Найти в Дзене
Дмитрий Воронцов

Транспорт в России: итоги 2023-го года. Часть 6. Уфа, Симферополь, Севастополь

Оглавление

Электробус "Электрогород".
Электробус "Электрогород".

На улицах самой Уфы электробусы массово пока не поехали. Переданный из Москвы на обкатку "КамАЗ-6282" в начале 2022 года не считается.

Однако, в 2023 году на транспортной выставке "Электротранс-2023" был презентован новый электробус модели "Электрогород".

Этот электробус производства Уфимского трамвайно-троллейбусного завода (УТТЗ) дебютировал на выставке "Элекиротранс-2023" в сентябре 2023 года.

На российском автобусном салоне он был заметен и привлекал внимание.

Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ), производящий троллейбусы модели "Горожанин" на базе автобусов МАЗ, организовал инженерный центр "Электрогород", который занимается перспективными разработками в области электротранспорта.

Электробус "Электрогород".
Электробус "Электрогород".

Электробус "Электрогород" с ночной подзарядкой как раз и является таковой новой и перспективной разработкой.

-3

Низкопольный корпус, стильный кузов, внешне смотрится эффектно.

-4

Общая вместимость электробуса от 67 до 89 человек. Мест для сидения - 37.

Аккумуляторы, расположенные на крыше, предполагают запас хода от 150 до 300 км (в зависимости от внешних условий).

Салон просторный, проём средней двери увеличен до 1500 мм. На поручнях уже традиционные для современного транспорта USB-зарядки и сзади пять посадочных мест.

Салон электробуса "Электрогород".
Салон электробуса "Электрогород".

По моему субъективному мнению, электробус вполне конкурентноспособный. В ближайшее время стоит ожидать его на улицах городов.

"НефАЗ-5299-30-57" в Уфе.
"НефАЗ-5299-30-57" в Уфе.

В 2023 году для Уфы закуплено 85 новых автобусов большого класса "НефАЗ-5299-30-57" по нацпроекту "БКАД". Автобусы произведены в Башкирском городе Нефтекамск.

Новые низкопольные автобусы большого класса оборудованы откидной аппарелью и специальным местом для инвалидной коляски. Также эти транспортные средства отличаются высокой экологичностью за счёт использования в качестве топлива природного газа.

За один рейс автобусы нового поколения перевозят в среднем 68 человек, старого - 50 человек.

Однако, это не первая поставка автобусов этой модели в Уфу. В 2021 году было поставлено в город 90 новых автобусов модели "НефАЗ-5299-30-57".

УТТЗ-6242 "Горожанин".
УТТЗ-6242 "Горожанин".

В 2022 году по офсетному контракту с Правительством Республики Башкортостан на 1 млрд. руб. Уфимский трамвайно-троллейбусный завод поставил в город 45 новых низкопольных троллейбусов УТТЗ-6242 "Горожанин".

УТТЗ-6242 "Горожанин".
УТТЗ-6242 "Горожанин".

В 2023 году Уфа получила ещё 40 новых троллейбусов модели УТТЗ-6242 "Горожанин".

Крым - жемчужина России

"ЛиАЗ-5292" в Симферополе.
"ЛиАЗ-5292" в Симферополе.

Раздел про транспорт Симферополя и Севастополя я начну с момента присоединения Крыма к России.

При Украине в 2000-х года произошло закрытие автобусного движения в Симферополе. В городе ходили только маршрутки и троллейбусы.

Попытки восстановления автобусного движения в Симферополе предпринимались в 2010 году в, тогда ещё, украинском Крыме. Однако, эти попытки закончились ничем.

Возвращение автобусов в Симферополь вновь появилось в перспективе после присоединения Крыма к России. 15 декабря 2015 года в Симферополь начали поступать автобусы большой вместимости "ЛиАЗ-5292". 25 декабря на Площади Ленина прошла презентация новых автобусов.

В января 2016 года в город начпли поступать автобусы "НефАЗ".

"НефАЗ-5299-30-51" в Симферополе.
"НефАЗ-5299-30-51" в Симферополе.

В 2022 году в город поставили 19 автобусов "ЛиАЗ-4292".

"ЛиАЗ-4292" в Симферополе.
"ЛиАЗ-4292" в Симферополе.

В 2023 году в Симферополь поставили 10 новых автобусов "ЛиАЗ-5292.67".

"ЛиАЗ-5292.67" в Симферополе.
"ЛиАЗ-5292.67" в Симферополе.

Это машины повышенного комфорта. Автобусы оборудованы системой климат-контроля и бесконтактной оплатой проезда, зарядкой для телефонов, системой спутниковой навигации "ГЛОНАСС" и камерами видеонаблюдения.

Пандусы, широкие двери и низкопольная конструкция, а также система книлинга.

Троллейбус "Богдан" в Симферополе.
Троллейбус "Богдан" в Симферополе.

До 2010 года состояние Симферопольского троллейбуса было удручающем. Маршруты сокращались, подвижной состав списывался.

