Бизнес на маркетплейсах — одна из самых прибыльных ниш. Кажется, откроешь там свой магазин и только успевай выводить деньги. Это так, но при одном условии: продавец должен понимать, как работает система штрафов. Иначе можно потерять значительную часть прибыли.
В этой статье разбираемся, за что селлер может получить штраф и как этого избежать.
С любым маркетплейсом продавец работает по оферте. В ней у каждой площадки прописаны свои правила, в том числе и относительно штрафов. Перед тем как выйти на маркетплейс, изучите его оферту. Это первый шаг, который поможет как можно реже попадать на штрафы.
Самые частые причины штрафов:
- Продажа товаров из запрещённых категорий: алкогольная и никотиносодержащая продукция, лекарственные средства, дорожные знаки и ряд других товаров.
- Продажа фальсификата или контрафактных товаров.
- Отсутствие разрешительной документации. К примеру, если вы продаёте одежду, в зависимости от её вида вам понадобится отказное письмо, сертификат или декларация соответствия. Ещё один важный документ — согласие правообладателя на использование товарного знака, если вы продаете не свой товар. Если продаёте свой, то нужно зарегистрировать собственный товарный знак и предоставить свидетельство о регистрации.
- Неправильное заполнение карточек товаров. Например, описание или фото не соответствуют реальному товару по каким-то параметрам.
- Нарушение сроков отгрузки товара.
- Отмена заказа продавцом.
- Накрутка отзывов, дублирование карточек и другие манипуляции с алгоритмами платформы.
- Фальсификация документов, которые необходимы для торговли.
- Использование чужого контента при оформлении карточки товара.
- Нарушение правил коммуникации с покупателями: размещение контактов на фото, призыв перейти на сторонний ресурс — на сайт или в соцсети.
За нарушение маркетплейс может сразу удерживать денежный штраф с баланса или же начислять штрафные баллы. Чем выше сумма баллов, тем выше риск полной блокировки аккаунта. Штрафные баллы могут начисляться бессрочно или сгорать через определённый период — зависит от нарушения.
Администрация площадки может вынести селлеру предупреждение. Тогда у него есть шанс исправить ошибку и избежать санкций.
Ещё вариант — маркетплейс может заблокировать карточку товара или магазин (временно или навсегда). Это сделает товары практически невидимыми для покупателя и продавец так или иначе будет терять деньги.
Как обжаловать штраф, если вы не нарушали правила? Пишите в службу поддержки или в администрацию маркетплейса. Они должны дать подробную информацию по нарушению и подсказать, как исправить проблему.
Как избежать штрафов:
• Тщательно изучите правила работы на выбранной платформе и следите за их обновлениями.
• Автоматизируйте процессы учёта и обновления товаров, чтобы исключить человеческий фактор.
• Поддерживайте документацию в актуальном состоянии и предоставляйте её по первому требованию маркетплейса.
• Следите за отзывами покупателей и оперативно реагируйте на возможные претензии.
• В случае получения штрафа не игнорируйте его и по возможности обжалуйте, предоставив доказательства вашей правоты.