Всем зарабатывающим или получающим посвящается
Принято считать, что качество жизни людей напрямую связано с экономикой. Мы расстраиваемся, когда что-то дорожает, когда вводят новые налоги и повышаются тарифы на коммуналку. Это автоматически означает, что нужно больше работать, а соответственно больше уставать, меньше времени проводить с семьей и уделять внимания своему здоровью. На любом предприятии и в любой организации экономисты в особой чести, ведь банкротства предприятия, если оно не предумышленное, обычно стараются не допускать. Про прохождение различных проверок я уже и не говорю. Еще больше мы расстраиваемся, когда решение наших жизненно важных проблем упирается в деньги, и тем самым создается замкнутый круг.
Экономика все переводит в универсальные показатели, которые уже затем руководством стран или межгосударственными организациями вроде Всемирного банка по своему усмотрению закладываются в курс национальных валют, выпуск ценных бумаг, покупку или продажу драгметаллов и многие другие опосредованные ценности. Бум на современные IT специальности связан исключительно с господством экономики в мире, т.к. платежные системы, транзакции, биржевые котировки и прочие ее атрибуты нужно было автоматизировать в первую очередь. Ведь экономика - это обмен цифрами в гигантских масштабах!
Никакой другой дисциплине не уделяется столько внимания средствами массовой информации и общественностью. На экономических форумах лично присутствуют главы государств, показывая товар, что называется, лицом. Что характерно, многие из них опять же имеют то или иное экономическое образование. Именно экономистов разных регалий приглашают в качестве экспертов на обсуждение любой значимой общественной проблемы. После этого этическая сторона проблемы уже естественно уходит на второй план, а на первый план ясно встают чьи-то бизнес интересы.
А что же относительно непосредственной научной деятельности экономистов? Их публикации и выступления на конференциях сводятся к сложению всех результатов вещественной и мнимой деятельности людей в безликое нечто и далее обсуждению способов, как преумножить количество денежной массы. Потом это преподносят как очередное достижение в экономике. А еще «ученые» экономисты, так или иначе, тесно связаны с политикой. Что и говорить, каждый из них в своих мыслях уже олигарх, а никак не ученый. Ведь он уже все знает - способы управлять и манипулировать людьми - стары, как мир.
Цель же публикаций экономистов вполне себе предсказуема: стимулировать тратить на потребление все больше и больше возобновляемых и не возобновляемых ресурсов. Как природных, так и человеческих. И это притом, что смысл любой настоящей науки, как гуманитарной, так и естественной, эти ресурсы сохранять! Откуда же получают экономисты исходные данные для своего анализа и как вообще можно отличить ученого-экономиста «с мировым именем» от рядового? Как представляется, регалии экономистов, определяется тем, с кем они сотрудничают, чьи данные обрабатывают и представляют в выгодном тому виде. Когда же надо на какой-либо неудобный вопрос ответить честно, кратко и по существу, то тут смысл ответов всех без исключения экономистов по большему счету одинаковый: «Вы сами во всем виноваты. Не надо быть такими внушаемыми и доверчивыми».
Многие люди интуитивно понимают, что вся сложность, противоречивость и оттого запутанность микро и макроэкономики обусловлена далеко не обычными человеческими потребностями, а удовлетворением таких не самых приятных человеческих качеств, как жадность, зависть и тщеславие. Стоит ли удивляться, что эти же черты часто имеют сами «выдающиеся» экономисты. Собственно говоря, экономика открыто паразитирует на других естественных и гуманитарных науках, повышая за счет них свое влияние. Если взять любой учебник экономики, то он напичкан математическими формулами, графиками, диаграммами и сложными терминами, на самом деле представляющими собой обычные английские слова. Я вовсе не хочу здесь винить во всем англоязычные страны, ведь при них Экономика всего лишь обрела официальный статус. Находчивые люди, умеющие обвести вокруг пальца кого угодно, согласитесь, существовали всегда и везде. Равно как и главный символ экономики – деньги.
