В Эхирит-Булагатском районе Иркутской области проживает Светлана Д., 63-летняя женщина, которая последние два десятилетия посвятила поиску справедливости для предполагаемого убийцы своей дочери.
Доказательства казались однозначными: преступник сознался и даже раскрыл место, где спрятал тело жертвы. Однако только в сентябре 2020 года, полтора года назад, останки удалось наконец похоронить.
Дочь переехала в Иркутск с мечтой о светлом будущем
В возрасте 22 лет Катя приняла решение покинуть родной город и переехать в Иркутск в 2002 году. Она устроилась медсестрой в местную онкологическую клинику и мечтала поступить в медицинское училище. Молодая девушка поселилась в съемной квартире на 2-й Ключевой улице, думая и надеясь, что впереди ждут новые возможности и светлое будущее.
В Иркутске проживала и младшая сестра Кати. Регулярно две сестры договаривались о встречах и обменивались телефонными звонками. Однако неожиданно в середине июля 2002 года Катя вдруг перестала выходить на связь.
— Младшая дочь с подругой сначала сами пытались отыскать ее. Поехали на съемную квартиру, но ее там не оказалось, — вспоминала мама девушки Светлана. — Катя никогда так раньше не делала. Поэтому на следующий день я сама приехала в Иркутск, чтобы подать заявление о пропаже дочери. Но его не приняли, поскольку в те годы должно было пройти три дня с момента пропажи человека. Таковы были правила.
Знакомые и родственники своими усилиями искали пропавшую Катю, проверяли поблизости от дома и на работе, прочесывали окраины города и даже дошли до деревни в Усольском районе. Но тщетно!
Более полугода Светлана ничего не знала о судьбе дочери, даже подключившиеся к поискам правоохранители не могли прояснить ситуацию, а в январе 2003 года надежды матери увидеть дочь живой и невредимой рухнули. В отделение милиции пришел мужчина и признался в убийстве Кати.
— Из материалов дела я узнала, что он жил буквально наискосок от дочери. На тот момент ему было около 27 лет. С Катей они познакомились в общей компании. Он рассказал, что у них произошла интимная близость, а после они поссорились. Вроде как, дочь пригрозила ему написать заявление об изнасиловании. В ответ на это парень ударил ее острым предметом, а затем задушил шнурком. Это произошло 14 июля. После этого он пришел домой, рассказал о случившемся своей семье. Попросил брата помочь вынести тело Кати на пустырь на углу улиц Шевцова и Чапаева. Там ее и закопали…
По словам Светланы, мужчина указал точное место, где спрятал тело. Последующий анализ ДНК подтвердил, что обнаруженные останки действительно принадлежали Кате. Кроме того, жена брата предполагаемого убийцы дала показания, подтвердившие, что и ее муж, и свекровь знали о его причастности к инциденту и помогали его скрыть. Однако, несмотря на искреннее признание, подозреваемого отпустили. Как сообщили Светлане, это произошло из-за отсутствия достаточных улик.
Долгие годы женщине не давали даже похоронить убитую дочь
Всё это время убитой горем женщине не удавалось придать дочь земле. Правоохранители отказывались передавать тело, сославшись на то, что это важно для расследования. Затем, уже в 2010 году, получив наконец свидетельство о смерти Кати, Светлана была опустошена, узнав, что останки попросту… исчезли.
— После я серьезно заболела, все внимание переключила на здоровье. Прогнозы были не очень утешительными, но я решила, что так оставлять все нельзя. Должна же быть какая-то справедливость! В 2021 году я обратилась в правоохранительные органы с просьбой хотя бы показать место, где могли захоронить мою дочь. Не могли же эти останки просто так где-то держать? Я хотела возложить туда хотя бы венок…
Женщина встретилась с новым следователем, который приступил к пересмотру дела. Впоследствии выяснилось, что множество документов и результатов экспертиз необъяснимым образом пропали. А вот останки, вероятнее всего, не были извлечены из земли полностью: сейчас же обнаружить их невозможно, так как на этом месте есть постройки. Выяснилось и то, что в 2021 году дело прекращено в связи с кончиной подозреваемого. Мать предполагаемого убийства в момент встречи со Светланой посоветовала ей успокоиться и продолжить жить, вот только безутешная мать не была готова к такому.
Уже в 2022 году Светлана получила звонок из органов, который её ошеломил, оказалось, останки её дочери, наконец, обнаружены.
— Мне неожиданно позвонила следователь и сообщила, что нашлись останки моей дочери. Выяснилось, что все это время они лежали на складах у криминалистов среди других вещдоков. Далее была ДНК-экспертиза. Анализы подтвердили, что они действительно принадлежат Кате. И вот, почти спустя два десятилетия мать смогла, наконец, похоронить любимую дочь. Мы заказали гроб, сделали могилу и похоронили останки на кладбище в родном селе. Я часто прихожу туда. Плачу, разговариваю с ней…
«Прошло уже 20 лет, а я все еще жду ее звонка»
Светлана обратилась в суд, подав иск в Иркутский областной суд с требованием компенсации за нарушение ее права на своевременное рассмотрение уголовного дела. Судебные органы установили, что «следственные органы проявили бездействие на досудебной стадии уголовного дела». В результате расследование было затянуто, что в конечном итоге привело к закрытию дела в связи со смертью подозреваемого. Суд частично удовлетворил ходатайства Светланы.
Не согласившись с решением, Светлана подала апелляционную жалобу в Новосибирский суд. Однако решение областного суда осталось неизменным. Впоследствии сибирячка приступила к подаче кассационной жалобы в Кемеровский городской суд.
— У меня большая семья: муж, дочь, два сына, внуки, — рассказывает Светлана. — Но я до сих пор очень сильно переживаю утрату Кати. Если бы она сейчас была вместе со мной, я была бы счастлива! Очень многое я потеряла после ее смерти. Прошло уже 20 лет, а я все еще жду ее звонка. Надеюсь, что когда-нибудь она придет домой или кто-то сообщит, что видел ее. Наверное, так происходит с каждой матерью, которая потеряла ребенка…
В поисках справедливости Светлана намерена обращаться в Верховный суд РФ.