послы Агамемнона у Ахилла, 1801
Жан-Огюст-Доминик Энгр, Послы Агамемнона у Ахилла, 1801

Известные произведения

АВТОПОРТРЕТ

Никола Пуссен, 1650

Никола Пуссен, Автопортрет, 1650
Никола Пуссен, Автопортрет, 1650

Эта картина - один из двух автопортретов, написанных для друзей. Луврский потрет был предназначен для Шантелу. Художник изображен в своей мастерской, его утомленный взгляд обращен к зрителю, осанка величава. Строгая тональность подчеркнута черным цветом одежды и почти абстрактным фоном: декором из трех картин, загораживающих дверь. На левой картине виден бюст женщины с диадемой, в центр которой вделан глаз: это муза живописи, озаряющая зрение. На раме справа латинская надпись сообщает имя художника и дату написания картины. На правой руке у Пуссена кольцо с бриллиантом в форме пирамиды: стоический символ постоянства. Автопортрет устанавливает сложный диалог между заказчиком и автором: благодаря ему сюжетом картины становится сама живопись как строгое интеллектуальное занятие.

ДАР, ИЛИ ЕВРЕИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАННУ В ПУСТЫНЕ

Никола Пуссен, 1637-1639

Никола Пуссен, Евреи, получающие манну в пустыне, 1637-1639
Никола Пуссен, Евреи, получающие манну в пустыне, 1637-1639

Эта картина - первая из написанных Пуссеном для Шантелу, французского коллекционера, мецената, друга и доверенного лица художника. Сюжет взят из книги Исхода, где рассказывается о том, как Иегова во время странствия по пустыне посылает народу Израиля небесную пищу; но изображение отклоняется от ветхозаветного сюжета как такового. Критики пытались расшифровать символическое значение многих персонажей переднего плана. В одной из своих лекций в Академии Шарль Лебрен хвалил Пуссена за то, как тот передал голод персонажей, показав их физическую слабость. Он также восхищается тем, как искусно подчеркивают изнеможение персонажей элементы пейзажа. Разные группы фигур воплощают разную реакцию на сотворенное Богом чудо: благодарность (Моисей с воздетыми руками в центре картины), долг (справа молодая женщина дает грудь собственной матери, отказывая в ней своему ребенку), жадность. Эта картина на ветхозаветный сюжет предвосхищает сложное построение «Таинства евхаристии».

Никола Пуссен, Таинство евхаристии, 1640
Никола Пуссен, Таинство евхаристии, 1640

ПРАХ ФОКИОНА

Никола Пуссен, 1648

Никола Пуссен, Пейзаж со вдовой Фокиона, собирающей его прах после кремации, 1648
Никола Пуссен, Пейзаж со вдовой Фокиона, собирающей его прах после кремации, 1648

Фокион, непопулярный афинский полководец, был принужден согражданами к самоубийству, а затем реабилитирован. Противоположность между безмятежным пейзажем на заднем плане и передним планом, где женщина равнодушно хоронит пепел Фокиона, выявляет суть происшедшей драмы, ничтожность любой жизни.