В этой статье мы рассказываем, про два аргумента, которые используют налоговики, чтобы обвинить вас в дроблении бизнеса и доначислить налоги. Читайте статью и узнаете, как опровергнуть эти доводы ФНС.
1 Аргумент - одинаковый ОКВЭД
Если компания и ее контрагенты работают в одной сфере бизнеса, это повышает риск получить претензии от ИФНС. «Контрагенты на спецрежимах занимаются одной и той же деятельностью» — такой довод инспекторы используют, чтобы аргументировать дробление бизнеса. Ссылаются на совпадение ОКВЭД и делают вывод: не было экономического смысла вовлекать в работу контрагентов, а значит, единый бизнес разделили ради налоговой выгоды.
Контраргумент - компании занимаются разными сегментами рынка
Компании необходимо опровергать, что у нее не было смысла привлекать контрагента с аналогичным ОКВЭД. Для этого обоснуйте, с какой экономической целью разделяли бизнес. В частности, можно показать, что разграничили деятельность по категориям товаров из-за специфики одной из них. Например, необходимо было запустить особые бизнес-процессы, доставку, условия хранения. Так, суд отметил: налоговики не проанализировали сегменты рынка, в котором работал каждый из взаимозависимых контрагентов: формат ресторанов и кафе, категории потребителей, ценовую политику.
Необходимо подготовить анализ рынка и показать его суду. Кроме того, разделение могло привести к росту количества клиентов: покупатели на ОСН заинтересованы в наличии в цене товара НДС, а на УСН — в более низкой цене за счет отсутствия в ней НДС.
Еще довод: контрагенты занимались узкопрофильным аспектом, тогда как компания реализовывала гораздо больше видов деятельности. Так, налоговики ссылались на общую работу предпринимателей на УСН — продажу медицинских товаров. В результате объединили их доходы, из-за чего ИП перестали подпадать под критерии для спецрежима. В суде удалось доказать ошибку инспекции. Она невнимательно исследовала виды деятельности. Спорный контрагент только продавал оборудование. Налогоплательщик же еще продавал парфюмерию, занимался внешней торговлей: сертифицировал, декларировал и ввозил импортную продукцию. Тем самым опроверг довод ИФНС о том, что занимался исключительно продажей тех же товаров, что и контрагент.
2 Аргумент - общий товарный знак
Если компании используют один товарный знак, высока вероятность, что налоговики это посчитают признаком дробления. Но суды указывают: сама по себе работа под общим брендом, вывеской, товарным знаком не будет поводом для доначислений. Компании вправе самостоятельно выбирать бизнес-модель. Это повышает узнаваемость и лояльность клиентов, однако вовсе необязательно приводит к общей деятельности нескольких компаний.
Контраргумент - общий товарный знак повышает узнаваемость в разных сферах бизнеса
Компании необходимо показать, что все организации занимаются разными направлениями бизнеса, хотя и под одним товарным знаком. Они самостоятельно отчитываются, получают собственные доходы, имеют свои клиентские базы. Рекомендуем представить налоговикам и суду возмездные лицензионные договоры, а также ссылаться на платежки с соответствующим назначением платежа. Так покажете, что товарный знак все организации использовали на рыночных условиях.
Чтобы узнать, какие еще аргументы будет использовать налоговая в 2024 году для того, чтобы обвинить вас в дроблении бизнеса, рекомендуем подписаться на наш ТГ Канал Белый Дом.
#оквэд #причиныдоначисленияналогов #причины_доначислений #налоговый_консультант #передачаправнатоварныйзнак