Творчество Никола Пуссена - для многих квинтэссенция французского классицизма - отражает центральную проблему живописи XVII века, конфликт рисунка и цвета. Отшельник, чуждавшийся мира художников, живописец без мастерской, он писал картины, основанные на пропорции и моральном конфликте. Его необычная живопись близка стоической философии и классической трагедии. Все жанры представлены в ней строгими, чисто головными композициями.
Пуссен, не имевший успеха во Франции в начале своего творческого пути, уезжает в Рим, где под покровительством кардинала Барберини и мецената Кассиано дель Поццо поступает в 1631 году в престижную Академию Святого Луки и делает образцовую карьеру.
Настойчивые призывы кардинала Ришелье побуждают его вернуться в Париж. Но декоративные заказы, в том числе украшение Большой галереи Лувра, наводят на него такую тоску, что он возвращается в Рим, где остается до самой своей смерти.
«Читайте историю и картину»
Пуссен считает живопись полноценной интеллектуальной деятельностью. В этом она сходна с поэзией и, как всякий текст, имеет свои словарь и грамматику. Поэтому он советует читателям (зрителям) смотреть на свои картины так: «читайте историю и картину, чтобы оценить уместность любой детали» (письмо Полю Фреару де Шантелу от 28 апреля 1639 года).
Опираясь на эрудицию глаза, вобравшего античный декор, классические композиции Рафаэля и поэтические краски Тициана, картины Пуссена стремятся прежде всего к равновесию и гармонии. Четкость композиции позволяет соблюсти пропорции частей и выделить главных героев аллегории. Каждый выразительный регистр (патетика, загадочность, лиризм) получает новую трактовку, оправдывая изображаемые страсти.
Борьба между строгостью рисунка и свободой цвета
Фигура Пуссена оказалась в центре спора о рисунке и цвете. «Пуссенисты», как Филипп де Шампень, настаивали на превосходстве рисунка над цветом, провозглашая Пуссена непревзойденным образцом. В самом деле, рисунок подчиняется понятным правилам, доступным числовому выражению (пропорции, анатомия). Такая графическая манера, обусловленная главенством сюжета и иллюстрированием истории в живописи, удовлетворяла теоретическим требованиям молодой Королевской академии живописи и скульптуры. Цвет считался там лишь поверхностным украшением.
С другой стороны, «рубенсисты», почитатели фламандских и венецианских мастеров, например Роже де Пиль, считали цвет синонимом самой живописи. Творчество Пуссена не укладывается в рамки этого слишком простого противопоставления. Стремление к ясности и любовь к венецианскому свету - две нераздельные стороны его живописи. Размах композиций, строгость перспективы и меланхолическая загадочность сюжетов придают глубину и тонкость творчеству Пуссена. Его уроками пренебрегали в эпоху более поверхностной живописи. Позднее Энгр, Сезанн и Пикассо вновь открыли его строгость и энергию.
Известные произведения
АВТОПОРТРЕТ
Никола Пуссен, 1650
Эта картина - один из двух автопортретов, написанных для друзей. Луврский потрет был предназначен для Шантелу. Художник изображен в своей мастерской, его утомленный взгляд обращен к зрителю, осанка величава. Строгая тональность подчеркнута черным цветом одежды и почти абстрактным фоном: декором из трех картин, загораживающих дверь. На левой картине виден бюст женщины с диадемой, в центр которой вделан глаз: это муза живописи, озаряющая зрение. На раме справа латинская надпись сообщает имя художника и дату написания картины. На правой руке у Пуссена кольцо с бриллиантом в форме пирамиды: стоический символ постоянства. Автопортрет устанавливает сложный диалог между заказчиком и автором: благодаря ему сюжетом картины становится сама живопись как строгое интеллектуальное занятие.
ДАР, ИЛИ ЕВРЕИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАННУ В ПУСТЫНЕ
Никола Пуссен, 1637-1639
Эта картина - первая из написанных Пуссеном для Шантелу, французского коллекционера, мецената, друга и доверенного лица художника. Сюжет взят из книги Исхода, где рассказывается о том, как Иегова во время странствия по пустыне посылает народу Израиля небесную пищу; но изображение отклоняется от ветхозаветного сюжета как такового. Критики пытались расшифровать символическое значение многих персонажей переднего плана. В одной из своих лекций в Академии Шарль Лебрен хвалил Пуссена за то, как тот передал голод персонажей, показав их физическую слабость. Он также восхищается тем, как искусно подчеркивают изнеможение персонажей элементы пейзажа. Разные группы фигур воплощают разную реакцию на сотворенное Богом чудо: благодарность (Моисей с воздетыми руками в центре картины), долг (справа молодая женщина дает грудь собственной матери, отказывая в ней своему ребенку), жадность. Эта картина на ветхозаветный сюжет предвосхищает сложное построение «Таинства евхаристии».
ПРАХ ФОКИОНА
Никола Пуссен, 1648
Фокион, непопулярный афинский полководец, был принужден согражданами к самоубийству, а затем реабилитирован. Противоположность между безмятежным пейзажем на заднем плане и передним планом, где женщина равнодушно хоронит пепел Фокиона, выявляет суть происшедшей драмы, ничтожность любой жизни.