Среди начинающих предпринимателей ходит слух: «Делай то, что никто до тебя не делал, и будет тебе успех, вечное счастье и море денег до конца жизни. Говорят даже, что клиенты в таком случае выстраиваются в очередь и просят добавки.
«Не верьте слухам, — вот что я скажу, — а еще садитесь по-удобнее и готовьте кнопки для скриншотов, а лучше записывайте»
Для начала нужно выбрать нишу
1. Как бы странно это не звучало, но для успеха вашего бизнеса нужно заходить на рынок, где уже есть конкуренция. Я не говорю о перегретых рынках, когда поздно пить боржоми.
Вспомните видеопрокат кассет. Это было давно, но очень модно и популярно. Долгое время все складывалось хорошо, люди заходили и 3, и 4, и 5-ой волной, хорошо заработали. Но появился интернет, прокат не перестроился, и вскоре всем пришлось закрыться. Схлопнулись.
Множество рынков так и схлопываются, по той простой причине, что технологический прогресс их вытесняет, а они в свою очередь не готовы к автоматизации.
Поэтому если вы надумали открыть бизнес, которого сможет заменить искусственный интеллект, ChatGPT и тому подобное, то очень подумайте.
2. Вспоминаем старую добрую аутентичность. Всегда прикольно заниматься тем, что нравится тебе самому. При чем не важно, разбираетесь вы в этом или не особо, было бы желание. Не надо бояться рынка, где уже есть конкуренты, это говорит только о том, что на этот продукт или услугу есть огромный спрос и люди платят, поэтому идите и составляйте им всем конкуренцию.
Вот, кажется, барбершопы никому не нужны, или компьютерные клубы, пруд пруди, или еще лучше пример — продуктовые магазины на каждом шагу. Да, пожалуйста, залезайте в абсолютно любую нишу.
3. Но это должен быть легко изучаемый рынок. Что это значит? Не стоит лезть сразу в какие-то госзакупки или не совсем прозрачные ниши, где есть определенные нюансы, нужны связи, и тяжело скопировать модель.
Например, я всю жизнь мечтал заниматься щебнем. Покупаю щебень, привожу, продаю и ухожу в минус, а конкуренты процветают. Оказывается, они всегда продавали за наличку, ее перепродавали другим людям, и за счет этого появлялась обнальная разница, на которой они зарабатывали деньги. Но не факт, что я мог бы это узнать заранее или провернуть то же самое.
Но есть прозрачные, например, рестораны, кафе, смм-менеджеры, таргет-агентство, юриспруденция, — и для того, чтобы в него залезть, вам необходимо не открыть ИП и начать как-то привлекать людей, а сделать эти очень простые вещи.
10 самых крутейших инструментов для запуска успешного бизнеса
Инструмент №1 — «Отсобеседовать людей»
Которые ранее работали в компании конкурента. Предварительно, конечно же, найдя их, например, на HH.ru.
Это важно для того, чтобы узнать специфику. При чем собеседовать нужно абсолютно всех. Как правильно это делать, я подробнее рассказал в этой статье. Можно даже из других городов по удаленке, говоря, что вы якобы в их городе, но в вашем открывается представительство с повышением должности.
Инструмент №2 — «Сделать кастдев»
Что такое кастдев? Это вообще самый крутой инструмент, который точно даст вам понять, нужна эта услуга или нет. Когда вы знаете свою целевую аудиторию, просто берете и опрашиваете ее, только не надо делать это среди знакомых, родственников и друзей. Они ответят не так, как надо. Надо спрашивать просто сплошным методом. Как это делается?
Допустим, вы хотите открыть на определенной улице стоматологическую клинику. Идете туда, прям встаете своими ножками и начинаете опрашивать всех прохожих: «Как вы думаете, если бы здесь была стоматология, вы бы ходили?». Условно. Лучше составить список из 5, 10 вопросов взамен на какую-то благодарность с вашей стороны. Например, пожалуйста, ответьте на 5 вопросов и получите купон на 500₽ в «Пятерочку». Потратили 10 000₽, и у вас готово целое маркетинговое исследование.
Не нужно ничего самому додумывать: «Вот я здесь размещусь, прям в этом дворе, сделаю ремонт, и будет классно». И вроде все как у конкурентов, а не пошло, прибыли нет.
Потому что место впринципе не для этой целевой аудитории.
Как вариант, разместить опросник в сообществах «Подслушано города, района и так далее» или рекламу в лифтах: «Скоро открытие, переходите по ссылке, чтобы забрать 1 купон на 1 000 ₽». Люди проходят, ты считаешь по меткам количество и потенциально оцениваешь рынок, интересно это или нет.
Инструмент №3 — «Никогда не нанимать родственников и друзей»
Все люди разные, у всех свои взгляды но жизнь, финансы и так далее. Поэтому вступив на скользкий путь общего бизнеса с близким другом или родственником, вы рискуете не только испортить с ним отношения, но и вовсе потерять его, вложенные средства, нервы и дело вашей жизни.
Более подробно эту тему я разбирал в этой статье.
Инструмент №4 — «Брать на работу сотрудников с опытом»
Если вы сами не разбираетесь в этой нише, то вам нужны люди, которые точно больше знают. Вернитесь к пункту Инструмент №1, через собеседования вы можете понять, как они мыслят, какие именно вам и вашей команде нужны компетенции. Плюс, возможно, урвете к себе в компанию очень стоящих сотрудников за адекватную плату.
Инструмент №5 — «Личное присутствие»
Большая ошибка многих именно на старте: открыть бизнес, набрать команду, пусть даже очень сильную, и перестать вникать. В этом случае коллектив расслабляется, начинает придумывать схемы, как можно воровать у собственника деньги, и пропускать мимо кассы. Поэтому не расслабляйтесь.
А самое главное — включите уведомление на мой канал, или подписывайте на телеграмм https://t.me/proedtech1 , я скоро вернусь с продолжением…