Только с 2010 года у Симферопольского троллейбуса началась новая страница в истории. Начали поступать новые троллейбусы модели "Богдан", производимые на предприятиях Петра Порошенко в Черкассах и Луцке. В 2022 году концерн "Богдан" был признан банкротом. Для улучшения работы в пользу троллейбусов из центра Симферополя было убрано большинство маршруток.

25 апреля 2014 года, спустя месяц после присоединения Крыма к России, было восстановлено движение междугородних маршрутов 54 и 55 из посёлка "Аэрофлотский" в города Алушта и Ялта. 1 сентября 2014 года в Симферопольский троллейбусный парк поступили 2 новых троллейбуса ТролЗа-5256 "Мегаполис", произведённых в Саратовской области, подаренные Санкт-Петербургом. 5 октября начались испытания этих троллейбусов с автономным ходом в районе улицы Героев Сталинграда, где так и не появилась контактная сеть. После испытаний был запущен новый маршрут 15 Марьино - Ул. Маршала Жукова.

ТролЗа-5256 "Мегаполис" в Симферополе.
ТролЗа-5256 "Мегаполис" в Симферополе.

24 января 2015 года в Симферопольский троллейбусный парк из Вологды поступил первый троллейбус ВМЗ-5298.01-50 "Авангард".

ВМЗ-5298.01-50 "Авангард".
ВМЗ-5298.01-50 "Авангард".

Далее, на протяжении года никаких изменений у Симферопольского троллейбуса не было.

23 марта 2016 года был открыт экспресс-маршрут 20, связывающий аэропорт "Симферополь" и ж/д вокзал. Позже он был продлён до нового терминала Симферопольского аэропорта.

2 декабря 2016 года проходила обкатка межрегионального маршрута Симферополь - Севастополь.

26 февраля 2017 года в Симферополь поступили новые троллейбусы ТролЗа-5265.03 "Мегаполис" с увеличенным автономным ходом, а также троллейбусы ТролЗа-5256.02 и ТролЗа-5256.05.

ТролЗа-5256.03 "Мегаполис" в Симферополе.
ТролЗа-5256.03 "Мегаполис" в Симферополе.

8 апреля 2017 года открылся новый маршрут с автономным ходом 16 Марьино - Агроуниверситет, а 4 мая - маршрут с автономным ходом 17 Аэропорт "Симферополь" - Хашкельды.

16 апреля 2018 года открывается движение троллейбусов к новому терминалу Аэропорта "Симферополь". На этом участке троллейбусы используют автономный ход.

В декабре 2019 года в город были поставлены троллейбусы ВМЗ-5298.01 "Авангард" с увеличенным автономным ходом, что позволило уменьшить интервалы на маршрутах, где есть автономный ход, и восстановить маршрут 9.

ВМЗ-5298.01 "Авангард" в Симферополе.
ВМЗ-5298.01 "Авангард" в Симферополе.

19 февраля 2021 года маршрут 16 продлён до Больницы им. Семашко, которая была открыта после капитальной реконструкции. 13 мая 2021 года открыт новый маршрут 4А Марьино - Ул. Арабатская.

Транспорт второй морской столицы России

Электробус "КамАЗ-6282".
Электробус "КамАЗ-6282".

В Севастополе подписали контракт на поставку 50 электробусов "КамАЗ-6282". В заказанной комплектации будут предусмотрены повышенная шумоизоляция (хотя, в дефолтной версии они и так достаточно тихие) бесплатный WiFi и кнопки связи с водителем. Эту машину уже обкатывали в городе в начале 2022 года, теперь она вернулась на обкатку. В сентябре 2021 года в Севастополе проходил обкатку частный электробус китайского производства, но от эксплуатации частных электробусов из Китая было решено отказаться.

Троллейбус "Богдан" в Севастополе.
Троллейбус "Богдан" в Севастополе.

После распада СССР, при независимой Украине, троллейбусная сеть Севастополя ещё некоторое время продолжала расширяться. Были запущены несколько новых маршрутов, и даже открылось новое депо. Однако, в середине 90-х годов троллейбусная сеть города начала перманентно сокращаться. Маршруты закрывались, а новый подвижной состав поступал раз в 5-10 лет.

Спустя год после присоединения Крыма к России, 4 марта 2015 года, был открыт новый маршрут 8 Улица Маринеско - 5-й километр, на котором начал работать первый в городе троллейбус с увеличенным автономным ходом.

В Апреле 2015 года в город поступило 2 новых троллейбуса ТролЗа-5275.03 "Оптима".

ТролЗа-5275 "Оптима" в Севастополе.
ТролЗа-5275 "Оптима" в Севастополе.

25 мая 2015 года запущен маршрут 4, связывающий улицу Горпищенко с Камышовой бухтой через улицы Ивана Голубца, Льва Толстого и Руднева.

2 июня 2015 года было восстановлено движение по троллейбусному маршруту 2, связывающему 5-й километр и Стрелецкую бухту, в одну сторону через улицу Льва Толстого, как маршрутка 400, а обратно - по улице Гоголя, как автобус 2.

1 июля 2015 года был отменён маршрут 6, а взамен был продлён до Стрелецкой бухты маршрут 1.

