На финансовых рынках участвуют в основном две категории трейдеров: обычные ритейл-трейдеры, управляющие небольшими объемами, и так называемые крупняки (маркетмейкеры (ММ) и крупные игроки). Крупные игроки (КИ) – это трейдеры, торгующие большими объемами и способные оказывать влияния на цену, чего не могут делать ритейл-трейдеры.
На рынке ритейл-трейдеров 95% (цифра условная, показывающая, что их подавляющее большинство), но на них приходится в сумме 5% объемов всего финансового рынка. В то время как КИ и ММ владеют суммарно 95% объемов, что и дает возможность «рисовать» график.
Как же взаимодействуют две эти категории трейдеров между собой? ММ и КИ нужна ликвидность для своих огромных позиций. То есть, если, например, КИ или ММ хочет подзаработать деньги и зайти в лонг на $30 млн, то им нужно найти большое количество контрагентов, чтобы выкупить у них активы на такую сумму. В моменте в биржевом стакане может не оказаться столько ордеров, и позиция КИ или ММ не будет исполнена.
Что они делают в таких случаях? Начинают манипулировать рынком, создавая искусственный спрос или предложение, чтобы привлечь дополнительных контрагентов и исполнить свои ордера. Их запасы позволяют двигать цену так, как им хочется, пока есть заявки в стакане. Они создают на графике такие ситуации, побуждающие входить в сделки ритейл-трейдеров. После этого стакан значительно пополняется, что дает возможность КИ или ММ осуществлять свои зловещие планы. Какие бывают манипуляции. Практически все графические паттерны классического технического анализа. Линии поддержки и сопротивления, голова и плечи, флаги, треугольники и т.д. Все эти фигуры рисуют ММ и/или КИ с целью выманить деньги ритейл-трейдеров и тем самым наполнить свои позиции.
Получается, с точки зрения классического тех. анализа, КИ и ММ – злейшие враги. С одной стороны - да, но если посмотреть с другой стороны, то можно двигаться не против них, а вместе с ними. Этим как раз таки и занимаются трейдеры, торгующие по концепции Smart Money.
На самом деле, КИ и ММ тоже могут быть друг другу врагами, но об этом - в другой раз.
Резюмируя, крупные игроки и маркетмейкеры — это как течение реки, а обычные трейдеры – мелкие рыбешки. Если иметь достаточно сил и знаний, то можно плыть против течения, но, к сожалению или к счастью, большинство будет смываться течением.