На мой взгляд, экономика скорее относится к гуманитарным дисциплинам, а точнее даже имеет фактически религиозную суть: точно не знаю, но верю. Вы скажете, причем здесь вера, ведь в качестве доказательств, экономисты всегда приводят конкретные суммы в денежных единицах. Убедительно, не так ли? Однако эти цифры постоянно меняются, скачут. Сегодня одни, завтра другие. Откуда они вообще их берут? Все эти регулярные несбывающиеся прогнозы, опять же.… «Ну», - объясняют, с умным видом экономисты, - "Это инфляция, рецессия и депонитарные риски". Обожествление денег, в общем-то, и предполагает, что божье поведение (промысел) простым человеческим умом не дано понять, а главное нельзя предотвратить божьи поступки. Зато можно назвать их специальными терминами, и диагноз вроде бы ясен. Примите как должное. Собственно это излагали в деталях еще всем известные классики Маркс, Энгельс, а также впоследствии примкнувший к ним наш Владимир Ильич Ульянов-Ленин, но их-то задачей была ожесточенная внутривидовая борьба с еще мощной в то время христианской церковью. Как видится мне, последняя во многом проиграла эту борьбу, поскольку она (да и вообще любая религия) принципиально (зато, по крайней мере, честно) не принимала и не принимает математику, полагаясь исключительно на гуманитарное образование. Экономисты, как основатели фактически новой религии, умело использовали уже достаточно хорошо развитый в то время математический аппарат для придания солидности и наукообразия своему детищу. Я упомянул ранее, что союз с экономикой также наложил серьезный специфический отпечаток на развитие IT технологий. Служение культу это предполагает. Оттого прочитать описание требований в большинстве IT вакансий равносильно прочитать какое-то древнее заклинание. В общем, не надо удивляться, что главные служители нового-старого культа очень хорошо зарабатывают и в наше время. Хотя слово «зарабатывают» тут совершенно не уместно. Правильнее сказать, они увеличивают в мире количество денег путем увеличения числа в них верующих.
И напоследок хочется упомянуть два типичных примера навязывания экономических отношений из сказочных сюжетов (экономисты и политики, впрочем, назвали бы это примером «создания рабочих мест»).
В известном произведении сатирика Салтыкова-Щедрина «Сказ о том, как один мужик двух генералов прокормил» этот здоровый крепкий Мужик сидел и тосковал на необитаемом острове, где в изобилии водилась рыба, пернатая дичь и фрукты, какие только душа пожелает. Но Мужик был, как следует из сюжета, безработный и поэтому, увидев генералов, обрадовался им больше чем они ему. Наконец-то у него появился стимул трудиться, чтобы получить за свой труд рюмку водки и пятак серебра. Без алкоголя и денег жить, очевидно, нельзя даже на острове изобилия.
А второй пример, взят мной из уникального в своем роде сборника «Книги кладов». В этой истории описывается сотрудничество простодушного русского (очевидно опять же безработного, т.е. не задействованного в экономике) и хитрого византийского купца, который убедил русского бросить прекрасно кормившее того занятие охотой и пойти с ним вместе искать клад. Это кстати имеет прямую историческую параллель, когда славянские народы, занимающиеся собирательством и охотой, оказались вовлеченными в международную торговлю с участием Византии. А сказочная история, окончилась для русского плохо - когда он нашел для византийца клад, тот замуровал его в том же подземелье с сокровищами. Впрочем, это все-таки сказка и последнее могло быть как раз неправдой, в том смысле, что замуровать могли их там и обоих.
В общем, как сказали бы сейчас, в случае с генералами показана типичная работа «на дядю», в другом случае – иллюзия обретения больших и легких денег под руководством «опытного бизнес-наставника». Почему привожу только два случая? А третьего в экономике, как далекого прошлого, так и продвинутого настоящего, увы, не дано.
Так то, а то все наука, наука…