13 июля 2015 года отменяется маршрут 18 с одновременным продолжением маршрута 10 до троллейбусного депо 1.

1 октября 2015 года был запущен новый маршрут 22 Улица Жидилова - Дергачи - Центральное троллейбусное кольцо.

22 ноября 2015 года из-за отключения Украиной электроэнергии на всём Крымском полуострове приостанавливается движение троллейбусов.

5 декабря принимается решение организовать работу двух маршрутов с троллейбусами, оборудованы увеличенным автономным ходом, - 7 и 8 от 5-го километра по объездной до улицы Блюхера и обратно.

8 декабря 2015 года возобновляется регулярное троллейбусное движение с временным выпуском в 30 единиц с дальнейшем увеличением выпуска машин, и к 15 апреля 2016 года выпуск достигает 95 единиц.

2 января 2016 года, как я уже написал выше, проходила обкатка межрегионального маршрута с автономным ходом из Севастополя в Аэропорт "Симферополь".

С 6 июля по 15 сентября 2016 года приостанавливалась работа маршрута 13.

15 февраля 2017 года запускается новый маршрут 11 (Ластовая площадь - улица Горпищенко - 5-й километр - площадь Ушакова) для троллейбусов с автономным ходом.

В июне 2017 года в город поступает партия новых троллейбусов ТролЗа-5256.02 "Мегаполис" из 17 машин.

ТролЗа-5256.02 "Мегаполис" в Севастополе.
ТролЗа-5256.02 "Мегаполис" в Севастополе.

14 августа 2017 года начал работу новый маршрут 92 (Площадь Нахимова - Инкерман). Самый длинный маршрут в истории Севастопольского троллейбуса (50 км).

26 октября 2017 года маршрут 5 продлевается до улицы Маринеско - на нём работают 5 троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

10 ноября 2017 года вводится новый кольцевой маршрут 11а.

27 ноября 2017 года вводится ещё один новый кольцевой маршрут 10к.

1 декабря 2017 года запускается маршрут 26а Улица Жидилова - Площадь Ушакова.

29 июня 2018 года запущен маршрут 76 Камышовая бухта - Стрелецкая бухта.

1 января 2019 года маршрут 13 продлевают до мыса "Фиолент". На нём работает троллейбус с увеличенным автономным ходом.

2 марта 2019 года запускается маршрут 19 Проспект Победы - Камышовая бухта.

1 апреля 2019 года приостанавливается работа маршрутов 2, 8, 13, 22.

В феврале 2020 года начинается поставка новых троллейбусов ВМЗ 5298.01 "Авангард". Летом этого же года они вышли на маршруты города. К 28 декабря 2020 года получено 100 таких машин.

ВМЗ-5298.01 "Авангард" в Севастополе.
ВМЗ-5298.01 "Авангард" в Севастополе.

6 июля 2020 года временно приостанавливается работа маршрута 10к, а маршрут 10 укорачивается до конечной "Камышовая бухта".

С 12 августа 2020 года маршруты 4 и 19 были перенаправлены на улицу Токарева - улицу Шабалина - улицу Хрусталёва в связи с ремонтом улицы Льва Толстого.

2 ноября 2020 года восстанавливается работа маршрута 10к. Маршрут 10 остаётся укороченным до Камышовой бухты.

5 февраля 2021 года были внесены в реестр городского общественного транспорта маршруты 5 (временно закрывался из-за ремонта улицы Льва Толстого).

С 12 марта 2021 года маршрут 4 был выпущен по трассе маршрута 10.

21 июня 2021 года возобновлён маршрут 5.

С 15 июля 2021 года маршрут 4 вернулся на первоначальную трассу, но без заезда на ГУП "Севэлектроавтотранс" в сторону Камышовой бухты.

С 17 октября 2022 года в качестве эксперемента открывается новый троллейбусный маршрут 7а (Дергачи - улица Горпищенко - Центр).

С 9 января 2023 года маршрут 10 был продлён Фиолентовского кольца.

С 1 января 2024 года маршруты 11 и 11а отменяются и заменяются автобусными маршрутами 11 и 11а.

Теперь давайте поговорим о перспективах Севастопольского троллейбуса!

Планируется перенос конечной с 5-го километра на 10-й. В связи с поставкой троллейбусов с автономным ходом строительство новых линий не планируется. Однако, возможно строительство небольших линий. Наиболее возможные - линия на 10 км и на Дергачи.

Возможные направления для новых маршрутов троллейбуса:

Гагаринский район

1. Мыс "Фиолент".

2. Ул. Фадеева.

3. Ул. Павла Корчагина.

4. Ул. Шевченко.

5. Ул. Бориса Михайлова.

6. Балаклава.

Нахимовский район

1. Дергачи (с возможным дальнейшим продлением до Сапун-горы.

Балаклавский район

1. 10-й километр.

Вот и подошла к концу шестая часть моей масштабной статьи. Несмотря на то, что по регламенту я должен был писать только про 2023 год, я не мог не написать про значимые события в сфере транспорта некоторых городов из недавней истории. Впереди ещё много частей. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки! До встречи в следующих частях!